«Всякий, возвышающий сам себя, унижен будет, а унижающий себя возвысится» (Лк 18:9-14)
В общении с моей очень близкой подругой
А.М. мы давно затронули тему роли самоумаления в духовном развитии. (Самоуничижение это чем-то подобно
кенозису, и его ни в коем случае не нужно путать с унынием или
страхом Божьим). Тема самоуничижения часто поднимается в духовных христианских текстах, которыми последнее время увлекалась А.М., но в них не объясняется суть (и путь) умаления, а самоунижаться можно самыми разнообразными (в том числе и вполне греховными) способами, тогда как дорога к Свету скорее всего одна.
Размышления А.М. на эту тему закончились сном.
Прошлым летом она (с мужем) шла по сложному маршруту в Альпах и, возможно, красота альпийских гор и лугов дала ей особенный код выхода на духовную связь. Так или иначе, ей приснился сон, что она стоит на вершине горы и наслаждается видом величественных, покрытых снегом вершин. По её словам, в это время она испытывала ощущение настоящего счастья. Оглядывая окрестности, она вдруг обнаружила, что совсем недалеко от неё, явно кого-то поджидая, сидели и беседовали два пастуха в белоснежных одеждах. Рядом лежали огромные белые собаки. А.М. мгновенно узнала в пожилых мужчинах Моисея и Магомета. Несмотря на то, что она уже не раз встречалась в своих снах с Моисеем, следующим желанием А.М. стало сделаться как можно меньше, дабы не помешать важной беседе своим ничтожным присутствием (передаю с её слов). Тут же она уменьшилась и стала смотреть на них из-под листа какой-то травинки. Но и там её заметила одна из пастушеских собак. Она повернула в сторону А.М. голову и посмотрела на неё добрейшими и совершенно человеческими глазами. Во взгляде не было укора, но А.М. стало так стыдно, что она готова была провалиться сквозь землю. Оглянувшись в поиске выхода, она заметила того, кого ждали Пастыри: на вершину поднимался Иисус Христос. Тут она посмотрела, ища поддержки, в сторону Моисея. Он повернул к ней голову и сказал только одно слово: «Молись», которое я бы «перевёл», как «оставайся на связи». В следующий момент А.М. проснулась с ощущением, что не спала, а всё приснившееся было явью. Обычно это верный призрак вещего сна.
Прошёл почти год. Сейчас я думаю, что вот это самоуничижение в присутствии Великих не цель, а признак достижения высокой духовности, которая и позволила А.М. выйти на подобный контакт. То есть, возможно, святые отцы могли уверенно писать о ничтожности как этапе развития, поскольку у них самих уже был этапный контакт подобного рода. Но самоуничижение можно понимать и иначе - как стремительное падение в направлении к Свету.
Дело в том, что в упрощённом виде духовный мир
делят на нижний и верхний (соответственно, тёмный и светлый, или ближний и дальний). Пока мой эзотерический опыт (как и соответствующая литература) показывает, что после смерти абсолютное большинство душ отправляется в нижний мир и рождается снова. Жизнь на Земле, возможно, единственная возможность для души вырваться в верхний мир и прервать суету перерождений. Надо сказать, что христианство, с моей точки зрения, как раз и ориентирует земные души на этот скачок.
Понятно, что и с помощью христианства переход в светлый мир получается далеко не у всех. Почему? Возможно потому, что душа не делает очень простую технически, но невозможную для неразвитой души операцию, которую я называю «убить себя оземь». Естественно, что ни в коем случае не следует убивать своё тело в буквальном смысле этого слова. Но по принципу подобия можно себе представить, что подобно тому, как в материальном мире выпрыгнувший из окна человек вышибает свою душу из тела, в духовном мире выпавшая из Нижнего (тёмного) мира душа может столкнуться с земной материей и перейти в Верхний мир, оставив на Земле всё низменное.
Для осуществления подобного «очищения» необходима высота и, в зависимости оттого, что под ней понимать, должны быть возможны два взаимосвязанных варианта. Первый (наджизненный) - в процессе множества перерождений душа поднимается вверх по ступенькам иерархии тёмного мира, а затем «убивает себя», уходя в светлый мир через земное рождение. Второй вариант - во время земной жизни человек честно делает карьеру, что является признаком продвижения в сторону тёмного мира и, добившись серьёзного (буквально «звёздного») успеха, «падает». Таких примеров в русской истории более чем достаточно: выдающийся врач Валентин Феликсович
Войно-Ясенецкий, учёный и революционер
Сергей Булгаков, писатель Лев Толстой... Конечно, второй вариант является частью первого, поскольку на подобный эксперимент (не всегда заканчивающийся удачно) может решиться только душа, достигшая определённого развития. С другой стороны, переход высокоразвитой души в мир Света возможен и без «звёздной болезни»: для этого нужно только изначально двигаться в сторону светлого мира, а карьеру оставить другим
землянам. Примеры, правда, здесь могут быть только из жизнеописаний святых. Нужно только заметить, что самоуничижение необязательно должно быть осознанным, ибо сознание может быть и
не посвящено в подобные планы души.
Возвращаясь к моему разговору с А.М., я бы теперь сказал, что и способность «убить себя оземь», и возможность ощущения «провалиться сквозь землю» (в настоящей его глубине) - признаки очень высокой степени чистоты, но в отличие от первого, второе, очевидно, не имеет прямого отношения к выходу из колеса перерождений. То есть, хотя на переход из Нижнего мира через Землю к Свету способны только наиболее чистые души, самоуничижение в смысле «провалиться сквозь землю» всего лишь является признаком правильного направления в развитии, которое, в конце концов, закончится «уничтожением плоти» и вечной жизнью (если справедливо не считать жизнью суету перерождений).
В заключение ещё раз коротко: путь в Верхний мир из Нижнего, скорее всего, лежит только через материальный мир (Землю), и когда вы после подъёма в карьере теряете всё и стремительно «опускаетесь на землю», в этот момент вы движетесь в направлении Верхнего мира. Земля при этом - весьма существенная преграда и для её преодоления (дабы оставить земное Земле) нужен существенный разгон вниз. Это как по принципу подобия можно перейти из нашего вполне светлого и вполне разумного мира в духовный (по-настоящему светлый и нормальный) просто грохнувшись оземь, выпрыгнув из окна. При этом сам процесс «убивания себя оземь» есть и результат развития, и хорошая возможность для глубокого осознания бренности земного существования. Правда, как и падение в реальной земной жизни, «опрощение» болезненно, а поэтому для большинства недоступно. Боюсь только, что по-другому никак нельзя.
(Следующий),
(Продолжение),
(Околофилософское),
(Содержание)