Вспоминая Сахарова

Dec 16, 2009 00:47


В верхнее тематическое оглавление

Тематическое оглавление (Политика)

предыдущее по теме…………………………………
следующее по теме

предыдущее по другим темам……………
следующее по другим темам

14 декабря исполнилось 20 лет со дня смерти Андрея Сахарова. Поминали его кто добрым, а кто - недобрым словом. Думаю, не вся молодежь о нем знает, да и остальные плохо помнят. Вчера «Эхо Москвы» устроило опрос среди молодых о том, знают они Сахарова. Глупо как-то задавать такие вопросы: разумеется звонили те, кто что-то о нем слышал. Не станешь же звонить и говорить: «Не знаю такого» В итоге выяснилось, что он был борцом за права человека, создателем водородной бомбы (это сочетание его заслуг ошарашивает), а звонившие его помнят, несмотря на то, что в 1989 году им было от 3-до 5-ти лет. «Тогда ведь была только одна программа телевидения, и он там выступал», - сказало выросшее дитя. Ведущая его не поправила. Скорее всего, он говорит с чужих слов, хочет понравиться зачем-то ведущим с «Эха Москвы», но вдруг он и вправду что-то помнит? Вот помню же я про Кубу примерно с 5-ти лет? Мне запомнилось, что я пела песню «Куба, любовь моя» - значит, вокруг много говорили о Кубе, например, по радио. А песни меня научили старшие девочки, там еще и танец был. Но я помню, что я понимала, кто такой Кастро и в лицо его знала. Неужели и Сахаров мог быть так популярен в 1989 году?

А вот в 70-е о нем не очень-то много говорили. Что-то мы слышали краем уха про его Нобелевскую премию, но не более того. В первую половину 80-х, если я натыкалась на какую-нибудь зарубежную радиостанцию вроде «Свободы», то узнавала, что Сахаров в Горьком то интервью дал, то опять голодает и протестует против того, что его зверски кормят через зонд. Поводы, по которым он голодал, казались сомнительными: то жену пасынка в США не выпускали, то его жену не выпускали за границу оперировать то глаз, то сердце… Казалось как-то, что это все его личные дела. Нельзя сказать, что в то время мы не интересовались политикой. Мы много говорили, спорили, но о Сахарове - никогда. После прихода Горбачева о нем вспомнили. Была я тогда на концерте бардов, и Юлий Ким спел песенку про девочку Машу, которую все уговаривают, что жизнь стала лучше, а она в ответ твердит про чижика в клетке, что его надо выпустить, а иначе - нехорошо получается. Наверное, он уже знал, что Сахарова решено вернуть из ссылки. Вернули. Теперь он жил в статусе совести нации и истинного учителя истины. Стали писать о его теории конвергенции: что капитализм и социализм сольются в едином порыве во что-то совсем замечательное, что сохранит плюсы обеих систем и уберет их минусы.

А в 1989 его увидели на Первом Съезде народных депутатов - он шел от Академии наук. Буквально на первом или втором заседании ему удали слово, и он начал говорить об Афганистане (за что его в свое время и отправили в ссылку). Он рассказал, что наши солдаты имеют порочную практику пристреливать своих раненых, что ему об этом известно. Весь зал тогда стал аплодировать, но не в знак одобрения, а чтобы он замолчал - это называлось «захлопывать». После него выступал депутат - «афганец», безногий, на протезах. Он возмущался, говорил, что это - ложь.

Трудно сказать, какое впечатление произвела та речь на публику. Многим не понравилось и то, что он говорил, и то, как он говорил - голос у него был слабый, неприятный (одновременно тонкий и скрипучий), еще он мямлил - оратор он был никудышный. Даже те, кто был за него, соглашались, что лучше бы ему публично не выступать. Но были и те, кому он понравился, кто счел, что он проявил смелость, принципиальность, сказал правду. Всем очень не понравилось, что Горбачев его перебивал. Горбачева в это время уже очень не любили. Говорили, что кто он такой, чтобы перебивать великого человека. Тогда все это смотрелось, как противостояние злобного партократа и смелого демократа. Знали бы они, что Горбачев сам станет супердемократом. Теперь это должно восприниматься как спор 2-х великих либералов.

На том же съезде вокруг Сахарова организовалась межрегиональная депутатская группа, куда вошли С. С. Аверинцев, А. М. Адамович, А. А. Акаев (Киргизия), С. С. Алексеев, В. И. Алкснис (вышел из МДГ осенью 1989 года), Ж. И. Алфёров, Ш. А. Амонашвили, В. Г. Ардзинба (до 1990 года), Ю. Н. Афанасьев, Ю. Ю. Болдырев (Ленинград), М. А. Бочаров, П. Г. Бунич, Г. Э. Бурбулис В. В. Быков, Е. А. Гаер, Т. Х. Гдлян, А. И. Гельман, Б. Н. Ельцин, Т. И. Заславская, И. И. Заславский, Н. В. Иванов, В. В. Каданников, А. И. Казанник , Ю. Карякин, В. А. Коротич, В. П. Лукин, А. Н. Мурашов, , Э. А. Памфилова (до декабря 1989 года), М. Н. Полторанин, Г. Х. Попов, К. Прунскене (Литва), М. М. Прусак, Ю. А. Рыжов, Р. З. Сагдеев, А. Д. Сахаров, С. Б. Станкевич, Г. В. СтаровойтоваН. И. Травкин, Н. В. Фёдоров,С. Н. Фёдоров, С. Н. Хаджиев, Ю. Д. Черниченко, С. С. Шушкевич, Ю. П. Щекочихин, Е. В. Яковлев и др. Многие из них сделали прекрасную карьеру, многие и до этого были хорошо известны. Среди требований Платформы МДГ: отмена 6-й статьи Конституции СССР о руководящей роли КПСС;демократизация избирательной системы; демократический закон о печати; законы о земле и собственности, новый Союзный договор. А у Сахарова был свой проект Конституции в основе которой - защита прав личности и права всех народов на государственность. Там после отделения союзных республик, Россию надо было разделить на части: до Урала, Урал, Сибирь и Дальний Восток. Кавказа там не было. У каждой части должен был быть свой правитель и своя армия.

14 декабря Сахаров выступал на 2 съезде Советов народных депутатов, а вечером этого же дня неожиданно умер. Помню, что был такой же сильный мороз, как и сейчас. Боннэр призывала пожилых людей не ходить на похороны, чтобы не заболеть. Это очень умилило поэта Вознесенского, который немедленно написал про это стишок, воспевающий доброту Елены Георгиевны. Вскоре добрая женщина уехала к детям в США, и с тех пор регулярно призывает не давать РФ кредиты, устроить изоляцию, чуть ли не бомбить.

Сахарова все же хоронили тогда с большой помпой - за гробом шла большая толпа. В Москве именем Сахарова назвали проспект и в Петербурге улицу назвали. Думали, что каждый год в его честь будут шествия, но через год народу пришло много меньше, а с 1991 и вовсе о нем забыли.

Частенько можно слышать, что Сахаров сошел с правильного пути из-за влияния своей второй жены Елены Боннэр. (Отец, армянин по национальности, Алиханян Геворк Саркисович, работник Коминтерна, расстрелян 13 февраля 1938 года. Мать, еврейка Боннэр Руфь Григорьевна, тоже коммунистка, арестована 10 декабря 1937 года, а 22 марта 1938 года приговорена к 8-ми годам ссылки. Родители Боннэр были реабилитированы в 1954 году.) Действительно, они были неразлучны, везде появлялись вместе, и было видно, что он ее очень любит. Боннэр была женщина яркая, резкая, ей нравилось эпатировать публику грубостью, любила резать правду-матку, не заботилась ни о словах, ни о внешнем виде, и не выпускала изо рта беломорину. Она объясняла это своей профессией - была медиком (медсестра, потом врач-педиатр в роддоме, преподаватель) и тем, что была на фронте (служила добровольцем в Красной Армии медсестрой и получила тяжёлое ранение и контузию, после чего работала сначала обычной медсестрой, а позднее с 1943 старшей медсестрой в военно-санитарном поезде № 122. В 1971 году была признана инвалидом Великой Отечественной войны второй группы). Но Сахаров начал чудить задолго до женитьбы на Боннэр. Трудно сказать, кто из них на кого больше влиял. Думаю, если бы не он, она бы эмигрировала еще в 70-х, но он был пожизненно невыездной из-за его причастности к ядерному проекту.

Отчего он был такой? Его родных не репрессировали. Сам он имел возможность заниматься любимым делом, имел хорошую зарплату, высшие государственные награды, уважение. Да вот были у нас всегда такие люди, которым чего-то не хватает, а виновата в этом всегда власть, русский народ, Россия. Взять хоть того же Чаадаева.

Мне запомнилось, как Боннэр рассказывала, что Сахаров очень любил мыть посуду (ох, сомневаюсь, я однако), и мыл ее после ухода многочисленных гостей, которые их навещали. При этом он, в зависимости от темы разговора напевал: «А мы - евреи, а мы - евреи» или «А мы - армяне, а мы - армяне». Но, думаю, он никогда не пел: «А мы - русские» В этом-то все и дело. А теперь его никто не хочет помнить - ни евреи, ни армяне, ни, как ни странно, русские.

автоном http://uborshizzza.1mgmu.com/?p=529

Текущая политика

Previous post Next post
Up