Про учеников
Такэути Сэйхо: мы уже писали (
тут и
тут), а у кого учился он сам? Заметнее всего в его работах влияние не непосредственных наставников вроде Ко:но Байрэя, а более давних предшественников; некоторые картины и рисунки Сэйхо: повторяют их по композиции, да и манера, и область интересов сказались. Прежде всего это знаменитый художник XVIII века Маруяма О:кё (円山 応挙, в старом написании 圓山 應擧), основатель одной из известных и интересных школ живописи. О нём мы и начнём рассказ.
Маруяма Масатака (псевдоним О:кё он взял позже) родился близ Киото в 1733 году и переехал в город ещё мальчиком. Его взяли учеником в лавку игрушек, так что начинал он с рисования личик куклам. В той же лавки продавалась модная европейская диковинка, предшественница позднейшего стереоскопа, позволявшая создавать иллюзию трёхмерности плоской картинки. Масатака очень этим заинтересовался, начал работать с европейской перспективой и скоро освоил технику таких «очковых картинок» (мэганэ-э). И тогда же решил стать художником.
Ему удалось поступить в обучение к известному мастеру школы Кано:, Исиде Ю:тэю. Уже во время обучения он увлёкся старинной китайской живописью. В честь одного из любимых китайских художников XIII века он и взял (я японском произношении, конечно) псевдоним О:кё. Очень интересовали его и европейские гравюры, изредка попадавшие ему в руки.
О:кё повезло с покровителем - в 1760-х годах на него обратил внимание настоятель влиятельного храма в недальнем О:цу и заказал ему три свитка на тему благих и дурных перерождений, общей длиной почти пятьдесят метров. Работал над ними художник три года, причём охотно прибегал к помощи натурщиков - что, как мы помним, и через полтораста лет при Такэути Сэйхо: было нечастой практикой. Девять миров получились очень убедительные - тогдашние критики даже пеняли на чрезмерную реалистичность, мол, получаются слишком приземлённые ад, царство демонов или богов. А простым зрителям нравилось - и О:кё завалили заказами на роспись ширм, пейзажи в китайском духе и (вот где сработал «реалистический ад!) изображения духов, призраков и… голых девушек. Считается, что О:кё первым я Японии начал рисовать их с натуры. Заработал в итоге широкую, хотя и несколько скандальную славу. Заказы пошли даже от сёгунского и государева дворов!
Вот несколько призраков:
Кстати, именно с призраками связана самая известная легенда об О:кё. Некий князь заказал ему нарисовать в виде призрака давно пропавшего без вести родича - не было известно точно, жив тот или мёртв, но князь предполагал последнее. Когда художник закончил работу, призрак отделился от картины и улетел. Потом эту сцену изобразил Ёситоси:
А вот образцы его буддийских картин. Например, такая пожилая Каннон:
Или такое «сидячее сосредоточение»:
Одной из любимых тем О:кё были изображения знаменитых монахов-безумцев Дзиттоку ( Ши Дэ) и Кандзане (Хань Шань), а также их наставника Букане (Фэн Гань). Этих троих называли «тремя отшельниками из храма Гоцин» и почитали как воплощения будды Амиды и двух его спутников-бодхисаттв. При этом традицию наставлений Гоцинсы скорее относят не к амидаизму, а к чань (дзэн). Существует множество китайских и японских парных изображений Ши Дэ и Хань Шаня, а также картины с «четверыми спящими»: этими двумя монахами, их учителем и тигром (а к тиграм О:кё, как мы потом увидим, был крайне неравнодушен). Все трое монахов знамениты как поэты, в XX веке Хань-шань, он же «монах с Холодной горы», стал широко известен также на Западе как один из лучших чаньских поэтов. Кое-что о них мы писали здесь.
О:кё достиг достаточной славы, чтобы основать собственную школу в Киото (школа Маруяма). Наставником он оказался хорошим, ученики к нему валили валом: осваивать перспективу и светотень, рисовать с натуры. Западная техника у О:кё хорошо сочеталась и с китайской традицией, и с нарядной манерой школы Кано:, но всё-таки наибольший упор он делал на точность изображения натуры. От него осталось множество рисунков и альбомов с изображением животных и растений - по образцу европейских ботанических и зоологических атласов. (А в комментариях к этому посту теперь есть картинки и из его атласа, посвящённого человеку!)
При этом во всех своих работах О:кё очень чётко отделял (и учеников наставлял в этом духе) главное от второстепенного, фонового - почему, собственно, на многих его картинах и рисунках фона вообще нет или он обозначен очень скупо, а в центре внимания - только главная фигура или фигуры.
Бог Хотэй:
Обезьянщик с обезьянкой и зрителями:
Поэтесса Оно-но Комати:
Просто краб и лягушки:
Скоро у школы Маруяма появились новые отделения (в Осаке, например), где преподавали уже и наиболее успешные ученики. Самыми знаменитыми из них стали сын О:кё - О:дзуи, Нагасава Росэцу (тоже большой мастер по части призраков; впрочем, с О:кё они не сошлись характерами и расстались с громким скандалом) и Мацумура Госюн.
Мацумура Госюн (1752-1811) годился О:кё в сыновья, но ко впремени их знакомства был уже взрослым человеком. Он происходил из чиновничьей семьи, получил отличное образование и уже стал довольно известным художником и поэтом, учеником знаменитого Ёсы Бусона. Но отец его умер, Бусон чуть позже - тоже; некоторое время Госюн работал самостоятельно, а потом, к концу 1780-х годов, присоединился к школе Маруяма. О:кё обрадовался, сказал, что наконец-то у него появился товарищ, у которого он и сам готов кое-чему поучиться, и поделился с ним большим храмовым заказом. Оба художника очень подружились и (после большого киотоского пожара, лишившего обоих домов) даже поселились вместе. По бумагам (и по дальнейшей традиции) Госюн числился учеником О:кё, но старший мастер часто повторял, что это не так: тут обучение взаимное. Мацумура Госюн тоже оказал большое влияние на Такэути Сэйхо:, который иногда почти точно повторял композиции старого мастера в своих листах.
Вот примеры работ Госюна:
А
тут ещё есть хорошие.
Дружба двух художников продолжалась не так долго - в 1795 году О:кё умер, а Госюн вскоре основал собственную школу. Но всю жизнь говорил, что у него два учителя: Бусон и О:кё.
В следующий раз (или два) покажем ещё некоторые работы Маруямы О:кё - по темам.