В верхнее тематическое оглавление
Тематическое оглавление (Рецензии и ругань)
предыдущее по теме…………………………………
следующее по теме
предыдущее по другим темам……………
следующее по другим темам
Продолжаем обсуждать сериал «Школа».
Из истории с Носовой можно получить 2 урока. Первый: дедушки и бабушки плохие воспитатели для подростка в первую очередь потому, что не могут обеспечить ему защиту. Другие родители с этим тоже плохо справляются, но старики хуже всех. В свое время Носов-старший, наверное, выгнал дочь из дома или ничего не сделал, чтобы ее вернуть, думая, что сам справится, а не справился. В конце фильма, похоронив внучку, он говорит: «Плохой из меня получился учитель». Я к этой фразе еще вернусь, потому что она - одна из главных в фильме. Второй урок носит прикладной характер. Если у вас подросток или взрослый перестал есть и говорить, то кладите его в психиатрическую больницу, а не в эти расплодившиеся кризисные центры.
История Исаева сделана в русле официальной агитки - она пугает скинхедами.
Теперь другие герои. Оля Будилова - красивая, взбалмошная, стервозная. Это персонаж из классики - Настасья Филипповна из 9 «А». В третьей четверти Оля теряет невинность с мальчиком из старшего класса, который ее бросает, переживает мондраж из-за задержки месячных, находит себе богатого любовника, который, впрочем, подарков ей не делает, но зато вкусно кормит. Еще она приобретает собачку и преданного друга в лице одноклассника. Но все это ее не слишком волнует, разве что из-за беременности она психовала. Девушка не страдает от любви - она уверена, что ее полюбит любой, а сама она никого не любит. Но Оля переживает из-за семейных неурядиц. Ее родители расходятся, отец требует выделить ему его долю в квартире, которую оценивает в 20%. Мать Оли - парикмахерша, крашенная в радикальный красный цвет. Но она женщина совестливая и справедливая. Она признает за мужем, который ушел к молоденькой, право на долю имущества. Мать берет кредит и выплачивает ему эти деньги. А Оля оскорбилась, что мать с ней не посоветовалась. Она сомневается, что мать сможет выплатить кредит, боится потерять квартиру. А главное - она поняла, что мать слаба. Будилова по этому поводу напилась, закатила скандал, поколотила несчастную Носову, своего пса, ушла из дома и не ночевала там несколько дней. Она говорит своему другу Епифанову (с которым она по дружбе тоже спит), что не готова за кого-то отвечать, что она еще маленькая. На это Епифанов сказал ей, что раз она спит с мужиками, то уже не ребенок, а за маму она должна отвечать - такая уж ее доля. В итоге Будилова вернулась домой и они вместе с мамой купили своей собачке красный ошейник со стразами. Очень милая сцена, где Оля так пьяна, что не стоит на ногах, а маменька ее раздевает и укладывает в постель. Это просто золото, а не родители! Так что в этой истории взросление девочки проявилось в том, что она взяла на себя ответственность за мать.
Шишкова - местная артистка. Она с детства занимается народными танцами и участвует во всей самодеятельности. Вот она переживает любовную драму. Влюбляется, что называется, как кошка, в десятиклассника Леху. Леха - школьный Казанова. Это он лишил невинности Будилову, а потом резко к ней охладел и стал ухаживать за Шишковой. Как почти все женщины в такой ситуации, Шишкова была уверена, что уж ее-то он не бросит. А он как раз и бросил. Такой уж был парень - не может долго быть с одной девушкой. Он ищет, видимо, свой идеал. Его увлекает именно сопротивление, а покорность ему скучна. Психованный такой, неадекватный, с дурацкой прической, но девчонкам нравится. Шишкова ради него прекратила занятия любимыми танцами, порвала с подругой, ходила навещать Леху в больнице. Леха не просто бросил ее, а еще и оскорбил. Он подговорил друга на его глазах пристать к девочке с неприличным предложением и сделать вид, что он хочет ее изнасиловать - а Леха не станет ее защищать. Действительно, розыгрыш удался: Шишкова была потрясена. А ведь у нее очень хорошая семья - дружная, зажиточная. Родители - интеллигентные люди, само понимание и приятие. Но вот и они не смогли уберечь дочку от ошибок, хотя и пытались ей деликатно намекнуть, что Леха не так уж хорош. В ответ они натыкались, разумеется, на жуткую агрессию. Шишкова была так влюблена, так светилась, так хотела всю себя отдать любимому, а он насмеялся над ее первым чувством. Вот и верь после этого людям… В ответ Шишкова решила стать жестче. Она вернулась в танцы с намереньем стать там первой. Она долго никому не будет верить, может быть никогда не сможет.
Дагестанец Задоев, напротив, стал больше доверять людям. Это случилось потому, что он подружился с русской девочкой Соней. Он понял, что есть русские, которым все равно, какой ты национальности. Таким образом, состоялась, интеграция национального элемента в русскую среду. А девочка Соня раньше писала стихи, вела дневник, посещала литературный стишок и считала себя не такой как все, а как начала встречаться с Тимуром, так поняла, что ее стихи были плохи. Она не была особенной, ей просто не хватало…так скажем, мужского внимания. Итак, налицо один интегрированный в социум дагестанец и гарантия, что хотя бы одна Соня не станет писать стихи.
Был еще мальчик Королев - совершенно счастливый. У него был богатый папа и красивая мама. Но вот незадача - папа ушел из дому, полюбив учительницу физики. На беду зашел он в школу к сыну. А сын сам имел виды на сексапильную учительницу Наталью Николаевну. Ох, не может быть добра от женщины с таким именем! Королев перестал считать себя пупом земли, но развить его историю не успели, так как актер не сошелся с Гай Германикой в трактовке роли: он отказался изображать гея.
Отличница Вера в начале фильма была единственной, кто учился, а потом решила не выпендриваться и быть как все. Пока не очень получилось, но она старается. Кстати она единственная, у кого строгая мама. Эта мама без конца торчит в школе и пристает к учителям то со взятками, то с угрозами.
Наконец главный герой Епифанов. Он в третьей четверти перешел из другой школы. У этого персонажа сложная роль. С одной стороны, он - трикстер и призван «взрывать» ситуации, показывать их с непривычной точки зрения. Он говорит правду в лицо, он разоблачает ханжество взрослых. Такие люди неудобны, да и не всегда полезны. С другой стороны, он идеальный персонаж. Он уже взрослый. Он ухаживает за тяжело больной матерью, совершая чудеса для ее спасения: врет, ворует, заводит связи. Но все напрасно: мать умирает. Илья вполне способен жить один, он умеет работать. Нечего говорить, что у него много поклонниц. Это из-за него Носова кончает с собой, его любит девочка-эмо, а Будилова позволяет ему быть своим другом. Но при этом Илья не слишком церемонится с чувствами других людей, равнодушен ко всем, кроме своей мамы и Будиловой. Был жесток с Носовой и с девочкой-эмо. В общем, это противоречивая личность -лишний человек типа Печорина. На мой взгляд, образ не удался, да и актер вялый.
Если проанализировать истории отдельных персонажей, то легко видеть, что «Школа» - это традиционный роман воспитания со всеми характерными персонажами и типажами из русской литературы. Модернизм, так сказать.
Но есть в сериале и другие аспекты. Это попытка охарактеризовать современное состояние общества на примере ее важнейших институтов - семьи и школы. И та, и друга находятся в стадии разложения. В фильме всего одна полная и хорошая семья - у Шишковой. Есть еще семья алкоголика Исаева. Остальные семьи неполные. Две из них распались на наших глазах. В обоих случаях мужики ушли к молодым. А да, еще у физички муж ушел, но она ему сама изменяла и забеременеть не может. У двух детей нет матерей. Один мать потерял, а отца у него и не было. Все родители очень любят своих детей. Они не кричат на них, все разрешают, но дети все равно считают, что они не нужны родителям. Главное чувство, которое родители чувствуют по отношению к детям - это мучительный страх их потерять. Никакого счастья от общения с детьми они не испытывают. Вообще, посмотрев этот сериал, не все бездетные и молодые захотят иметь детей.
И детям, и взрослым не хватает одного - чувства стабильности, защищенности. Мир этот рушится на части, и не за что зацепиться.
Школа деградировала не меньше семьи. Дети вовсе не учатся, а ходят в школу потусоваться. Они ведут себя на уроках развязно, нагло, а учителя не могут им противостоять. Я бы не стала винить учителей в непрофессионализме - невозможно представить, чтобы этих детей заинтересовала какая-нибудь наука. Они уже все видели: вино, наркотики, секс - пройденный этап. На завод бы их или в поле, да нельзя - надо учить дальше. А ведь это московская школа. Хорошее здание, охранник, хорошая еда в столовой, в классе меньше 20 человек. У учителей в московских школах не такие уж маленькие зарплаты - 50-70 тыс.
Учительский коллектив состоит из людей, которые несчастливы в личной жизни, чувствуют себя униженными, плохо относятся друг к другу. У них напрочь отсутствует солидарность. За время фильма учителя истории (Носова) разбивает инсульт, директора уволили, физичка собралась переходить в гимназию, химика пытались уволить и географу предложили уволиться. И все за неполных три месяца! Но к ученикам учителя относятся неплохо. Даже у них есть любимчики, которым они покровительствуют. Физичка опекает девочку Дашу, помогая ей осознать себя привлекательной, она везла на такси домой обкурившегося Королева и водила к своему гинекологу Будилову. Физичка возила детей в Суздаль, хотя и принимала там своего любовника - отца Королева. Она ставит для детей спектакль «Ромео и Джульетта». Правда, детям это все фиолетово.
Географ- националист пытается учить уму-разуму Исаева. Химик опекает Носову, он же ее и хоронит. Учительница литературы, ставшая потом и.о. директора, держит в школе Епифанова, хотя он по очереди доводит разных учителей. Она его жалеет из-за больной матери. Мурзенко пожалела и Исаева, укравшего и потратившего тысячу долларов, которые ей пришлось потом возвращать противной матери отличницы Веры ( там вышла путаница с этими деньгами). Харченко пытается разнообразить жизнь школы, проводя день самоуправдения, когда дети будут сами проводить уроки. Но детям и это параллельно.
Так что же делать, когда ничего не работает? Ничего - авось кривая вывезет. С другой стороны, никто не знает, а Германика должна знать?
Наконец, сериал имеет своеобразную связь с легендарным фильмом «Доживем до понедельника». Учитель Носов похож на героя Тихонова внешне. Сериал начинается с того, что он уходит из школы, потому что у него инсульт. А заканчивается его признанием, что он плохой учитель. Этим авторы сериала хотят сказать, что, и старое кино, и принципы добра, и то, на чем держалась ранее семья и школа, больше не годятся. А что годится? Ну, вместо «Доживем до понедельника» у нас есть сериал «Школа». А вместо школы? Это опять же не дело режиссера. Она вам представила свое виденье, а выдумайте.Продолжение следует
автоном
http://uborshizzza.1mgmu.com/?p=796