Наука и преподавание, прод.

Oct 07, 2013 17:58

Возвращаясь к науке и преподаванию. Я уже писал о том, что у нас принято эти вещи смешивать, поскольку "по-западному" положено, чтобы учёный обязательно преподавал. Действительно, кое-где такое есть, но там, где есть (в США, например) - абсолютно иная аудиторная нагрузка, т.е. это совсем другое преподавание. У нас же под преподаванием понимают, как ( Read more... )

Leave a comment

Comments 60

kot_pafnusha October 7 2013, 15:04:11 UTC
"прекрасно известно, кто именно её инициировал"
- таки кто же ?

Reply

urukhaj October 7 2013, 15:13:24 UTC
Ковальчук, Фурсенко и их патрон.

Reply

kot_pafnusha October 7 2013, 15:21:10 UTC
Мурси за просвещение,
хотя называют ведь и ВШЭ и РШЭ в числе разработчиков реформы.

Reply

urukhaj October 7 2013, 15:33:43 UTC
Они тоже хотели раскурочить РАН, но предлагали совсем другую реформу. Тоже плохую, но другую. В этом вопросе они выступили в роли "полезных идиотов". Т.е. воспользовались их слэнгом, чтобы реализовать нечто совсем иное.

Кстати, не РШЭ, а РЭШ.

Reply


platonicus October 7 2013, 16:02:42 UTC
Со всем согласен, с одной лишь оговоркой: красиво писать, по-моему, входит в базовые навыки гуманитария. То есть понятно, что "красиво" - понятие растяжимое, а также что для лингвиста это, наверное, все же менее настоятельно, чем, к примеру, для литературоведа, но все же на том стою.

Reply


(The comment has been removed)

urukhaj October 7 2013, 18:47:48 UTC
Нет. А надо?

Reply

(The comment has been removed)

urukhaj October 8 2013, 12:41:18 UTC
Уровень коллеги я легко оценю по его трудам и выступлениям на конференциях (последнее хорошо даёт понять, как он читает лекции). "Чистых" преподавателей должны оценивать, конечно, сами преподаватели и не в курилке, а в соответствии с механизмами, вариантов которых очень много.

"Некое понимание" складывается, но, во-первых, далеко не сразу действительно (а в Вышке голосуют все курсы), во-вторых, далеко не у всех и даже не у большинства. Какое у нас большинство студентов, я думаю, Вы сами знаете.

Reply


salery October 7 2013, 20:39:57 UTC
Да, если "эффективные менеджеры" еще и академические НИИ забюрократизируют, наиболее подходящим местом работы для ученого останется разве служба в качестве сторожа - "сутки через двое". Вузы теперь точно не годятся.
А завасимость зарплаты преподавателя от оценки студентами - замечательная находка. "Ты - мне, я - тебе": Препод тебе повыше оценку на экзамене, ты ему - повыше зарплату...

Reply

urukhaj October 8 2013, 13:27:13 UTC
А это, кстати, уже далеко не анекдот. У меня есть знакомые, молодые египтологи, муж и жена. Так вот, чтобы не связываться с нашими институциями, они вообще официально нигде не работают, обеспечивая свою жизнь переводами. Публикуются они при этом почти исключительно в западных журналах (которым всё равно, где кто числится). Я раньше с ними спорил (не о принципе, а о том, что отсутствие официального статуса накладывает опред. ограничения), а теперь вижу: что-то в этом есть.

Reply

joy_for_ever October 10 2013, 09:28:12 UTC
Муж, кстати, уже работает в институции и этим доволен. Жена сначала вполне себе имела дело с институциями и вовсе не гнала от себя мысль, что с какой-нибудь из них ей придется иметь дело; дальше просто не заладились дела с институциями. Кроме того, муж несколько раз пробовал связаться с институциями западными. Тут выяснилась следующая вещь: этим институциям совершенно не все равно, из каких наших институций к ним приходят люди. Заявку на преподавательскую должность они хотели бы видеть не просто от замечательного египтолога, а от замечательного египтолога - преподавателя, пусть даже преподавание в России - это не то, что преподавание на западе. Вот и ограничение, которое налагает непринадлежность к институциям. Что касается западных журналов, там ограничение другое: собственно качество научных результатов. И это только кажется, что тут институции ни при чем. На самом же деле по этому поводу все, что надо, сказал мистер Антолини из "Над пропастью во ржи": "Образованные и ученые люди при условии, что они вместе с тем люди ( ... )

Reply

urukhaj October 10 2013, 14:41:16 UTC
А, не знал. В ин-те востоковедения? Но, когда я с ними последний раз разговаривал, речь шла именно о позиции. И эта позиция мне вполне понятна (есть и множество других примеров, в т.ч. в моей специальности). Нежную любовь к отечественным "институциям" мне понять сложно. Научная среда - важна (собственно, это я им и говорил). Но у нас она принципиально не институциональная, т.е. почти нет "институций", где такая среда существует. Эти "среды" уже сейчас как правило не имеют отношения к определённым "институциям", состоя из людей из разных "институций" или вообще не из "институций". Вот у нас есть такой Древнерусский клуб, который собирается время от времени на частных квартирах. В рамках которого можно всё обсуждать по-человечески и не надо кривляться. Состоят в нём совершенно разные люди: от человека, который вообще нигде не работает, или аспиранта до члена-корреспондента РАН и замдиректора ин-та РАН, но состоят они там не по должности, а по реальной научной значимости (1) и общей адекватности (2). Это - среда. Но не "институциональная ( ... )

Reply


hungarez October 8 2013, 05:37:01 UTC
Я человек маленький, в рангах небольших и не мне говорить но

1) Трижды гениальный ученый должен уметь обьяснить своим самые сложные мысли русским языком 17-летней девочке.

Про США

2) Броские концепции помогают переосмыслить старые положения в науке и помогает немного вычистить курикуллум.

3) Хороший западный ученый обычно совмещает преподавание и собственно исследование. Есть такая вещь как sabbatical, когда у него год отпуска и он пишет книгу. Это по-моему в России тоже есть - но оплачивается по другому. Хотя на науку время остается не сильно много - мой научник был искренне рад, когда появилась возможность переложить преподавание курса на плечи вашего покорного. Он хотя бы статьи дописал.

4) Есть и "чистые ученые" в Штатах - но да, чтобы до этого дослужиться надо либо много преподавать в первой части жизни, либо с самого начала попасть на карандаш в один из двух-трех профильных центров, который даст какую-нибудь стипендию на год или два.

Reply

urukhaj October 8 2013, 13:36:38 UTC
Мы все люди маленькие. Большие - Газпромом руководят ( ... )

Reply

hungarez October 9 2013, 05:10:37 UTC
1) Во-первых понятие шизоид - оно такое, неопределенное. Где проходит граница между шизоидом и нормальным человеком? Непонятно ( ... )

Reply

urukhaj October 9 2013, 08:50:42 UTC
1) Шизоид (в отл. от шизофреника) - не болезнь, а тип (нормального) характера (по Кречмеру-Леонгарду). Это, кстати, пример концепции, не высосанной из пальца, типа фрейдистсой интерпретации культа Богородицы, а описывающей реальность ( ... )

Reply


Leave a comment

Up