..Выехав из Древней Лимиры, наш экскурсионный автобус повёз нас к следующей достопримечательности, расположенной поблизости, в городе Демре (Кале) - древней церкви святителя Николая Чудотворца - самого почитаемого православными верующими святого. Он же Николай Угодник. Он же Санта Клаус. [+45 фоток и немного букв...]
[Краткая история церкви Николая Чудотворца]В древности здесь находился ликийский город Мира (Миры Ликийские), епископом которого в IV веке был святитель Николай. Церковь была построена сразу после его смерти. Здесь же он был захоронен в мраморном саркофаге. По преданию, сразу после смерти тело святителя стало мироточить, в связи с чем с тех пор это место является объектом паломничества.
Позже церковь была уничтожена землетрясением и на её месте возвели базилику, которую потом в VII веке разрушили арабы. В дальнейшем из-за повышенной сейсмической активности данных ландшафтов и очередных землетрясений церковь была затоплена водами и илом протекающей рядом реки Мирос, в результате чего её русло развернуло вспять. Церковь была полностью покрыта грязью и илом, виднелась лишь небольшая часть колокольни. Обнаружена она была случайно. В 1042 году церковь была повторно отреставрирована императором Константином Мономахом. В 1087 году мощи святителя Николая были похищены итальянцами и вывезены в итальянский город Бари, где и находятся по сей день. Существует версия, согласно которой была вывезена только часть мощей, а другая часть осталась и по-прежнему хранится в саркофаге. В связи с чем перед саркофагом уже в наше время было установлено защитное оргстекло (о чём ниже).
В последующие годы землетрясения и сели поглотили церковь. В 1850 году развалины храма посетил русский путешественник А.Н. Муравьёв, который организовал сбор средств на его восстановление (предполагалось создание впоследствии нового центра паломничества). В результате, были куплены руины церкви и прилегающий участок земли. В начале 1858 года благодаря поддержке российского царя Николая I были проведены масштабные археологические и реставрационные работы, когда здание и его внутреннее убранство было практически выкопано из толщи многовековой грязи.
В советское время церковь нашему государству оказалась не нужна и стояла заброшенной до конца XX века, пока ею не занялось министерство культуры Турции.
В настоящее время данный храм не является действующей церковью, в нём расположен музей. Четверть от стоимости билета за вход в храм Святого Николая отправляется в фонд на восстановление церкви.
Демре оказался приятным и красивым городом с малоэтажной застройкой и развешанными повсюду национальными флагами по случаю празднования 100-летнего юбилея Турецкой Республики.
Демре, как и Кемер, оказался "русским городом": здесь повсюду развешаны вывески и указатели на русском языке, а к местным жителям и продавцам не нужно обращаться на английском или других языках - всё поймут, расскажут и ответят на чистом русском.
Как и везде (кроме крупных магазинов) здесь всё можно купить за доллары, евро и даже за рубли. Причём 1$ равен 1€. Поэтому в Турцию выгоднее приезжать с баксами.
Первым делом гид повёл нас в иконный Центр, чтобы впарить туристам иконы и прочую церковную атрибутику. Надо сказать, что цены здесь, мягко говоря, очень недешёвые: начинаются от 50$ (всё что дешевле - имеет микроскопический вид). Объясняется это сложностями логистики: вся церковная продукция изготавливается за пределами страны. Но качество вполне себе достойное. И судя по яркой обстановке внутри Центра, размерам торговых площадей и количеству сотрудников - дела у них процветают.
И вот, наконец, мы дошагали до церкви Николая Чудотворца:
Вход сюда платный (в нашем случае входил в стоимость экскурсии). Цены в лирах указывать нет смысла, т.к. из-за высокой инфляции в этой стране курс постоянно растёт и цены повышаются. Примерно 10$.
При входе на территорию открываются красивые виды. Сама церковь находится на 6 метров ниже уровня земли.
Над зданием возведен защитный купол, оберегающий церковь от внешних воздействий.
Памятник Николаю Чудотворцу, установлен здесь в 2000-м году:
Входим в храм:
Мозаичный пол. XI - XII вв.
Византийская роспись, XI - XII вв.
В коридорах храма сохранились ниши, в которых фрески соседствуют с вскрытыми саркофагами местных священников:
Коридоры, ведущие во внутренний двор храма:
Главное помещение храма со сводчатым потолком. Мне потребовалось немало времени, чтобы сфотографировать всё здесь без присутствия людей.
Кафедра архиепископа. Языческие колонны и алтарь. А позади настоящий театр. Под театром тоннель с узким маленьким входом и выходом. Внутри полная темнота. Туда входил и выходил священник, символизируя очищение от грехов. Прогулялся и я.
Очень красивая мозаика. Считается, что каждый из её элементов расположен не просто так и несёт религиозную и астрономическую составляющую. В отдельной комнате подсвечен купол жертвенника, где изображена сцена причастия. На ней Иисус преподносит своим апостолам хлеб и вино. Внимательный наблюдатель с хорошим зрением разглядит отвернувшегося Иуду:
Запрятанный княгиней Анной Голицыной крест. Впрочем, здесь немало запрятанных крестов.
Здесь всё пронизано символизмом. Можно заметить, что на стенах видны остатки знаков, известных нам по игральным картам. При этом каждый знак несёт свою религиозную составляющую, так например карточные "пики" - это сердце Христа, раненое пикой. Именно поэтому, кстати, церковь крайне негативно относится к азартным играм, которые кощунствуют над символами веры.
И вот он - саркофаг, в котором хранились мощи святого Николая. Святыня находится за толстым оргстеклом, которое буквально всё в отпечатках рук и лбов. Некоторые умудряются закинуть за стекло бумажки с желаниями или фотографиями тех, за кого молятся, хотя гиды всех предупреждают, что этого делать не стоит, т.к. весь мусор оттуда ежедневно собирают и выкидывают. Но и среди нашей группы нашлись подготовленные тётеньки, которые по-быстрому закинули вовнутрь свои бумажки. Пришлось также терпеливо дожидаться момента, чтобы сфотографировать саркофаг целиком без присутствующих прихожан:
Выходим наружу, чтобы посетить заднюю часть церкви.
На многих колоннах византийские узоры
На этом наш осмотр завершился и мы пошли к выходу.
В парке рядом с церковью расположен еще один памятник Николаю, как защитнику детей. Здесь он больше походит на Деда Мороза или Санта-Клауса, собственно прототипом которых и является с тех пор, как разносил жителям Миры помощь в большом мешке и спрятавшись за глубоким балахоном.
Тут рядышком с выходом, в ожидании остальных участников нашей экскурсии, мы в здешней сувенирке накупили магнитиков с изображением Николая, а также других местных достопримечательностей. Здесь же можно купить иконы и прочую церковную атрибутику по значительно более низким ценам и более низкого качества.
Сев в наш экскурсионный автобус, мы поехали дальше: обедать, а потом - к следующей интересной достопримечательности - затопленному древнему городу, к которому нужно было добираться на яхте. О чём расскажу в следующем фотоотчёте.