В верхнее тематическое оглавление
Тематическое оглавление (Рецензии и ругань)
предыдущее по теме…………………………………
следующее по теме
предыдущее по другим темам……………
следующее по другим темам
Персиполис
Посмотрела французский полнометражный фильм «Персиполис». Изящная, интересная в целом, хотя немного скучноватая местами работа. Это автобиографическая история художницы, созданная по ее комиксам. Действие происходит в Иране и в Европе, для Ирана используется черно-белая анимация, для Европы - цветная, однако, вот что удивительно: черно-белое ярче, теплее, чем цветное, в нем больше оттенков. Цветное же - тусклое и почти серое. Так получилось, потому что автор любит Иран, где дом, где детство, где родители и бабушка и не любит Европу, где вокруг чужие, равнодушные люди. Тем не менее, Иран - черно-белый, а героиня живет в Европе. Это связано с трагедией, которую пережили европеизированные иранцы после победы Исламской революции в 1978 году.
Смотря фильм, я думала, как мало мы знаем о неевропейских странах! Изучение истории в наших школах сдвинуто в сторону Европы и даже, точнее, Франции,
которая считалась образцовой страной, так как все события происходили в ней в соответствии с теорией марксизма. Я до сих пор помню все их династии (помогли, конечно, и Дюма, и Дрюон), также как и американских президентов. А вот об Иране знаю мало, хотя у него огромная история, и почти всю свою историю Иран был независим. Именно из-за противоборства Ирана (в этом названии задействовано их арийское происхождение) и Греции, персов (как их звали греки по названию одного из племен) появились понятия Запад и Восток. Греки назвали себя Западом, чтобы отграничить себя от Востока, и с тех пор Запад - это синоним всего светлого и прогрессивного, а Восток - всего темного и дикого. А ведь и персы и греки относятся к индоевропейским или арийской группе народов, причем персы имели развитое государство задолго до того, как греки появились в Европе. Но почему-то мы целиком на стороне греков, считаем их правами и болеем за их спартанцев и афинян, а не за персов. Мало того, кроме этих древних войн, вроде в Иране ничего и не было, а если и было, то не заслуживает внимания никого, кроме специалистов. Так уж получилось. Думаю, что и иранцы знают историю Европы намного лучше русской, если мы что и слышим друг о друге, то только то, что о нас сказали в Европе, хотя у нас есть общие проблемы, например, та, что нас продолжают воспринимать в Европе, как чужих, как Восток. Вот и этот фильм пришел из Франции.
Героиня происходит из рода Каджаров - династии, которая правила Ираном с 1781 по 1925, когда была свергнута Резой Пехлави при поддержке англичан, провозгласившего себя шахом. Ее дед был принцем, при этом он был коммунистом, за что преследовался властями. Ее дядя тоже был коммунистом и участвовал в событиях 1945 года, когда часть территории Ирана, граничащая с Азербайджаном (и называющаяся тоже Азербайджаном) провозгласила независимость и собралась строить социализм, чему очень способствовали стоящие там советские войска. К сожалению, наши войска оттуда пришлось вывести, т.к. США стали угрожать нам в противном случае атомными бомбардировками. Собственно, с этого события и началась холодная война. Дядя героини бежал в СССР, где учился, защитил докторскую диссертацию по марксистко-ленинской философии, но потом он тайно приехал а Иран, где был посажен в тюрьму. Кстати, Каджары происходили из племени азербайджанцев (до сих пор нет единого иранского народа, а есть племена, часть из которых кочевые), а до этого пришли в Армению вмести с монголами, им принадлежал нагорный Карабах.
Героиня родилась в 1970 году и была единственным ребенком в семье. Отец - журналист. Бабка - вдова принца и мать коммуниста жила одна в большом красивом доме с садом и фонтаном, но часто приходила в гости. Именно она была для девочки главным авторитетом - красивая, породистая, аристократичная, независимая, прямая, острая на язык. В 1978 году страна была европеизирована, во всяком случае, круг тех людей, к которым девочка принадлежала по рождению. Они слушали рок, танцевали, пили вино, женщины не покрывали голову, носили короткие юбки. При этом все ругали шаха, считали его выскочкой, ждали революции. Революция свершилась. Коммунистов и других врагов шаха выпустили из тюрьмы. Девочка, которой в школе объясняли, что шах избран богом, узнала, что он был плохой, мучил людей, в том числе ее дядю. Девочка даже хотела мстить мальчику - сыну полицейского, но ей вовремя объяснили, что сын за отца не отвечает. Потом коммунистов опять посадили. Дядю казнили. Исчезли продукты, зато запретили пить спиртное, заставили носить хиджаб. Родители все равно ходили на вечеринки, тайно изготовляли виноградное вино, а девочка из-под полы покупала рок. Началась восьмилетняя война с Ираком, при которой Запад продавал оружие обоим сторонам. Бомбежки, бомбоубежища, облавы,
к тому же девочка стала говорить в школе то, о чем слышала дома - о политических заключенных, о своем дяде (а их убеждали, что сейчас тяжело, но зато свобода, которой не было при шахе). Во избежание неприятностей, ее отправили в Австрию. Там ей было одиноко, неуютно, к тому же случилась любовная неудача - молодой человек ей изменил. У девушки началась депрессия, она вернулась домой. За это время война кончилась, родители постарели. Теперь надо было привыкать к новым порядкам: к тому, что на улице патруль может забрать в специальный комитет за макияж и за то, что женщина бежит, а не идет («Нельзя бегать, у тебя похабно вихляет зад» - «А вы не смотрите мне в задницу!»), что снять платок - подвиг, что натурщицы в школе искусств, где она училась, позируют только одетые и в хиджабе («Как изучать анатомию, когда единственная выдающаяся часть у них - это нос?»), что на вечеринку могут вломится стражи исламской революции, и вино надо будет срочно вылить в раковину, а мальчикам придется убегать по крышам, и один из них сорвется.
Однажды она подставит незнакомого парня, чтобы перевести стрелки с себя на другого, расскажет об этом бабушке, а та назовет ее сукой и перестанет с ней разговаривать (« Но у меня не было выбора!» - «Всегда есть выбор!»). Чтобы заслужить ее прощение девушке придется выступить в защиту своих прав на собрании. Потом девушка выйдет замуж, потому что иначе нельзя нигде появиться с любимым мужчиной («Какие у вас отношения?» - и потащили в комитет, и это только потому, что видели, как он взял ее за руку.) Потом они разведутся. (Бабушка, у меня такое горе! - «Кто-то умер?» - «Я не люблю его больше!» - «Разве можно так со мной? Я чуть не умерла. Развод - это нормально. Первый брак - это репетиция перед вторым»). В 1992 году она уезжает в Париж, теперь уже навсегда. И дома она чувствует себя чужой, и в Европе - чужой, но там - безопаснее.
Очень милый фильм, много трогательных и смешных моментов. Анимация, при чем хорошая, подходит для этого историко-автобиографического жанра, больше, чем игровое кино. Заставляет задуматься о том, как нам сохранить национальную самобытность, но не впасть в крайность, и как перестать рваться в Европу, для которой мы все равно всегда будем чужими.