Фильм «Царь»

Nov 16, 2009 00:44


В верхнее тематическое оглавление

Тематическое оглавление (Рецензии и ругань)

предыдущее по теме…………………………………
следующее по теме

предыдущее по другим темам……………
следующее по другим темам

Режиссёр Павел Лунгин
Продюсер Павел Лунгин, Василий Бернхардт, Ольга Васильева
Автор сценария Алексей Иванов, Павел Лунгин
В главных ролях Пётр Мамонов, Олег Янковский, Иван Охлобыстин, Александр Домогаров
Оператор Том Стерн
Композитор Юрий Красавин

Фильм «Царь» - это не тот фильм, по которому стоит изучать историю. Это страшная сказка или притча. Но, скорее, все же сказка, потому что в нем нет этой притчевой многозначительности и неясности.

Сказочный городок Суздаль, он же древняя Москва - опритчинная. Мы не видим кремля, мы видим только то место, куда ушел разгневавшийся на свой народ царь, кажется, что такие места ты 100 раз видел на картинках к русским народным сказкам. Сам царь тоже не настоящий. Это образ царя-сумасброда из любимых детских фильмов. И играет его добрейший Петр Мамонов - человек с блаженной улыбкой и добрыми глазами. Может, он похож на царя Додона из «Золотого петушка»? Тот тоже был не злой, а дел наворотил… И царица его тоже похожа на Царь-девицу, красивая, хищная, жестокая, ездит на коне, стегает людей нагайкой.

Царь этот сумасшедший. И в своем сумасшествии очень последователен и логичен. Он точно знает, что не может быть не прав, потому что он - помазанник божий. Он же - царский сын и венчался на царство. Значит он кто? Божий помазанник, т.е. главный на земле или по, крайне мере, в России, после бога. Если бы бог так не решил, то зачем бы сделал его царем? Логично? Конечно. Это, значит, аксиома. Далее следствие: кто с царем не согласен, тот враг не только царя, но и бога и подлежит немедленному уничтожению. А если дела идут так, что не все это признают, и он проигрывает, то это означает одно: в мире властвует Антихрист, и скоро конец света. Эта мысль пришла ему в голову после того, как наши войска стали проигрывать латинянам (полякам. Все зло у нас от этих поляков!) Поэтому царь удалился от мирской жизни, от официального управления государством и живет опричь - в опричнине. Но даже удалившийся от дел царь не может перестать быть царем - это же навсегда. Он продолжает вершить суд, но уже исключительно как бич божий. Иван в фильме построил себе Опричный дворец. Дворец окружает стена с одними воротами. Когда начнется конец света, именно сюда придет Христос. А куда ему еще идти? Настоящий помазанник-то на свете один (Другие короли, например, Сигизмунд, - не православные. Их помазал Антихрист). Христос придет и останется здесь навсегда. И это вовсе не дворец, а убежище для спасшихся. В дворце нет крыши, потому что дождя и снега больше не будет, и окон в нем нет: там будет Христос, а он и есть свет. Но все же милость Христа надо еще заслужить, а заслужить ее можно только искореняя безбожие, а безбожие - это непослушание царю. Вот и ездят по Руси опричники, хватают, кого хотят, тащат в острог, пытают. Ничего личного - служба такая. Возглавляет их вполне интеллигентный Баскаков (Домогаров). А в остроге орудует степенный Скуратов (Кузнецов). Он всем советует признаться побыстрее: не утруждать его, не страдать самому, не огорчать царя. Последнее особенно важно. Как можно огорчать царя? Ведь царь - наше все. Без него стране конец, а это хуже личной смерти. Все и признаются. Под конец Малюта передают смертнику просьбу царя - не являться ему после смерти. Они обещают, а потом все равно являются! Вот люди! Никому нельзя верить! Удивительно, как эти актеры, навсегда ассоциирующиеся с милиционерами, следователями и пр. легко вживаются в роли опричников, Как будто всю жизнь играли! Нет, наверное, есть в этом образе что-то свое, исконное.

Мамонов играет царя - вечного ребенка. Он любопытен, подвижен, жесток, упрям. Он знает только свою правду и не понимает других. В нем нет никакой степенности, величавости. Вот митрополит Филипп прячет под столом девочку-сиротку. Ее родителей убили опричники. Царь услышал шум. «Кто у тебя?» - «Никого». Другой бы поверил или позвал охрану, а этот - шасть и под стол. Нашел девчонку, стал с ней играть. И такой он во всем.

А митрополит Филипп по сравнению с ним - взрослый. Он его уговаривает, как маленького, даже жалеет первое время. Бесполезно. Митрополит искренне не понимает, как можно потыкать такому человеку, что в нем божественного, особенного. Он видит в нем обычного заблудшего человека. А царю это не нравится. Он видит в себе второго после бога, причем тут какой-то митрополит? Он сам может общаться с богом, что и делает постоянно: кается, жалуется, надеется, что простит. Но пока бог не дает ему понять, что совсем его оставил: ведь он же до сих пор царь.

Пара Мирополит/Царь постоянно воспроизводит в своих отношениях другую киношную парочку - Айболита и Бармалей из "Айболита-66". Но только тут - все по-взрослому. Это - не детская сказочка, тут убивают и умирают.

Кроме бога царь считается, как ни странно, с народом. Он поданных убивает, он их ругает и грозит карами, но понимает, что без народа он не царь. И митрополит ему нужен для народа. Он не может людям просто так сказать: «Зачем вам митрополит, когда у вас есть я?» Знает, что не поймут. А его прежний митрополит его оставил и ушел в монастырь. Вот он и вызвал своего друга детства Филиппа из Соловецкого монастыря. Но не поняли они друг друга. Филипп его все уговаривал прекратить кровь, кого-то помиловать. А он не хотел.

В фильме много сцен зверств, казней. Особенно сильно смотрится та, где людей терзают медведи. Там Филипп являет первое чудо. Он спускается на импровизированную арену к медведю, и тот его не трогает. Потом Филиппа заточили в кандалы и запрятали в монастырь. А он стал творить чудеса. Кандалы с него спали, он излечил незрячего, предсказал свою смерть. Царь приехал к нему просить благословения, а он опять отказал. Филиппа убили. Велели его не хоронить, но монахи похоронили, а когда опричники пришли труп отбирать, то заперлись в церкви и сгорели вместе с ним.

И вот тут народ отвернулся от царя. Если раньше он ему хоть ужасался, хоть боялся, то тут просто не захотел смотреть на царя. А Иван думал им праздник устроить. Ученый немец, творчески переосмыслив наследие Леонардо да Винчи, построил ему замечательный развлекательно-пыточный городок. Там можно качаться на качелях, которые в это время пронзают кого-то кольями и т.д. Очень весело. Ты катаешься и одновременно исполняешь палаческую работу. Вот и немцы с Леонардо да Винчи пригодились.

Сидит царь посредине своего городка, а никто к нему не идет. Он и говорит: «А где мой народ?» А нет больше у него народа, и не царь он, а просто псих какой-то.

Вот такая сказочка. Мы много терпим от государства, потому что полагаем, что оно - бог. Но оно не бог. И не все надо терпеть. По крайне мере, так считает Лунгин.

Фильм хороший. Прекрасная операторская работа, музыка. Есть цитаты из " Ивана Грозного", из "Андрея Рублева". Очень хорош Мамонов. Всем советую посмотреть, но только в кинотеатре, на большом экране.

Критика

Previous post Next post
Up