(Продолжение
отчета о поездке).
На следующий день повезли нас за Татарово, на тропу и скалы Довбуша.
Каждое государство холит и лелеет свою героическую историю, представляющую собой сплошные победоносные битвы и борьбу всего народа с бесчисленными захватчиками.
Разумеется, многие из этих россказней, особенно касающихся стародавних времен - державная туфта. Особенно забавны потуги государства в отношении тех периодов истории, где похвастаться особо нечем - ни тебе Цезарей, ни Наполеонов. Оставется одно - канонизировать хоть кого-то, кто в те заросшие тиной времена держал в руках оружие. То есть лихоимцев. Вот и превращаются Робины Гуды, Стеньки Разины, Дрейки и Че Гевары из обычных разбойников в отважных рыцарей и народных борцов за независимость. Главное тут - не пытаться провернуть обратную операцию, ибо ничего хорошего не выйдет. Государство без героической истории - как человек без паспорта.
Увлекся ... О чем это я ? А, да. Олекса Довбуш.
Западная Украина в стародавние времена входила в состав Австрийской Империи и Жечи Посполитой. Горные народцы, как известно, отличаются упертостью и чужаков не особо привечают. Поэтому, когда польские и австрийские помещики начали в XVI веке строить усадьбы в живописных Карпатах и вводить барщину, гуцулы не особо обрадовались. Точнее не обрадовались они крепостничеству, а вот богатым панским усадьбам - вполне :) Самые модные парубки бросали нахер своих овец и принимались за занятие более рентабельное. Брали в руки топоры-бартки и давай панов шерстить. Назывались такие ватаги опришками. Дошло до того, что в концу 18-го века австрийцы запрещали гуцулам бартки точить, ибо оружие это вполне эффективное, а при себе их имели все.
(Блин, хотел я у одного гуцула купить старую бартку, не продал :( )
Олекса Довбуш - самый знаменитый и распиаренный из всех гуцульских робин-гудов. А заодно и фактически последний.
Родился недалеко от тех мест, в Печенежине около 1700 года, по молодости пас овечек. Потом заколебался, взял топор и ушел в опришки. Волею судьбы, да и своей собственной, стал самым влиятельным и успешным предводителем гуцульских боевиков. За период 1738-1745 пожег и пограбил кучу панских усадеб, навел страху на весь регион и даже лупил экспедиционные польские отряды. В общем, тот еще Басаев.
Но в итоге, его повязали и прикончили в 1745. Труп негуманные поляки таскали по всем Карпатам, аки ценный экспонат, а потом, разрубив на 12 частей, развесили по столбам в разных селах. "Отсель грозить мы будем". Вот это я понимаю, антитеррористическая операция. Если бы со всякими кадыровыми так же поступать, то ... Ладно, не будем о грустном.
Наняли мы гида, который уже через полчаса своей монотонной болтовней достал всех. Зато он иногда выдавал просто сказочные перлы: "Народ Карпат издревле вел борьбу против иноземных захватчиков. И борьба эта наконец закончилась в 1991". Едко.
У начала тропы стоит барчик, почему-то назвынный колыбой. Хотя нихера это не колыба, ибо колыба обычно кругла, без окон, с очагом в центре, горящим "по-черному", то есть дым уходит через отверстие в конической крыше. Описание, понимаю, жуткое, но внутри очень прикольно и веет стариной.
Собственно тропу отмечают такие вот стилизованные памятники, а также таблички, изображающие храбрых добвушевых опришков и сдобренные стихами в их честь.
Тропа большей частью каменистая. Повсюду заросли ежевики и черники.
Если сделать шаг в сторону и пролететь метров этак 200, то можно плюхнуться в Прут. Я на радостях, чуть не плюхнулся :)
Начинаются скалы. Первая называется "Жаба" :)
Далее приходится продираться через такую вот пещерку-расщелину
Пещера "Чистилище". Узкий вход, еще более узкий выход и метров 25 в темноте по туннелю. Точнее нет, не по туннелю, по причудливым расщелинам под наваленными скалами. Ступать надо аккуратно по верхушкам камней, служащих "полом", вдоль натянутого для туристов троса. Неосторожное движение и можно, ломая ноги, соскользнуть вниз, в темноту под скалой. Выход из пещеры узенький и зигзагообразный. Человек, с фигурой чуть полнее среднего, не пролезет. Собственно, из-за всего этого и название :) Эх, если бы еще ночной режим работал.
Вылезли, карабкаемся дальше. Проводник все чешет про робингудов и уже порядком подзаепал.
"Черепаха"
А вот и конец пути. Скалы Довбуша.
В центре утеса была глубокая пещера, где, по преданию, и был штаб опришков Довбуша. Не знаю, насколько это соответствует действительности, но известно, что в 1940-х тут был склад и убежище партизан УОН-УПА, более знаменитых под кличкой "бандеровцы". В 1948 "кровавые совецкие оккупанты" их из этих мест выкурили, а пещеру взорвали, дабы неповадно было. Так и закончилась партизанская романтика в этом районе.
Памятный знак в честь отмены в 1848 крепостного права. Их тут много встречается. Радовался, видать, народец.
Пороги на Пруте:
На ночевку остановились над Яремчей.
Лошадко. Рядом непонятное сооружение из каких-то вентилей. Что это за шедевр гуцульской дизайнерской мысли, никто так и не понял :)
Вечернюю идиллию нарушали только коровы, зачем-то пошедшие с пастбища через наш лагерь. А также, туристы, остановившиеся на соседней горке и полночи крутившие на всю округу альбом Губина 10-летней давности.