В верхнее тематическое оглавление
Тематическое оглавление (Рецензии и ругань)
предыдущее по теме…………………………………
следующее по теме
предыдущее по другим темам……………
следующее по другим темам
Закончилась 69 серия сериала «Школа». Я смотрела все серии. Многие спрашивают: «Зачем?» Интересно было. У сериалов, вообще, такое свойство, что уж если начал смотреть, то хочется смотреть каждую серию. Было время, я и «Просто Марию» смотрела, и «Бедную Настю». К тому же «Школа» шла всего 20 минут, что весьма человеколюбиво. И мне ничто не мешало писать в это время очередной пост.
Вначале мне фильм не понравился, но потом я услышала мнение Эрнста, что надо искать новые формы, и подумала, что он прав. Время резко меняется, а искусство за ним не поспевает. Нужны эксперименты, пусть даже и не совсем удачные.
Кстати, фильм я смотрела, а вот сказать, что он удался или не удался, не могу. Может быть, потом ясность появится. Что в нем новаторского? Опять же затрудняюсь сказать, но только не драматургия. Она как раз традиционная. То, что он снят под реалити-шоу? Такие вещи уже делались. Операторская работа? Она интересная, но я не знаток в этом деле. В общем, все новинки не первой свежести, но собранные все вместе, да еще на Первом канале - наверное, новизна в этом. Все-таки, это очень консервативный канал.
Я бы сказала, что плюсом сериала явилась четкая драматургическая основа, интересная операторская работа, а минусом - игра актеров и общий депрессивный фон произведения.
Действие длится с начала третьей четверти и до середины четвертой. Все время стоит плохая погода - снег, холод, морозь, слякоть. Смотришь, и думаешь, что мы живем в очень неприятном и суровом климате, вызывающем всеобщую озлобленность, раздражение, усталость, астению. Ни одного красивого кадра. Мутный свет за окном, казенная школа, автобус, крошечные наши квартирки, лестничные клетки. Да, вроде, так и есть. Но ведь и у нас бывает солнце, и снег искрится, и не однотонный он, а разный. И Москва не такая скучная, и попадаются красивые люди, и интересно одетые люди, и даже в бедном жилище есть какие-то красивые вещи. А вот камера ничего этого не видит - это камера прозектора, а не художника. А как показаны люди? Даже красивые лица, снятые у упор, выглядят уродливыми, потому что черты лица искажаются, видны поры на коже, еще что-то неопрятное, неприятное. Рембрант рисовал лица стариков прекрасными, здесь лица и детей, и стариков ужасны. Снятые крупным планом носы, губы превращают людей в персонажи картин Босха и Брейгеля. Помните фильм «Доживем до понедельника»? Как там мальчик смотрит на родинку на щеке у первой классной красавицы? Сколько лет прошло, а кадр в памяти. Вот это - удачная операторская работа. А из «Школы» никто кадров не запомнит. И все же это - превращение людей в уродов, а окружающей действительности в унылую мерзость - оригинально.
Далее игра актеров. Подростков 15-ти лет играют актеры от 22 лет. У некоторых это получается неправдоподобно. Особенно меня раздражала актриса, играющая Шишкову - только за несколько месяцев съемки она умудрилась так разбабеть! Кто-то мне понравился больше: например, актер, игравший Исаева (Алексей Маслодудов), тот, кто играл Королева (Сергей Белов). Из женских ролей - физичка (Александра Ребенок), Носова (Валентина Лукащук), Будилова (Анна Шепелёва). Понравилась мне бабушка Носовой (Аля Никулина), мать Ахмаметьевой, мать и тетка Епифанова, директриса (Е.Папанова). Остальные - никакие. Режиссерская установка говорить на одной интонации, без мимики, якобы, как в обычной жизни, испортила впечатление от ролей: и в жизни так не говорят, и кино - это кино, а не жизнь.
Теперь сюжет. Можно сказать, что эта история Ани Носовой, которая пришла в школу после долгого отсутствия, мечтала найти там понимание, а нашла всеобщее отвержение и смерть. Она пример слабого, неподготовленного к жизни человека. На ее опыте можно поучиться, какими не следует быть. Итак, какая она? Впечатлительная, откровенная, спонтанная, ищущая любви. Аня очень хочет, чтобы ее любили и понимали, но не находит такого человека. Получив несколько раз в прямом и переносном смысле по морде, она впадает в острейшую депрессию и кончает жизнь самоубийством. Она больше никому не верит. А без этого жить не может. Она не хочет становиться взрослой и быть такой, как все. В этом ее трагедия. А отчего же другие с собой не кончают? Ведь они тоже постоянно получают по морде? А они никогда и не ждали, что им повезет, что их полюбят, что их поймут. Они - звереныши, приученные не верить никому и ни кому не привязываться. Они готовы стать взрослыми. А Аня - не такая. Слишком долго ее держали дома бабушка и дедушка (а мама ее бросила), слишком опекали, слишком тонкая у нее душевная организация. Но это - внутренние причины. А на бытовом уровне ее самоубийство самое распространенное в этом возрасте. Она кончает собой из-за неразделенной любви.
Аня увидела мальчика, который только что пришел в их класс - и влюбилась в него с первого взгляда. Ради него она прервала домашнее обучение и пошла в школу. А ему нравилась первая классная красавица - Будилова. Аня с ней враждовала. А тут еще Аня решила стать эмо, накрасилась и оделась, как у них принято, что вызвало у ребят желание ее подразнить. В довершение бед, она оказалась предметом страсти своего старого друга Дятлова. Хитроумный Дятлов оклеил школу фотографиями, где Аня была снята без лифчика - эти фото она от скуки неосторожно выложила в Интернете. Еще он посылал ей sms с угрозами, пугал ее. Делал он это для того, чтобы Аня думала, что он ее единственный друг и искала у него защиты и участия. Вначале его план удался - ребята начали издеваться над Аней, она бросалась к нему на грудь со слезами, он ее утешал, но потом она догадалась, что это он все придумал. Это было для нее ударом - такое предательство. А она звала его «Птичка моя - дятел», а он таял. Не получилась любовь. Ранее Дятлов стал причиной инсульта у Аниного дедушки, потому что подсунул ему те самые голые фотографии с целью ее образумить. Итак, доведя старика до инсульта, а девушку до самоубийства, мальчик, конечно переживал, но стойко это преодолел. Он даже решил стать режиссером. Видимо, Германика хотела таким образом подчеркнуть, что для ее профессии необходима изобретательность, решительность, отсутствие угрызений совести. Затравленная Аня пыталась найти подруг, но оказалось, что дружба между девочками невозможна. Они всегда готовы предать ради мальчика или просто так. Мальчик, в которого она влюбилась, ударил ее, мстя за то, что она была груба с Будиловой. Последней каплей стала безобразная сцена, устроенная пьяной Будиловой, которой она подвернулась под руку в плохой день. Будилова унизила ее перед чужими людьми. Так Аня попала в новаторский кризисный центр, где психологи были настолько гуманны, что не подумали устроить шмон в вещах депрессивной больной. А она прихватила с собой пузырек снотворного. Психологи говорили с ней, как с годовалым ребенком, демонстрируя необычайную участливость и доброту, а Аня планировала свой уход. Она не говорила и не ела, но ее и не подумали поместить под постоянное наблюдение. Зато там у каждого своя оригинальная методика - одна заставляет махать руками, другая - лепить из пластилина. Все это замечательно, но не для этого случая. А мы лечим все: шизофрению, депрессию, наркоманию - врачи нам не нужны. Вылечили.
История Ани, конечно, самая законченная, но и других произошли изменения в жизни, приведшие к их взрослению. Вот Дятлов, уничтожив семью Носовых, решил стать режиссером. Не менее важные вещи произошли и с другими.
Тупой троечник Исаев живет в плохой семье. У него отец-алкоголик, правда, добрая мама и младший брат. Но они бедные. Исаев всегда готов что-нибудь украсть, но у него все же есть совесть. Он вроде бы дружит с таким же аутсайдером, как он - дагестанцем Тимуром Задоевым. У того мать работает в школьной столовой, отца нет, он туповытый. Исаев считает, что делает Тимуру одолжение, что разговаривает с ним на равных, но выясняет, что Тимур его осуждает и презирает. Тимур не приемлет воровство, особенно у своих одноклассников. Они дерутся. Тут Исаеву учитель географии - русский националист - объясняет, что с кавказцами нельзя дружить: они враги. Исаев становится скинхедом. Он бреет голову, носит подтяжки, высокие ботинки. Он сходится с другими скинами. Они вместе дерутся, у него даже появляется боевая подруга - девушка по кличке «Пантера». Дома Вадим бьет отца, чтобы тот не лез с кулаками и уяснил, кто в доме главный. Отец уясняет. Впервые в жизни Вадим чувствует себя защищенным, значимым. Но тут происходит драка, в которой его побили свои же пацаны, но из соседней группировки, да так, что он попал в больницу. Поняв, что скинхеды друг дугу не помощники, Исаев решает прекратить с ними общаться, а начать помогать матери и брату.
А вы говорите - необычное, новаторское. Куда уж примитивнее схема: в скины идут дети нищих алкоголиков, чтобы отыграться на инородцах и почувствовать себя силой. А толкают их на это взрослые - такие вот учителя-фашисты. Скины - трусливые шакалы.
Продолжение следует