о позитивизме

Apr 20, 2010 01:54

В ходе дискуссии с г-ном Жихом я ещё раз столкнулся с распространённым и абсолютно неверным использованием термина "позитивизм" применительно к исторической науке. Как мне представляется, с лёгкой руки А.Я. Гуревича, позитивизмом стали называть у нас "всё плохое" (как в политике, допустим, используется понятие "фашизм": слышал, как какие-то ( Read more... )

Leave a comment

Comments 60

В целом можно согласиться colonel_hunter April 20 2010, 07:50:39 UTC
Я бы только не ствил знак равенства между "совковой сивузхой" и "погоню за постмодернизмом": за вторым явлением все же стоит интеллектуальный поиск.

Пусть вы лично крайне критически относитесь к этому явлению - но оно имеет полное право на существование.

Reply

Re: В целом можно согласиться urukhaj April 20 2010, 07:53:53 UTC
Я и не ставлю знака равенства, о чём многократно говорил в дискуссии с тем же Жихом. Однако в критике мифического "позитивизма" они близки. Моё отношение к "постмодернизму" значительно более сложное, чем Вам это представляется.

Reply

вдруг... olbening April 20 2010, 08:28:20 UTC
Вдруг в темное и пустоватое помещение (голову) забрела случайная мысль... встревожила :-)))
а Вы можете определить свою методологическую базу?
(это я не полемически, а просто вот чтение навеяло надежду: а вдруг она у Вас есть?!)
Потому что я легко могу сказать, чем мне лично НЕ нравится позитивизм (в первом смысле), что меня смущает в постмодернизме, чем не близок экзистенциальный подход или феноменализм... Но вот сказать, что я имею определенную и детерминируемую терминологически систему взглядов, увы, не могу!
Критиковать мировоззренческие системы и методологические подходы весьма просто (практически, как бросить курить). Сформулировать свои - задача чудовищно сложная (если не родиться и не провести всю жизнь в пространстве un roi - un loi - un foi)

Reply

Re: вдруг... urukhaj April 20 2010, 09:02:24 UTC
Я не о себе говорю и собственно никого не критикую, а просто стараюсь разъяснить, что такое позитивизм (в разных значениях).

Reply


holmogor April 20 2010, 08:27:47 UTC
Извините, нашел на свою фамилию, но не мог удержаться от давно интересующей меня темы ( ... )

Reply

urukhaj April 20 2010, 09:10:56 UTC
Риккерт и неокант-во - отдельная тема, я её здесь не касаюсь, к ист. науке в наст. смысле слова она (почти) не имеет отн-я.

Что кас. Дворниченко, то я его книгу о Литве просто не читал как следует, только просматривал. О "Городах-гос-вах" высказывался неоднократно и весьма нелицеприятно. Но автор концепции - именно Фр. Полис - это очевидная чушь, именно по той причине о к-рой Вы сказали (если интересно, посмотрите нашу дискуссию с Жихом, кажется, в моём посте Фроянов2, там, где больше всего комментариев).

Про Ланглуа и Сеньобоса - это и так, и не так (я тоже с уважением отношусь к "наст. поз-му"), но здесь нужно писать отдельно о "Школе Анналов". М.б., и напишу. "Апология" - гениальное эссе, лучшее, что написано об истории, но и как конкретный исследователь Блок был выдающимся профессионалом (и, кстати, вполне поз-том во 2-м смысле слова). Он, кстати, много от немцев взял, т.к. учился в Германии.

Reply

holmogor April 20 2010, 10:09:47 UTC
Я "Апологию" очень любил по юности - одно время с ней чуть ли не всё время ходил. Потом резко разлюбил ("Ихтиология - наука о рыбах в воде"). А вот к конкретике Блока привязался всё больше и больше. Но менталитеты и прочее такое, это уже от третьей волны, конкретней от Ле Гоффа, клоном которого зачем-то решил стать покойный Арон Яковлевич, хотя изначально был вполне самостоятельным исследователем ( ... )

Reply

urukhaj April 20 2010, 11:21:47 UTC
А.Я. - совсем не клон ЛеГоффа. Это распространённая байка, но это не так, и окончательно это стало, после того как перевели сами работы ЛеГоффа. Более того, как исследователь Гуревич мне нравится намного больше, чем ЛеГофф (хотя его ранние работы я тоже люблю больше).
Блок - автор парадигматической монографии о "менталитете" (хотя без использования самого термина) - "Короли-чудотворцы" (и, кстати, это намного интереснее того же ЛеГоффа).
Опус Фроянова о жидовствующих - за гранью добра и зла. Это просто макулатура. И взгляды тут ни при чём. Тот же Алексеев, к-рый верит в реальность жидовствующих (что тоже не факт), вполне согласен с этим.
Нестяжатели/осифляне - отд. сложная тема. Если коротко, мне подход Плигузова кажется гиперкритичным, но здесь я не специалист.
Проблема Фр. - это проблема именно непрофессионализма, а не взглядов. "Взгляды" не мешали мне уважать Л.В. Милова

Reply


fbmk April 20 2010, 14:48:54 UTC
Вспомнил полученную в некоем диалоге реплику:
"Не может быть человек византининстом высокого уровня, если его методология уходит корнями в позитивизм. История - это толкование фактов, а факты Иванов толкует на пещерном уровне того жэе позитивизма. И уж тем более Визхантию - не этому карлику за Империю браться."
http://ludenhoff.livejournal.com/52390.html?thread=461734#t461734

Видимо, это в связи с историей стандартный наезд.

Reply

urukhaj April 20 2010, 14:54:32 UTC
Ну что Вы цитируете? Я открыл, думал, там что-то интересное, а там какой-то поток сознания.

А так, да, наезд. Если человек интересуется тем, как было на самом деле (а не тем, как, согласно каким-то ублюдкам, "должно" было быть), всё, он - позитивист :)

Reply

fbmk April 20 2010, 14:57:14 UTC
конечно, ссылка факультативна
но цитата видимо характерна

Reply

urukhaj April 20 2010, 15:04:53 UTC
Ну да. Ещё рассуждений про "духовность" не хватает. Это у них вместо морального кодекса сов. человека.

Reply


art_yukh April 25 2010, 16:55:04 UTC
Теперь уже к Холмогорову: не идеографический, а идиографический (от греч. ίδιος - особенный и γράφω - пишу).

Reply


Leave a comment

Up