В верхнее тематическое оглавление
Тематическое оглавление (Рецензии и ругань)
предыдущее по теме…………………………………
следующее по теме
предыдущее по другим темам……………
следующее по другим темам
Дорис Лессинг. «Пятый ребенок» М. 2006.
Интернет полон стенаний по поводу присуждения Нобелевской премии Д. Лессинг. Писательница во многом провинилась перед интенет-общественностью: они ранее о ней ничего не знали (как известно, ЖЖ-исты не читатели, они - писатели), ей скоро 88 лет, ее конкурентами были Мураками и Ф.Рот, которых ЖЖ-исты все-таки читали. В общем, Лессинг я не читал, но осуждаю. А между тем, ее у нас переводили, хотя ни не много: в 50 годах, в 80-х в «Октябре» выходила «Трава поет», в 99 - сборник повестей, в 2006 - «Пятый ребенок».
Писательница родилась в 1919 году, жила в Южной Родезии, в 15 лет бросила школу, в 1949 году уехала в Англию с младшим третьим ребенком от второго брака, оставив в Африке двух мужей и двух детей. В 1950 вышла ее первая книга «Трава поет». В то время Лессинг придерживалась прокоммунистических взглядов, почему ее у нас и напечатали. В дальнейшем она изменила идеологию, но продолжала писать на темы, связанные с апартеидом и с феминизмом. Лучшей ее вещью считается «Золотой дневник». Есть у нее и фантастические произведения. Выдвигалась на Нобелевскую премию в 1996. Отказалась от рыцарского титула «Дама Британской империи» по причине «отсутствия империи». Вот все, что мне про нее удалось узнать: из этого складывается образ пламенного борца за права женщин и негров, получившей премию к старости по совокупности заслуг.Но такой вывод, скорее всего, ошибочен. Лучше всего истинная сущность писателя отражена в его творчестве. Я бы с удовольствием нашла несколько ее книг, но пока не имею возможности. Я прочла только одну ее вещь, дилогию, о которой расскажу ниже, но даже по ней видно, что и с осуждением апартеида и с феминизмом - все не так однозначно, как казалось вначале.
Действие происходит в Англии в 70-годы 20 века. Семья, состоящая из супругов Дэвида и Гарриет Ловатт и их 4-х детей, очень счастлива, и является предметом восхищения и белой зависти всех своих многочисленных знакомых. Хотя все предупреждали молодых людей, что в наше время вполне достаточно одного ребенка, но они не послушали и завели - второго, третьего, четвертого! Но чудесным образом со всем справлялись: мужу удавалось зарабатывать достаточно денег, они построили большой красивый дом, жена оставалась свежей, домашнее хозяйство ее не угнетало, дети были красивы, талантливы, здоровы. Многочисленные родственники и друзья обожали бывать в их доме, проводить там праздники и каникулы. Но тут хозяйка опять забеременела. Беременность была тяжелой, она еле ее выдержала, а ребенок родился очень некрасивым и странным. Им всем сразу показалось, что он не человек, а гоблин или тролль. Впоследствии так и оказалось: он рос очень быстро, состоял из одних мускулов, никогда не болел, очень много ел, с трудом научился говорить, не обладал даже зачатками абстрактного мышления, был очень активен, агрессивен, не выказывал ни кому привязанности. Другие дети его боялись и с ним не играли. Он требовал постоянного присмотра, так как мог убить кошку или собаку, покалечить других детей, производил много шума. Врачи решили, что этот ребенок (его звали Бен) является генетической аномалией, тем самым пропущенным звеном между человеком и животным. Его нельзя назвать ненормальным: просто он родился не в свое время, а в первобытном обществе он был бы вполне хорош. И здесь семья с ужасом обнаружила у себя полное отсутствие толерантности и доброты: никто не хотел терпеть Бена рядом с собой. Они отправили его в специнтернат, где его почти уже умертвили психотропными препаратами, но мать, на свою беду заехавшая его проведать, забрала его. После этого она стала врагом всей семью. Дети постепенно ушли из дома, перейдя жить к другим родственникам. Мать осталось с двумя детьми: Беном и своим четвертым сыном, Полом, которого она любила больше всех. Муж не ушел из дома, но их отношения испортились, они стали практически чужими людьми. Бен продолжал стремительно взрослеть. Уже в 8 лет он стал половозрелым, правда, он стал вести себя лучше, т.к. очень боялся попасть обратно в интернат. Но братья не ладили, и мать опасалась, что Бен убьет ее любимого сыночка, единственного, что осталось у нее от былого счастья. Однако, нашлись люди, считающие Бена, хотя и странным, но все же вполне приемлемым. Это были неблагополучные подростки, члены банд. Они дружили с ним, вовлекая его в свои дела. Когда Гарриет смотрела новости про грабежи или изнасилования, она все время боялась увидеть там своего сына. На этой грустной ноте повесть заканчивается.
Жаль, что Лессинг не оставила этот сюжет, но она написала продолжение «Бен среди людей» - вещь намного слабее, чем «Пятый ребенок». В ней продолжение истории, изложенное уже с точки зрения Бена. Оказывается, он все-таки любил мать, переживал и не понимал, почему родня его не принимает. Повзрослев, он все чаще стал уходить из дома, потом семья сменила место жительства, думая, что Бен их не найдет. Он нашел их через несколько лет, но не стал входить в дом, потому что знал, что они его ненавидят. Оставшись один, он не пропал: попадал к разным людям - хорошим и плохим. Кто-то его использовал в криминальных целях, кто-то хотел ставить на нем научные опыты. Постепенно до него дошло, что он не такой, как все. Он начал страдать. Один человек, из тех, кто пытался ему помочь, сказал, что он видел таких же людей, как Бен. Бен загорелся желанием найти своих сородичей. У этого человека (а он и сам был изгоем общества) не хватило духу признаться, что он имел в виду наскальные рисунки в одной пещере. Подумали, что может быть, Бену будет легче, если он увидит подобных себе людей хоть на рисунках, и повезли его туда. Но, узнав, что такие люди были, но давно умерли, Бен покончил с собой, бросившись со скалы.
Насколько я понимаю, это произведение именно о взаимодействии разных культур (Лессинг дали Нобелевскую премию с формулировкой "За произведения, отражающие взаимодействие разных культур), и вывод автора таков, что есть культуры настолько разные, что им никогда не следует пытаться жить вместе, а самое лучшее - не встечаться вообще. В частности, это касается и Африки. Интересно также и то, что первобытного человека лучше понимают маргиналы, тоже представители другой культуры. То-есть, представители низов общества уже не совсем люди, во всяком случае очень отличаются от среднего обывателя. При этом очевидно, что пока это не врожденное их качество, но если пропасть между богатыми и бедными не сократится, они превратятся в отдельный подвид, похожий на наших предков. Лессинг - писательница, которая поднимает острые вопросы, а не разводит бла-бла про общечеловеческие ценности. С удовольствием прочту и другие ее вещи, когда их переведут.