В верхнее тематическое оглавление
Тематическое оглавление (Рецензии и критика: ИЗО (живопись, скульптура и пр))
предыдущее по теме…………………………………
следующее по теме
предыдущее по другим темам……………
следующее по другим темам
В ГМИИ им. А.С.Пушкина заканчивается выставка австрийского искусства второй четверти XIX столетия из коллекции семьи князей Лихтенштейн. Последний день - 15 ноября. В четверг выставка работает до 21 часа, там с 19 часов будет экскурсия. Есть аудиогид. Билет - входной.
Вставка называется «Бидермейер».
Бидермейер (Бидермайер; нем. Biedermeier) - художественный стиль, направление в немецком и австрийском искусстве, (архитектуре и дизайне), распространённый в 1815-1848 годах.
Стиль получил свое название по псевдониму «Готлиб Бидермейер», который взял себе немецкий поэт Людвиг Эйхродт, и под которым печатал в журналах эпиграммы. Слово Bieder переводится как «простодушный, обывательский». В целом псевдоним означает «простодушный господин Майер».
Бидермейер является ответвлением романтизма, пришедшего на смену ампиру, поэтому его иногда называют «смесь ампира с романтизмом»
Постепенно понятие «бидермейер» распространилось на моду, прикладное искусство, графику, интерьер, мебель. В прикладном искусстве наибольшее развитие получают роспись фарфора и стекла. К 1900 году это слово стало также обозначать «старые добрые времена». В 1927 году в немецком литературоведении этот термин применили также к немецкой литературе 1815-1840 годов.
Бидермейер - стиль провинциальный, хотя в этом стиле работали и столичные художники, в Берлине и Вене.
Проник бидермейер и в Россию. Его влияние есть в работах русских мастеров, А. Г. Венецианова и В. А. Тропинина. В России бидермейер - это пушкинские времена. Мода бидермейера - мода пушкинских времен. Это редингот, жилет и цилиндр у мужчин, трость, узкие брюки со штрипками. Иногда - фрак. Женщины носили платья с узкой талией, широкими декольте, широкими юбками в форме колокола, шляпки. Вещи были просты, без сложных украшений, с чертами классицизма и ампира.
Одно время стиль считался почему-то мещанским, хотя на данной выставке представлены картины, которые писали, в основном, по заказу князей Лихтенштейн. Это портреты их самих, их детей, изображения их дворцов. Есть и другие вещи. Одни написаны хорошо, другие - не очень.
Самым значительным живописцем, работающем в этом стиле, был Фердинанд Георг Вальдмюллер.
Вот несколько картин, которые я видела на выставке, а потом нашла в Интернете. Я отбирала то, что мне больше понравилось.
Фердинанд Георг Вальдмюллер Прерванное паломничество
Фердинанд Георг Вальдмюллер предостережение матери
Фридрих фон Амерлинг, Портрет принцессы Мари Францески фон Лихтенштейн в возрасте двух лет.
Ниже еще три картины Вальдмюллера: " Отдых", "Пробуждение" ( или "Возрождение к жизни", не помню). Портрет - это его автопортрет.
Фридрих фон Амерлинг, Портрет будущего князя Иоганна II фон Лихтенштейн верхом на белом коне
Франц Ксавер Петтер, Букет цветов в вазе
Фердинанд Георг Вальдмюллер цветы
портрет девушки
Фердинанд Георг Вальдмюллер, Портрет будущего императора Австрии Франца Иосифа I в костюме гренадера с игрушечными солдатиками
Петер Фенди, Князь Иоганн II ребенком, учащимся ходить.
Как видите, мило. Но заметно, что дальше надо было искать что-то новое, что и случилось в конце 19 века.
На обратной дороге в одном из купленных в метро журналов ("Смене") прочел, что на выставке были представлены пошлые неинтересные картины, плохо нарисованные дешевыми выцветающими красками. Из чего делаю несомненный вывод, что рецензия была написана критиком, знакомым с работами только по интернет-иллюстрациям или рецензиям таких же горе-художников.
ИМХО удивительно другое - высокий уровень ремесленного мастерства, достигнутый у лучших представителей этого направления, при крайне снисходительном к ним отношениям. Все-таки, когда уже все научились рисовать, умение рисовать обесценилось, и народу вместо этого пришлось начать самовыражаться.
Скажу еще больше - качество многих работ меня просто поразило. Например, кроме точности изображения использовался объемный мазок, который, залитый лаком, давал блики. Например, ваза с филигранью, изображенная на одном из представленных картин, когда ходишь мимо, переливается и пускает зайчики. А каменная глыба на первой картине как будто имеет слюдяные вкрапления.