В верхнее тематическое оглавление
Тематическое оглавление (Рецензии и ругань)
предыдущее по теме…………………………………
следующее по теме
предыдущее по другим темам……………
следующее по другим темам
Прочла интересную историю, ставшую известной благодаря панно Филиппо Дольчати «История Антонио Ринальдески», хранящуюся в музее Штиберта во Флоренции. Это своеобразный средневековый комикс.
Итак, дело было в 1501 году. Антонии Ринальдески - сын Джованни Рональдески, скончавшегося в 1500 году. У последнего было 2 жены, сын от первого брака и дочери от второго. Он владел домом и склепом в церкви Санта Мария Маджоре. Он не был уроженцем Флоренции, а приехал из Болоньи в 1481 году, поэтому семья считалась в городе чужой, из «понаехавших». Бабка Антонио была дочерью кузнеца. На момент смерти отца Антонио было больше 30 лет. В завещании он назывался «недостойным наследником», но судился с мачехой и что-то отсудил - они заключили мировое соглашение. Все документы в целости и сохранности. Возможно, сам Антонио выступал в неопределенной роли посредника, и репутация у него была плохая. Так говорили, что он был сквернословом, поднявшем руку на собственного отца, что у него был сифилис, что он был игрок и «скотина». Впрочем, все это могли придумать и потом.
Однажды Антонии проигрался в карты. Обозлившись, он набрал на улице сухой навоз и бросил его в изображение Мадонны на стене маленькой часовни. Он это сделал потому, что верил, что этим поступком ей мстит за проигрыш. Другой флорентиец в похожей ситуации пронзил изображение Девы Марии ножом. Да что люди в 1501году? Я знаю женщину, которая выбросила из дома все иконы после того, как внезапно умер ее сын. Правда, потом завела вдвое больше прежнего.
Тут важно, что навоз был сухой. Он не должен был оставить следов, но случилось то, что флорентийцы посчитали за чудо - навоз прилип выше головы Мадонны, образовав как бы венец. Стали искать преступника. Кто-то видел Антонио, один мальчик. Его стали искать. Он к этому времени укрылся за городом, в монастыре. Когда пришли его арестовывать, он попытался покончить с жизнью, вонзив в себя кинжал, но попал в кость. Его перевязали, доставили в город, допросили. Это было 21 июля. Суд был скорый: занял всего пол дня - торопились привести правосудие в исполнение, потому что толпа хотела Ринальдески растерзать. Видите, как важна процедура для власти? Ринальдески мог сам себя убить, его могла убить толпа, но важно было, чтобы его наказала власть - а иначе, какая же это власть? Он обвинялся по трем статьям - за участие в азартной игре, за самоубийство и за богохульство. Самое серьезное было первое обвинение. Все вместе они тянули на смертную казнь.
Его повесили на окне или в Палаццо Подесто или в здании, именуемом «Темпьо». Казнить по всем правилам его не стали, опять же из боязни самосуда.
После смерти преступника изображение Мадонны пытались отчистить, но это не получилось. Опять сочли, что это чудо. По этому поводу Мадонна де Риччи стала популярна, и ей вместо старой маленькой часовни построили новую церковь.
Чем хороша Флоренция? Там все осталось, как в 16 веке. И церковь та цела, и панно, и то место, где казнили Ринальдески. Можно приехать и посмотреть. Я нашла все это в книге У.Д. Коннел и Д.Констебл «Святотатство и воздаяние в ренессансной Флоренции». Там, в общем, больше ничего нет, кроме того, что я отсканировала и рассказала. А теперь смотрите иллюстрации.