В верхнее тематическое оглавление
Тематическое оглавление (Рецензии и ругань)
предыдущее по теме…………………………………
следующее по теме
предыдущее по другим темам……………
следующее по другим темам
У меня есть очень хорошая новость: в этом году не выделят ни копейки из бюджета на кино, так что мы будем избавлены от необходимости смотреть отечественные фильмы. Раньше я считала, что наш кинематограф надо поддерживать, но теперь вижу, что это совершенно бессмысленно. Давали им деньги, а фильмы хорошие были? Такие, чтобы стали народными, любимыми? Разве что «Брат-2» или «Окраина» для эстетов, да и то - спорно. Очень жалко смотреть, как умирает наше кино, но скорый конец лучше, чем ужас без конца. Почему не получается кино, хотя наши зрители любят именно свое? Они смотрят скверные отечественные сериалы, которым удалось полностью вытеснить из эфира более качественную зарубежную продукцию. Но с кино не так, потому что наши режиссеры не хотят потрафлять низменным вкусам народа и снимают «высокохудожественное» кино. Больше всего они любят притчи. Что ни возьми - все притча, особенно, на «Закрытом показе». Вот и «Юрьев день» Кирилла Серебреникова - тоже притча.
Знаменитая оперная певица перед отъездом за бугор привозит сына в город своего детства - Юрьев. Она приводит его в местный кремль, они забираются на колокольню. Сыну город не нравится, а она говорит ему: «Растворись в этом воздухе!». Он и растворяется. Люба начинает поиски сына. Поиски затрудняются следующими обстоятельствами: героиня почему-то не может привлечь к делу своих московских знакомых, использовать связи, которые у нее должны же быть, у нее нет денег, она не может никуда выехать. Представьте, что такая история произошла бы реально? Что бы предприняла знаменитая певица? Городскому начальству звонили бы с утра до вечера большие начальники, прислали бы помощь из Москвы, город наводнило бы телевиденье, журналисты. Допустим даже, что она ничего не предпринимала, потому что растерялась. Но ведь были же у нее в Москве друзья, коллеги, родные, да хоть продюсер, который отправлял ее за границу. Ее в миг бы сыскали и все организовали. Но тут она бьется одна, как самая простая никому не известная женщина, потерявшая сына. Надо так понимать, что в горе мы все равны? Не до такой степени.
Дело еще и в том, что «Юрьев» - это никакой не Юрьев, а город Зеро. Помните такой фильм был? Юрьев-Зеро символизирует всю нашу несчастную Родину, от которой надо бежать, но которая не пускает. Вот певица-то выбилась в люди, забыла свои корни, уехать собралась, а Родина ей о себе и напомнила - растворила ее сына. Певица забыла, что не у нее одной есть права на сына - у Родины тоже есть, и она сильнее. Героиня в своей гордыне забыла, что русский - это судьба (помните, анекдот такой был: еврей - профессия и т.д.), причем непременно несчастная . Далее певица пытается исправиться, заговорить судьбу, что вот, мол, она тоже такая же простая, и никакая не певица, а даже вовсе санитарка в тюремной туберкулезной больнице, и волосы у нее жуткого цвета, как у всех женщин в городе, потому что нет в России хорошей краски для волос. Красятся каким-то «темным суриком».
Периодически она находит кого-то похожего на сына: то послушника в монастыре, то зека в туберкулезной больнице, но сыновей в них не признает. Вот такая, мамаша, может быть судьба у вашего ребенка в России: или в тюрьме сгинет, или в монастырь себя заточит, а вас признавать не захочет, или убьют его и в реку бросят, а, может, сам бросится. По сравнению с этим просто исчезнувший сын кажется благом, тем более, что вдруг вернется… Желая замолить грехи путем самоуничижения, а также пытаясь помочь людям, Люба моет полы в тюремной больнице, выпивает, обретает сестру в местной жительнице - кассирше из кремля, спит со следователем.
А следователь у нас не простой, а привет от «Моего друга Ивана Лапшина» и «Место встречи изменить нельзя» - такой брутальный несколько приблатненный мужчина, из бывших зеков, как потом выяснилось. А что, известно: у нас, что вор, что мент - один черт. Постепенно героиня обретает внутренний покой: она на родине, дома. В конце-концов, если бы у нее не было оперного голоса, она бы так и не выезжала из этого Юрьева. К героине возвращается голос. И она начинает петь в храме, в хоре. Теперь она уже не солирует, а ее голос сливается с голосами таких же женщин, благодаря бога за все. Как это по-русски («по-рюсски»)!!!
Как можно видеть, фильм многозначен. Его можно понять и как стеб на тему перевоспитания оторвавшегося от народа интеллигента, и как историю женщины, которая была счастлива и довольна, а потом потеряла самое дорогое, сына, но все же выжила, нашла себя в служении тем, кому еще хуже, чем ей, отверженным, и пришла к Богу. Почему такие разные трактовки? Потому что из фильма не ясно, что имелось ввиду. Много чернухи, натурализма, жители Юрьева показаны какими-то уродами, недочеловеками, сам Юрьев - жуткая клоака. Грязь, мрак, пьянь, беззубые рты, безумные глаза, а среди этого - прекрасное, одухотворенное лицо героини. Кстати, жители Юрьева на фильм обиделись и на передачу не пришли. Они не считают, что живут в таком дерьме и сами являются дерьмом. Хотя, что с них взять, с уродов этих? Мы же видели, какие они есть: небось пьют все, да и денег у них нет на дорогу, да и штанов нет - вот и качевряжутся. Врач из туберкулезной больницы г. Владимира сказал, что у них вовсе не такие условия, как в фильме, т.е. больные не лежат вповалку на полу, не режут друг друга ножами, и их не разнимает старик с винтовкой, готовый в случае чего парочку-троечку больных отстрелять. Но дамочки-критики, пришедшие обсуждать фильм, быстро его заткнули, сказав, что в фильме правдиво показана тюремная больница.
Обсуждение проходило по принципу: похоже на Россию - не похоже на Россию - хоть похоже на Россию, только все же не Россия. Некоторые из обсуждавших живут в России - это люди, вышедшие прямо из народа, бывший оперный певец Ворошило, ставший бизнесменом, и племянник Андрея Тарковского, ставший писателем (кстати, немного похож на дядю). Им фильм не понравился. Все остальные обсуждающие живут в Москве. Уже окончательно признано, что Москва и Россия - это разные государства. Фильм одобрили дамы-критики, а также Наталья Нарочницкая и Марина Голуб, что не удивительно: видимо, представили себя на месте этой матери. Гордон и еще один гражданин признались, что немного знают русский народ, им фильм тоже не понравился. Мне вот это «я немного знаю русский народ» очень нравится. Они что, оккупанты? Сами-то они кто? Что же, достаточно быть наполовину евреем или просто жить в Москве, чтобы отделять себя от народа? Приплыли!
А мне фильм не понравился. ( «Изображая жертву» у того же Серебреникова получился лучше). Он очень затянутый, с первого кадра хочется, чтобы он уже окончился. И ведь все фильмы, которые показывают в «Закрытом показе», такие. Зачем смотрю? Все надеюсь, что кто-то снимет что-то хорошее, но то ли денег не хватает, то ли страна наша, а с ней и кино, кончается, но пока такой фильм мне увидеть не удалось.
автоном
http://uborshizzza.1mgmu.com/?p=290