В верхнее тематическое оглавление
Тематическое оглавление (Рецензии и критика: литература)
предыдущее по теме…………………………………
следующее по теме
предыдущее по другим темам……………
следующее по другим темам
«Нежная душа» - это сборник статей известного журналиста «МК» А.Минкина на темы, связанные с театром. Когда-то, задолго до того, как Минкин трехнулся и стал писать письма президентам, он был театральным критиком.
Помимо статей разных лет, Минкин публикует работу, посвященную пьесе «Вишневый сад». Он считает, что сделал некоторые открытия, заметив вещи, на которые до него никто не обратил внимания. Поскольку я не знакома так хорошо с литературоведческими трудами об этой пьесе, приходится верить на слово.
Минкину пришло в голову подсчитать площадь вишневого сада. Он исходил из того, что когда Лопахин предлагал Раневской разбить сад на дачные участки и брать с дачников по 25 рублей в год за десятину, он обещал доход в 25000 рублей. Таким образом, сад занимает участок около 12 кв. км, т.е. почти 4 на 3 км. Это почти как тот участок леса, который занимает наша часть Измайловского парка - от Главной аллеи до 15 Парковой и от Измайловского проспекта до Шоссе Энтузиастов. Или примерно с парк «Сокольники». Представляете: все это вишневый сад! Не зря хозяева так гордились им, говорили, что этот сад - это единственное, что есть интересного в их губернии, что о нем существует статья в энциклопедии. И рассказ Фирса о том, что сушеную вишню вывозили возами, не кажется преувеличением: там, действительно, растили вишню в промышленных масштабах. Но ясно, что такое хозяйство могло быть рентабельным только при наличии бесплатного труда. Как только крепостное право отменили - хозяйство захирело. А раньше в этом саду работали отец Лопахина и его дед. В театральных постановках никогда не видно, что сад был так огромен, не ясна его ценность. Он кажется просто метафорой чего-то хорошего, красивого, но ненужного, беззащитного, обреченного на погибель. А это вполне материальный сад.
Другое открытие Минкина связано с тем, что Петя Трофимов вначале называет Лопахина хищником, а в конце говорит, что у него нежная душа. Ему непонятн,о с чего это Петя, идейный антагонист Лопахина, вдруг так переменил свое мнение. Еще его удивляло, что Раневская увозит все деньги, полученные от бабушки на выкуп поместья, в Париж, а ее родные ничего ей про это не говорят при том, что они постоянно ссорятся из-за денег. Минкин считает, что здесь дело в том, что Лопахин не просто купил поместье на аукционе, а переплатил за него нарочно 90 тысяч, которые отдадут бывшим хозяевам. 90 тысяч рублей - это по нынешнему курсу 3 млн. долл. Лопахин мог не торговаться с тем купцом, который хотел купить поместье, и тогда семье ничего бы не досталось. Он это сделал потому, что был влюблен в Раневскую. Он любил Раневскую еще с тех времен, когда она мыла его лицо, разбитое в кровь его отцом-самодуром. Ей было 20 лет, а ему 15. С того момента прошло 15 лет. Теперь он рассчитывал на благодарность, но не дождался ее. Только Петя отметил его подвиг, сказав, что у него нежная душа. Но господа не захотели считать себя обязанными. Вот если бы он сделал это просто так, без условий… Раневская нарочно подчеркивает, что станет жить на те деньги, что прислала бабушка, а на деньги Лопахина будут жить Гаев, Аня и Варя. Лопахин с досады назло бывшим хозяевам начинает на их глазах рубить сад.
Третье открытие Минкина состоит в том, что в образе Лопахина Чехов вывел сам себя. Во-первых, Чехов тоже купил дворянское имение Мелихово. Им владел сын человека, у которого был крепостным отец Чехова (правда, это было в другом имении). Во-вторых, фамилия «Лопахин» созвучна названию речки около Мелихова - Лопасне. В-третьих, Лопахин много рассказывает о своем детстве и все время вспоминает, как отец его бил. Такие же эпизоды были в жизни самого писателя.
В общем, интересно написано. Есть еще немало о Чехове и о его последней пьесе. Кого-то могут заинтересовать другие статьи. Мне они не понравились - уж слишком идеологизированы, особенно те, что написаны в 90-х годах. Я слышала, что на одной из радиостанций у Минкина был цикл передач про «Гамлета». Может, тоже напишет книгу? Мне его работы про театр нравятся больше, чем все разоблачения. В старых пьесах всегда можно найти что-то новое, а в окружающей нас действительности -все одно и то же: бессилие слабых и беззаконие и наглость сильных.