В ходе дискуссии с г-ном Жихом я ещё раз столкнулся с распространённым и абсолютно неверным использованием термина "позитивизм" применительно к исторической науке. Как мне представляется, с лёгкой руки А.Я. Гуревича, позитивизмом стали называть у нас "всё плохое" (как в политике, допустим, используется понятие "фашизм": слышал, как какие-то
(
Read more... )
Comments 60
Пусть вы лично крайне критически относитесь к этому явлению - но оно имеет полное право на существование.
Reply
Reply
а Вы можете определить свою методологическую базу?
(это я не полемически, а просто вот чтение навеяло надежду: а вдруг она у Вас есть?!)
Потому что я легко могу сказать, чем мне лично НЕ нравится позитивизм (в первом смысле), что меня смущает в постмодернизме, чем не близок экзистенциальный подход или феноменализм... Но вот сказать, что я имею определенную и детерминируемую терминологически систему взглядов, увы, не могу!
Критиковать мировоззренческие системы и методологические подходы весьма просто (практически, как бросить курить). Сформулировать свои - задача чудовищно сложная (если не родиться и не провести всю жизнь в пространстве un roi - un loi - un foi)
Reply
Reply
Reply
Что кас. Дворниченко, то я его книгу о Литве просто не читал как следует, только просматривал. О "Городах-гос-вах" высказывался неоднократно и весьма нелицеприятно. Но автор концепции - именно Фр. Полис - это очевидная чушь, именно по той причине о к-рой Вы сказали (если интересно, посмотрите нашу дискуссию с Жихом, кажется, в моём посте Фроянов2, там, где больше всего комментариев).
Про Ланглуа и Сеньобоса - это и так, и не так (я тоже с уважением отношусь к "наст. поз-му"), но здесь нужно писать отдельно о "Школе Анналов". М.б., и напишу. "Апология" - гениальное эссе, лучшее, что написано об истории, но и как конкретный исследователь Блок был выдающимся профессионалом (и, кстати, вполне поз-том во 2-м смысле слова). Он, кстати, много от немцев взял, т.к. учился в Германии.
Reply
Reply
Блок - автор парадигматической монографии о "менталитете" (хотя без использования самого термина) - "Короли-чудотворцы" (и, кстати, это намного интереснее того же ЛеГоффа).
Опус Фроянова о жидовствующих - за гранью добра и зла. Это просто макулатура. И взгляды тут ни при чём. Тот же Алексеев, к-рый верит в реальность жидовствующих (что тоже не факт), вполне согласен с этим.
Нестяжатели/осифляне - отд. сложная тема. Если коротко, мне подход Плигузова кажется гиперкритичным, но здесь я не специалист.
Проблема Фр. - это проблема именно непрофессионализма, а не взглядов. "Взгляды" не мешали мне уважать Л.В. Милова
Reply
"Не может быть человек византининстом высокого уровня, если его методология уходит корнями в позитивизм. История - это толкование фактов, а факты Иванов толкует на пещерном уровне того жэе позитивизма. И уж тем более Визхантию - не этому карлику за Империю браться."
http://ludenhoff.livejournal.com/52390.html?thread=461734#t461734
Видимо, это в связи с историей стандартный наезд.
Reply
А так, да, наезд. Если человек интересуется тем, как было на самом деле (а не тем, как, согласно каким-то ублюдкам, "должно" было быть), всё, он - позитивист :)
Reply
но цитата видимо характерна
Reply
Reply
Reply
Leave a comment