Лытдыбр от 10.08.09 Туретчина

Aug 10, 2009 20:50


В верхнее тематическое оглавление

Тематическое оглавление (Лытдыбр)

предыдущее по теме…………………………………
следующее по теме

предыдущее по другим темам……………
следующее по другим темам

Подходит к концу мой отдых в Турции. Страну я так и не видела из-за большой жары и больших расстояний. Но все же какое-то впечатление об их жизни у меня сложилось.

Кое-что напомнило мне родной СССР - здесь на каждом шагу стоят памятники Ататюрку с его мудрыми изречениями, самые красивые улицы названы в его честь. Точно также было у нас с Лениным. В чем-то они нас даже переплюнули: в простых уличных кафе, в магазинчиках висят его портреты. Дома, где он останавливался, стали музеями. У нас Ленина было поменьше. В крохотном Махмутларе есть 2 его памятника, в Аланье я видела два памятника (но наверняка есть еще), красивый бульвар с пальмами, проходящий через весь город, носит его имя, есть и дом-музей Ататюрка. В этом доме он остановился один раз, когда приезжал сюда, причем он послал из города телеграмму с орфографической ошибкой: он назвал город Алайя ( был назван в честь султана с похожим именем, построившем здесь резиденцию) Аланьей, после чего он и стал так называться из уважения к Ататюрку. (А я все думала, причем тут аланы, то есть осетины?) Ататюрк - это не имя, это - означает «отец турок». А звали его Мустафа Кемаль (1881 - 1936). В 1916 году он был генералом и имел титул паши. В Первую мировую войну Турция сражалась на стороне Германии и проиграла вместе с ней. Победительницы (Англия, Франция. Греция, Италия) оккупировали большую часть страны. Кемаль возглавил освободительное движение, стал маршалом и получил титул гази. В 1923 война за освобождение закончилась, Турция стала республикой, а Мустафа Кемаль - ее первым президентом. Именно он сделал Турцию светской страной. С тех пор они живут не по законам шариата, а по демократическим законам, а армия является гарантом сохранения этого курса.

Я думаю, что для Турции реформы Ататюрка были не менее революционные и болезненны, чем для нас установление советской власти. Однако от Ленина отреклись, памятники многие снесли, улицы - переименовали, норовят перезахоронить, а Ататюрку в его мавзолее, вроде бы, ничего не угрожает.

Впрочем, может быть, это до поры. Как наши граждане оглядывались на западные страны с их капитализмом, так и турки, наверное, оглядываются на соседние мусульманские страны, где живут по законам шариата. Я видела сюжеты по телевизору и читала в новостях, что все у них не так уж гладко. Есть у них свои исламисты, которые устраивают демонстрации, производят теракты, и силы у них совсем немалые. Совсем недавно на выборах исламисты набрали большое число голосов и могли бы и победить, если бы не вмешалась армия. На бытовом уровне мне заметны эти разногласия по тому, как одеты женщины. Есть те, кто одет по-европейски, они ведут себя вполне раскованно: носят открытые купальники, посещают рестораны без мужчин, но, правда, с детьми мал мала меньше. На мой взгляд, месячным младенцам было бы лучше дома, но их матери так не считают.

Другие женщины летом одеты в пальто, застегнутом на все пуговицы, повязаны платком, под пальто у них еще длинная юбка и, наверное, кофта с рукавами. А на улице в тени 37 градусов. Думаю, что это они же купаются в специальных исламских купальниках, состоящих из куртки с капюшоном и шаровар, розового или синего цвета. Одеваются так молодые женщины, а женщины в возрасте и старухи - местные крестьянки, живущие в горах, одеты так, как, наверное, одевались всю жизнь: на них есть цветастый платок ( не знаю что в нем исламского), длинная юбка и кофта с рукавами, но никакого пальто нет и в помине. Точно также одевалась и моя бабушка. Эта практичная деревенская одежда, не дающая коже обгорать и помогающая соблюдать местные традиции по части женской скромности. Купаются они тоже в одежде : в чем-то вроде старой кофты, которую не жалко и таких же шароварах.

А некоторые молодые женщины и вовсе одеты в паранджу черного цвета. Паранджа никогда не была народной одеждой. Я помню, что в Афганистане ее ввел один мусульманский правитель в конце 19 века, не желающий, чтобы посторонние глазели на женщин из его гарема. Приближенные стали ему подражать. Потом мода докатилась до средних слоев, а потом и до самых бедных. Как же, не мог же мужчина признать, что он бедняк, и что жена у него не такая красавица, что ее захотят украсть. Наверное, и в Турции происходило нечто подобное. Турецкие женщины работали на земле, а попробуйте покопаться на огороде в парандже!

Я считаю, что паранджа - это одежда бездельниц. И подумайте, в светской стране находятся девушки, добровольно натягивающие на себя эту гадость! Жаль, что я не говорю по-турецки, а то бы я им сказала: «Хватит дурака валять! Снимай это и получи лучше какую-нибудь специальность, чем надеяться отсидеться всю жизнь за черной шторкой на попечении мужа». Но, думаю, турчанки моего возраста им это говорят. Это в странах с исламистскими режимами женщинам в парандже можно где-то работать (но на физической работе в ней много не наработаешь, другое дело - в офисе), в Турции нельзя ни работать, ни учиться ни в парандже, ни в мусульманском платке.

Видите, что получается: когда-то все эти девчонки учились в одном классе и были одеты в школьную форму, а теперь выбрали себе разную судьбу. И судьбы и образ жизни у них очень разные. Это говорит о том, что общество у них расколото. У нас такого нет и не будет. И очень зря Евросоюз медлит с принятием Турции в свои члены. Чем больше они их держат в прихожей, тем больше играют на руку исламистам.

О религиозности турок я уже писала раньше. Подтверждаю: мечети стоят пустые, никакого намаза не соблюдают. Но зато мечетей очень много, и все они новые. Например в Алании, если просто смотреть сверху в одном направлении, то можно насчитать стоящие по одной линии 5-6 мечетей. Спрашивается, зачем строить новые мечети, если и в старые никто не ходит? Там при мечетях есть туалеты, так служители зазывают туда туристов, чтобы брать с них деньги - настолько все запущено. Уверена, что бесчисленные новые мечети строят исламисты на деньги каких-нибудь саудевцев. Ох, станет Турция исламской республикой!
Другое впечатление от турок то, что они довольно спокойные люди, с преобладающим хорошим настроением. Я не видела, чтобы кто-нибудь на кого-нибудь кричал или чтобы кто-то дрался. Но, наверное, это впечатление обманчиво. Из литературы я помню, что турки - народ вспыльчивый, ревнивый, злопамятный. Наверное, они просто умеют держать себя в руках, потому, что уж если разойдутся, то будет плохо. Национальный характер хорошо проявляется в музыке. Здесь ее часто играют. На меня их песни и мелодии производят тяжелое впечатление: что-то есть в них очень мрачное и даже разбойничье.

Заметно также, что турки патриотичны. Мало того, что всюду у них Ататюрк, так еще и флагов понавешено немерено. И все свое: Кола - и та - турецкая. С другой стороны - и с территориальным единством у них не очень-то. У них, например, много курдов, а курды очень хотят отделиться. Турция включает в себя очень разные регионы, по историческим меркам, принадлежащие ей не так давно. Кто знает, может быть, найдутся и другие люди, вспомнившие, что они не турки, а кто-то еще. Вот здесь, например, ликийцы жили. А турецкие флаги, водруженные на развалинах византийских городов, говорят, скорее, о некоторой неуверенности турок, чем об их патриотизме. Победили византийцев (ромейцев), разрушили их города, но до конца ли? Насколько каждый сегодня тут живущий турок, а насколько ликиец или грек?
Так что хорошо, где нас нет. Много тут у людей проблем, и только курортники беспокоятся о загаре и прочих глупостях.

Лытдыбр

Previous post Next post
Up