Только для сильно интересующихся еврейским вопросом

Oct 07, 2007 12:11


В верхнее тематическое оглавление

Тематическое оглавление (Рецензии и ругань)

предыдущее по теме…………………………………
следующее по теме

предыдущее по другим темам……………
следующее по другим темам

Кому должна принадлежать земля Палестины
Откуда пошла есть еврейская нация
Рождение и прогресс еврейских заморочек
Почему Иосиф Флавий был такой редкостной сволочью

Д. Миченер. «Начало» М. 2006
Книга написана в 1965 году, бестселлер, у нас переведена недавно. Хочу пересказать ее, т.к. она показалось мне интересной.
В Западной Галилее ведутся раскопки на кургане. Раньше здесь был город Макор (город выдуман автором, но ему приданы черты реально существовавших городов), потом - замок крестоносцев, который мамлюки сравняли с землей, в результате чего и появился данный археологический объект. В нем находят много слоев, каждому слою соответствует своя находка, о которой ведется отдельный рассказ.
В самом нижнем слое (9800 г. до н.э.) нашли остатки кремневого серпа. Рядом с будущим Макором была пещера, где жили первобытные люди. Поблизости находился источник с водой и холм. Одна из семей, возглавляемая человеком по имени Ур перестала жить в пещере, построив шалаш около источника. Они также научились выращивать зерно и придумали первую религию: водрузили на холм большой камень, назвав его «Эл» и стали просить его об урожае. Все это придумал не Ур, а его жена, которая родилась где-то в будущей Вавилонии.
Следующая находка соответствует 2200 г до н.э. Эта фигурка богини Астарты. Макор уже город, у него есть стены, он несколько раз горел, туда приходили хетты, шумеры, финикийцы, египтяне, но основное население - это потомки семьи Ура, которые спокойно меняют свою религию и обычаи, оставаясь верными земле. Герой этой истории Урбан верит в Молоха, Балов, Астарту и Эла, камень которого все еже стоит на горе. Жрецы отбирают у него первенца от одной из жен, чтобы принести его в жертву Молоху, но зато они признают, что в этом году он собрал лучший урожай, за что ему положена неделя утех с храмовой проституткой. Все это очень не нравится его жене, и она выбрасывает его домашних богинь Астарт (фигурку одной из которых нашли археологи), после чего семью начинают преследовать неудачи. На следующий год урожай у Урбана плохой, и красивая проститутка достается другому. Урбан из ревности убивает соперника, за что его казнят. В это время мимо города проходит племя живущих в пустыне кочевников хабиру, которые тоже чтят Эла, называемого Эл-Шадамом, но считают его единственным Богом, не имеющем земного облика. Потерявшая мужа женщина уходит с ними, будучи беременной от Урбана.
В следующий период (1600 г. до н.э.) мы застаем племя хабиру все еще в пустыне, но уже осознавшее себя коленами Израиливыми и готовящимися захватить Палестину по приказу своего Бога. Макором управляет очередной потомок семьи Ур Уриэль. Увидев приближающуюся к городу орду, он высылает парламентеров и договаривается о мире: евреям отдадут землю под городом, они смогут ходить в город к источнику, войны не будет. Те соглашаются. Однако между общинами начинаются конфликты: еврейская молодежь начинает перенимать хананенянские обычаи и отходить от единого Бога, еврейские старейшины видят в этом происки хананенян и вырезают всех жителей города. От этого периода археологам достался обгорелый горшок, свидетельствующий о пожаре.
В 966 году до н.э. в городе живут рядом и евреи и люди, продолжающие поклоняться Баалам. К последним относится представитель семьи Ур, ставший архитектором. Он проектирует водопровод, подземный ход и перестраивает стены. Посмотреть на это приезжает царь Давид. Но в местном храме он обнаруживает своего давнего врага. Враг просит убежища, для чего хватается за специальный рог жертвенного алтаря. Несмотря на все законы Торы, царь убивает его, о чем потом горько сожалеет, слагая знаменитый плач Давида. Об архитекторе все забывают, его жена от него уходит в Иерусалим, влюбившись в царского певца. На память об этой истории остается рогатый алтарь и сложный подземный ход, так и не уведенный Давидом.
Следующей находкой стал фрагмент античной статуи, относящийся к 167 году до н.э. За это время Израиль пережил ассирийское и вавилонское пленение, владычество персов, сейчас же эпоха владычества эллинской империи Селевкидов. Город имеет вид типичного греческого города, в нем есть гимнасий, храм Зевса, всякие портики и колонны. Руководит городом, естественно, ставший греком потомок семьи Ур. Евреям велят молиться Зевсу, потом императору, запрещают обрезание. Все это они терпят до тех пор, пока сын одного из них не делает себе операции, чтобы скрыть следы обрезания, которое ему сделали в детстве (есть и такая, очень болезненная), чтобы выступать в спортивных соревнованиях на равных с греками. Этого его отец перенести не может. Выскочив на арену, он убивает сына, после чего город примыкает к восстанию Маккевеев.
От 4 года до н.э. остался осколок склянки от духов, принадлежавшей одной еврейки, которая вместе со своим мужем не-евреем (потомком Ура) ожидала в заточении неминуемой смерти от руки окончательно сошедшего с ума царя Ирода.. Ее муж был близким другом царя, архитектором, восстановившем в Иерусалиме храм Соломона, но не сумевшего оградить себя от гнева безумца. Однако, все закончилось хорошо: наутро Ирод умер, а пленников освободили.
В 66 году в Макоре правили римляне. Это время представлено римской монетой с портретом Веспасиана. В городе был форум, римские храмы, но евреи отказывались признавать богами римских императоров: вначале Калигулу, потом Нерона. Первый раз обошлось без жертв: евреи легли на землю перед процессией со статуей императора и не пустили ее в город. В тот раз их решили не трогать, тем более, что Калигула как раз умер. Но Нерон приказал срыть город, если он не подчинится и поручил это Веспасиану. Евреи разделились на 2 лагеря: одни были готовы принять статую, другие говорили, что это все равно не поможет: только себя опозорят. Верх взяли последние при поддержке молодого генерала, который в опасный момент сбежал через подземный ход, оставив евреев умирать. Веспасиан всех их велел распять. Генерал же потом подвел под римский топор еще 2 города, а потом сдался римлянам, впоследствии поселился в Риме, взял себе имя Иосиф Флавий и написал знаменитые книги «Иудейские древности» и «Иудейские войны» (А сдался он так: вместе с другими евреями он был в пешере, окруженной рисскими солдатами во главе с Веспасианом. Евреи договорились по очереди покончить с собой: каждый резал горло соседу. Иосиф подтасовал жребий так, что оказался последним. Он вышел из пещеры со словами, что отрекается от своего Бога и что ему было видение, будто Веспасиан, а потом и его сын Тит будут императорами. Угадал). Стены Макора уничтожили и он стал беззащитен.
Находка, давшая начало новой главе - это кусок плиты, изображающий кисть винограда и ковчег завета. Это фрагмент украшения синагоги, ставшей потом частью базилики Марии Магдалены. Палестина (автор очень не любит это слово, считая, что его выдумали римляне назло евреям) под властью Византии (которая, впрочем, не знала, что она Византия, а думала, что она все та же Римская империя). Это примерно 300 год. Макор сильно обеднел, но в нем все же строят новую синагогу. Строитель - из семьи Ур. Он имеет сына от женщины, чей муж пропал без вести, но по еврейским законом она считается замужней еще 15 лет, а ее дети от других мужчин - ублюдками и все их дети во всех коленах - тоже. Это означает, что они не имеют права ходить в синагогу, жениться. Рядом с синагогой начинается строительство базилики, и отчаявшийся получить признание у своих собратьев, строитель переходит вместе с сыном в христианство, начиная строить уже базилику, которая теперь будет стоять на месте храма. В городе назревает восстание. Все это не очень волнует рабби Ашера, который все свое время проводит в Тверии, где он вместе с другими раввинами составляет новый талмуд. Ему было видение: не надо строить синагогу на земле, надо строить духовную синагогу, которая отгородила бы евреев от всего мира, потому что скоро они уйдут в изгнание. Надо окружить каждого еврея сводом правил на все случаи жизни, чтобы в любом месте они вели себя одинаково и могли жить только в своем кругу. Для этого они растолковывали каждый пункт Торы. Например, о том, что женщина не должна украшать себя в субботу, чтобы не быть тщеславной. Было перечислено все, чего она не должна делать в этом направлении, далее перешли к мужчинам (ведь это их тоже касается). 2 месяца дискутировали вопрос может ли мужчина в субботу носить вставные зубы? Что это: проявление тщеславия или необходимость. Мнения были самые разные. В итоге рабби пропустил начало восстания, которое было подавлено. Ему осталось только вывести евреев из города и отправится в Вавилон. А принявший христианство строитель закончил базилику, а его сын так и не сумел жениться, потому что все попрекали его бывшим еврейством. Зато он стал видным православным теологом Марком.
В 635 году Макор был захвачен мусульманином Абд Умаром, сподвижником самого Магомета. Об этом свидетельствует арабская монета. В городе были православная, католическая, коптская и нестрианская церкви и одна синагога. Люди были занята религиозными распрями и никто не стал сопротивляться арабам, которые обошлись с населением мягко: обложили небольшим налогом, разрешили исповедовать свои религии, а желающих приняли в мусульманство, в том числе в обязательном порядке - детей -сирот. Первыми в мусульманство обратились, конечно же, члены семьи Ур.
Следующие 2 главы посвящены эпохе крестоносцев, которые опять осадили несчастный Макор, всех убили, кроме расторопных потомков Ура, которые отсиделись в подземном помещении, а потом вылезли со словами, что они всегда были христианами, насильно обращенными в мусульманство. Потом они стали управляющими у князя-крестоносца, представленного в раскопках остатком надгробной плиты и монетами. Через 200 лет крестоносцев уничтожили мамлюки, сравняв их крепость с землей. Автор задается вопросом, почему крестоносцы не удержали своего государства. Он считает, что потому, что они не сотрудничали в первую очередь с арабами, с другими народами, а также не поддерживали отношения с большими империями, имеющимися в регионе. Их сгубило высокомерие и религиозный фанатизм. Такое же будущее может ожидать и Израиль, если он не изменит своей политики.
В последующие периоды Макора уже, собственно, нет, но на образовавшемся на его месте кургане что-то теряют и закапывают. Так там нашли золотую минору (семисвечник), зарытый там прохожим из Цфата. В Цфате в 1525 году опять живут евреи. Они приезжают сюда из Европы, где их преследуют. Палестина теперь живет под турками, а турки объявили по всей империи свободное исповедование любых религий. В Цфате они все работают и живут по Закону. Там собрались люди, которые реформировали еврейскую религию. Один из них, Зейдок, прибыл из Германии, где ему, как рабби, приходилось подвергаться многочисленным унижениям: носить смешную шапку и желтые круги на одежде, в которые мальчишкам так удобно было бросать камни, целовать зад свинье на площади и прочее. В Цфате он засел за кодификацию еврейских законов, что, конечно, огромное дело. Другой, Абудальфи, был врачом в Испании. Он принял христианство, но остался каббалистом. Христианство испанские евреи приняли под угрозой изгнания, и многие - только для виду. Но потом инквизиция начала шпионить за тайными евреями. Если при предъявлении обвинения человек сразу заявлял, что он еврей, его изгоняли из страны, отняв, разумеется, все имущество. Если он упорствовал - его пытали, если не сознавался - сжигали, но имущество оставалось у семьи. Друг Абульдафи, большой королевский чиновник, был сожжен. Люди даже стали говорить, что он не еврей, а святой и впоследствии его кононизировали, но врач-то знал, что они оба - каббалисты. Поэтому он сбежал в Палестину, что дорого обошлось его нееврейским жене и детям - их сожгли, потому что они не смогли доказать, что ничего не знали (а они ничего не знали). Минора, кстати, принадлежала ему. В Цфате он продолжил изучать каббалу, потом, по настоянию общины, опять женился. А его тестем был рабби Заки, сапожник. Заки жил в Падуе, и , хотя вроде бы ничего не предвещало несчастья, почувствовал настоятельную необходимость уехать оттуда. Когда он в последний раз взглянул на провожающих его евреев, у него случилось видение: они все были объяты огнем. В Цфате Заки проповедовал любовь к ближнему и благотворительность. Он говорил (и делал так сам), что каждый должен отдавать20% своих доходов бедным, а тот, кто отдает меньше 10% - не еврей. Его все любили, на старости лет (интересно, что возраст они считали: столько-то лет до 120 - евреи должны доживать до 120 лет, как Моисей) он даже женился вторично и родил 3-х сыновей в добавление к 3 дочерям, бывшим у него от очень сварливой первой жены. Но тут он узнал, что вся его община в Падуе погибла именно так, как он и предвидел - на кострах инквизиции. Его замучила совесть: за смерть первой жены, за свое счастье с молодой женщиной, за то, что не сумел уговорить друзей и родных поехать с ним в Палестину. В результате он принял решение поехать в Рим и отдаться в руки инквизиции. Минору же дал ему зять, а он ее не довез до Рима, закопал по дороге.
В главе с описаниями событий, бывших в 19 веке, мы опять встречаемся с представителем семьи Ур, которые после мамлюков уже окончательно стали арабами и мусульманами. Табари сделал хорошую карьеру в Стамбуле и вернулся на родину губернатором. Теперь он берет взятки с русских евреев-сионистов, желающих переселиться в Палестину. Одну монету он теряет на кургане.
Последняя находка - пуля относится к 1948 году. Маленький еврейский отряд защищает Цфат от большого, но крайне неорганизованного войска арабов. Происходит спор девушки-сабры (т.е. уроженки Палестины из кибуца) со стариком-рабби, который считает создание государства Израиль бессмыслицей, т.к. в книгах сказано, что это государство создаст мессия, а не люди. Подходит Пейсах. Все садятся за стол, даже сабра-атеистка, потому, что, несмотря на разногласия - все они евреи. Тут начинается бой, в котором евреи легко побеждают, но часть бойцов гибнет, в том числе и сабра.
Раскопки на кургане ведутся на деньги еврея из Чикаго. В них участвует один ирландец-католик, одна сабра, один араб и еврей из Германии, спасшийся от геноцида. Все они все время обсуждают еврейские проблемы. Исторические хроники перемешиваются с их разговорами. Сабра и еврей из Германии участвовали в бою 48 года, у него тогда погибла жена (которая спорила с рабби), а на стороне арабов тогда же сражался археолог Табари- внук губернатора-взяточника и потомок семьи Ур. Ирландец не понимает всех их споров вообще: почему бы арабам и евреем не жить мирно. Еврей-репатриант требует, чтобы евреи США помогали не только деньгами, но и сами переселялись, что кажется богачу совершенно неприемлемым. Дискутируются вопросы: почему именно евреям должна принадлежать земля Палестине, все ли евреи должны переехать в Израиль, надо ли изменять Закон, созданный для выживания в диаспоре или вернуться к законам Торы. Ответы автора таковы: земля должна быть еврейской потому, что так написано в Торе, там написана правда, потому, что евреи соблюдали Тору (главные положения которой - Бог един (один), а евреи - его избранный народ) и остались целы, несмотря на рассеянье в диаспоре, а другие - более сильные народы: шумеры, ассирийцы и другие - пропали без следа, наконец только при евреях Палестина - цветущая земля, а без них - пустыня. Евреи должны переехать в Израиль, потому что: (см. пункт 1), а также потому, что их в любом другом месте непременно начнут уничтожать, как уже было в истории, например, в США придут к власти фашисты, и евреям в Чикаго не поздоровиться. В отношении изменения Закона автор колеблется. С одной стороны, в Законе очень много архаических норм, несовместимых с современностью, с другой, он помог выжить евреям в диаспоре, а до сих пор половина евреев живет вне Израиля, и изменение закона может их дезорганизовать и привести к их растворению среди народов, где они живут (а когда надо будет, вспомнят, кто тут еврей, как ты не ассимилируйся), наконец, Закон сочиняли умные люди в течение 2-х тысячелетий: есть ли сейчас такие умы. Вывод такой: надо изменять, но очень потихоньку. Конечно, у автора противоречие на противоречии: из древних народов остались не одни евреи, а, например, китайцы или армяне, в диаспоре сохраняют себя как народ цыгане и те же ассирийцы, курды остаются курдами, так и не имея своего государства. Цветение Палестины при евреях обеспечено на американские деньги, да и сами они признают, что вначале были кочевниками, а Палестина уже текла молоком и медом. И непонятно, почему Палестина должна принадлежать не потомкам семьи Ур (нынешним палестинцам), которые принимали любую религию, храня верность только своей земле, а евреям, которые хранили верность своей религии, одним, но не единственным постулатом которой является то, что они должны жить в Палестине, ведь между верностью земле и верностью религии они всегда выбирали последнюю?
Книга мне понравилась: в ней много познавательного, хотя и очень схематичного. Подкупает любовь автора к евреям, принятие всего, что было в их истории и культуре. Мне бы очень хотелось увидеть похожую книгу о русских. И хотелось бы, чтобы ее читали с пониманием и уважением, не упрекая в русском фашизме, квасном патриотизме, имперских замашках и прочем.

Критика

Previous post Next post
Up