В верхнее тематическое оглавление
Тематическое оглавление (Рецензии и ругань)
предыдущее по теме…………………………………
следующее по теме
предыдущее по другим темам……………
следующее по другим темам
Вчера посмотрела по телевизору «Тараса Бульбу» Бортко. Порадовалась, что не пошла в свое время в кинотеатр. Старый анекдот напомнило: «Заходит хозяйка Медной Гоpы в свою гоpу, и спpашивает y Мастеpа: - Hу что, Данила-мастер, не выходит у тебя Каменный Цветок ? Мастеp дуется: - Hевыхоооодит.»
Не дается новому российскому кинематографу эпос. Натужно получилось, некрасиво. Здесь по-другому ставить было надо, другие выразительные средства использовать. Это же - почти песня. И музыка не та, и реализм мешает, так временами что-то мелькнет, и уйдет. И закадровый голос Сергея Безрукова (это он уже и к Гоголю примеривается?) не помог, тем более, что он был какой-то слишком домашний, чем-то на Капеляна в «Семнадцати мгновениях» похож, а это - не тот случай).
Отчасти это можно объяснить тем, что наша эпоха подчеркнуто негероична, неромантична. Но отчасти - это результат того противоречия, что заложено в самой повести Гоголя. Мне как-то не приходило раньше в голову, что Гоголь все же был украинец, а не русский. Да, он писал свои произведения по-русски, но он никогда не отказывался от своей национальности. Раньше это казалось неважным, потому что мы думали, что наши народы едины и разницы большой нет, но это не так было во времена Гоголя и не так стало теперь. Казаки у Гоголя - православные христиане, но они не русские, не москали. Это те же жители Украины, что живут там и теперь. Тогда они были провинцией Польши, чем были недовольны, но Польша меньше их принуждала жить по своим законам, чем впоследствии российская империя. Казаки жили вольно: хотели- пахали, хотели - шли в Запорожскую Сечь погулять. Запорожская Сечь - вот идеал украинского государства. И ничего общего нет у нее с нашим государством. Может быть, именно поэтому они с такой радостью от нас ушли и строят вновь свою необычную государственность с постоянными выборами-перевыборами-драками-майданами. Им этого так не хватало.
Вспомните, что «Тараса Бульбу» и «Миргород» обычно печатают вместе, и в школе любят подчеркивать, что в «Бульбе» он изобразил героев, а в «Миргороде» их жалких потомков. Отчего же потомки стали так жалки? Не оттого ли, что живут в царской России? А ведь их там никто не преследовал, не сжигал их дома, не заставлял менять веру. И все равно - скучно им было, тошно им было.
Вообще, Гоголь мало писал об украинцах и много о русских, но, обратите внимание: все его положительные герои - украинцы. Запорожцы - герои, миргородцы - не орлы, но все же в них есть что-то трогательное. Не то герои «Ревизора» или «Мертвых душ» - одни свиные рыла. Кстати, именно так это видели его современники, они ругали его за русофобию. Но такой уж мы народ, что приняли это и признали его своим великим русским писателем. Уж очень лестно он говорил о России. А я вот теперь думаю, а хорошо ли это, что поколения русских школьников воспринимали свой народ через его кривую призму?
Вот поэтому «Тарас Бульба» и не может быть примером русского патриотизма, поэтому и не смотрится у нас фильм. Надо было его на Украине ставить (и так ставили играли почти одни украинцы), может, тогда бы получилось.