В верхнее тематическое оглавление
Тематическое оглавление (Идеологические размышлизмы)
предыдущее по теме…………………………………
следующее по теме
предыдущее по другим темам……………
следующее по другим темам
Продолжение. Начало:
http://uborshizzza.livejournal.com/526929.html Как я уже сказал, сейчас доминирующим является научный метод познания мира, так как он позволяет добиться неуклонного прогресса. Поэтому складывается впечатление, что человек (пусть и в перспективе) способен познать решительно все, ведь прогресс неостановим.
На это есть два возражения.
Во-первых, уже сейчас есть некоторые островки знаний, про которые понятно, что они непонятны. В полушутливой форме это - известное высказывание, что если бы мозг был так прост, что мы могли бы понять, как он работает, то мы с таким простым мозгом не смогли бы понять, как он работает.
Ни одна система не может понять, как она работает, в частности потому, что в систему встраивается знание о том, что она знает, как она работает, из-за чего она начинает работать по-новому и требуется осмысление того, как она работает со старым знанием.
Точно такие вещи удалось сформулировать математикам, в частности, есть известный результат о том, что доказать непротиворечивость математики невозможно.
Во-вторых, из наличия постоянного прогресса в познании не следует, что останутся понятия, которые человеку недоступны в силу своей чрезмерной сложности.
Приведу пример. Есть такое понятие, как «символ» - нечто дискретное, служащее для обозначения. В самом простом варианте символ - это звук, буква. Передавая друг другу сообщения при помощи членораздельной речи мы делим ее на буквы-символы. Давайте представим себе, что мышление человека замедлилось в 10 миллиардов раз. Тогда то, что сумеет осознать его разум - лишь то, что мы смогли бы осознать за 1/5 секунды, а вся остальная жизнь у таких тугодумов проходила бы инстинктивно. Но понятно, что за 1/5 секунды додуматься до понятия «символ» человек бы не смог.
Но если бы человек мыслил в 10 миллиардов раз быстрее (или жил в 10 миллиардов раз дольше). То были бы понятия, до которых мы со своей тугодумностью додуматься не можем в принципе.
Тек что такие понятия, как «Бог» и прочее могут выходить за естественные физиологические пределы нашей способности к пониманию. И мы, рассуждая о Боге, похожи на кретинов, которые мычат, пытаясь подражать членораздельной речи, смысла которой они не понимают.