О возможных истоках некоторых эзотерических обществ

Jul 25, 2010 16:45

Я никогда не верил в существование дьявола. Я не верю в активную природу зла, а значит, и отрицаю его источник - Абсолютное Зло. Но как быть с религиозным опытом народов, который прекрасно описан у А.В. Амфитеатрова и М.Н. Орлова? Правда, если из собрания народных представлений о дьяволе Амфитеатрова следует, что народ так и не смог сформировать конкретного представления о дьяволе, то сведения, приведённые Орловым в его дореволюционной книге «История сношений человека с дьяволом», просто однозначно указывают на его существование. Конкретнее всего дьявол описан в разделе, посвящённом восточному демонизму, в виде вольного пересказа похождений некоего доктора Батайля. Рассказ Батайля - практически единственный исторический документ, показывающий подноготную тайных обществ 19 века. Я не сомневаюсь, что доктор правдиво рассказал то, что видел, но меня никогда не оставляло ощущение подделки.

Сначала я коротко перескажу официальную версию. Доктор рассказывает, что служил судовым врачом на торговом судне и по пути в Индию познакомился с неким купцом, который при очередной встрече оказался в крайне подавленном настроении. Как другу он рассказал доктору, что за очень крупную сумму ему удалось заполучить высокий масонский чин и попасть в святая святых многих храмов дьяволопоклонников, где видел всякие чудеса и страсти. Доктор испросил адрес лица, продавшего масонский чин купцу, и при первой же возможности получил то же самое, но уже за вдвое более высокую сумму.

Читать про его приключения довольно интересно, но поражает эклектика демонопоклонников: например, рядом могут быть храмы огнепоклонников, буддистов и розенкрейцеров. Кроме того, приводят в недоумении две вещи: (1) путешественников, состоящих в высоких званиях и присутствующих на всякого рода дьявольских службах, очень много, и (2) они слишком серьёзны (например, никто не смеётся от явных пародий на христианские обряды или при очевидных проколах организаторов).

В конце концов, я решил взглянуть на события с другой стороны. Тот, кто видел фильм «Игра» ("The game", 1997; рекомендую), поймёт меня лучше. Итак, похоже, что лет 200 тому назад существовала сеть развлечений «для интересующихся эзотерикой». Это - нечто среднее между Диснейлендом и Лас-Вегасом, но с одной оговоркой - всё происходит на полном серьёзе. То есть, некая сеть «подпольных храмов», разбросанная по всему миру, выдавала себя (а, возможно, что и до сих пор выдаёт) за секретное общество поклонников дьявола, и за приличную плату давала возможность быть высокопоставленным членом тайного общества. "Туристов" со всего мира возили из «храма» в «храм» (из гостиницы в гостиницу) и показывали им хорошо организованные по последнему слову техники шоу с фокусами только немного проще куперфилдовских, а для полноты ощущений организаторы иногда и просто издевались над «туристами», например, усаживая их вперемешку с настоящими мертвецами. Главное - публика довольна своим высоким положением (типа «великий командор храма» или «верховный великий мастер») и сыта увиденным по горло, но главное - никто никому ничего не скажет. Рассказ доктора Батайля дошёл до нас только благодаря тому, что он, так ничего и не поняв, решил покаяться и всё описать подробно. Кстати, советую почитать. С моим ключом его «страшные приключения» превращаются в комедию. С «туристов» не только брали деньги «за вход», но и продолжали их обирать при каждом удобном случае. Например, Батайль отмечает, что «Церемония в пятом храме была очень короткая. Она ограничилась сбором пожертвований на благотворительные (!) дела». Остап Бендер был бы доволен такой организацией. Да что там Остап - сам Гурджиев остался бы доволен. Кстати, во время своих путешествий в Азию в поисках старинных эзотерических секретов, Гурджиев вполне мог проникнуть в «тайну» подобных «древних эзотерических обществ» по вытягиванию денег из карманов заскучавших толстосумов из христиан (в рассказе Батайля все храмы, независимо от их расположения на глобусе, были наполнены именно антихристианской символикой). Вспомните организованный Гурджиевым «поход на ходулях в центр пустыни», сбор денег на строительство железной дороги или продажу им крашенных воробьёв. Я смеялся как ребёнок. Правда, нужно отметить, что Гурджиев, безусловно, понимал разницу между шоу и истинной эзотерикой.

Итак, доктор Батайль стал жертвой мошенников от эзотеризма. Тем не менее, не смотря на всю его наивность, а может именно и благодаря ей, рассказ доктора Батайля имеет историческое значение. Дело в том, что высоко профессиональная организация «туристических центров, стилизованных под храмы дьяволопоклонников», позволяет воссоздать важные черты эзотеризма 19 века. Символика настенных рисунков, фраз и действий не должна была вызывать подозрения у доверчивых «знатоков оккультизма». Интересны и технические приёмы, задействованные в шоу. Например, именно в рассказе доктора Батайля я увидел первое описание применения лазера (примерно за 100 лет до его открытия): «В этот момент глаза серебряной головы, помещенной внутри золотого солнца, о которой мы выше упоминали, вдруг превратились в два зеленых изумруда, из которых исходили необычайно яркие лучи зеленого света. Эти лучи ударили прямо в лицо факиру, а потом опустились и вновь поднялись, освещая всю его фигуру. Вслед за тем глаза серебряной головы потухли».

Каковы запросы времени - таковы и шоу.

(Следующий, Продолжение), (Околофилософское), (Содержание)

Над суетой, Околофилософское

Previous post Next post
Up