Цитата из Доктороу

Jul 27, 2010 23:53

"Открылась бездна звезд полна;
Звездам числа нет, бездне дна.
Песчинка как в морских волнах,
Как мала искра в вечном льде,
Как в сильном вихре тонкий прах,
В свирепом как перо огне,
Так я, в сей бездне углублен,
Теряюсь, мысльми утомлен!"
(Михаил Ломоносов "Вечернее размышление о Божьем Величестве")

"Две вещи приводят меня в изумление: звездное небо над головой и нравственный закон внутри нас" (И. Кант)

Мне кажется, что приведённая ниже цитата из романа Э.Л. Доктороу «Град Божий» ставит точку в моих попытках понять причину противопоставления Бесконечности и Вечности у эзотериков:

"Итак, теория гласит, что вселенная возникла и начала экспоненциально расширяться из одной точки, пространственно-временной сингулярности, вмешавшей в себя потенциальную энергию вещества; из некоего исходного особого события или независимого квантового процесса, до такого размера, что слово взрыв представляется неуместным, хотя сама теория носит название Большого Взрыва. ... Но каково значение того, что исходная сингулярность или сингулярная исходность, включавшая в свою субмикроскопическую сущность всё пространство, всё время, и приобретшая в мгновение ока объём, вылившись в монументальную форму, в концепции, которые мы способны понять или заучить - что при этом означают слова о том, что... вселенная не вырвалась в пространство, но само пространство, будучи свойством Вселенной, вырвалось наружу со всем своим содержимым? ...

Я часто думаю о том, как люди, пережившие заключение в концентрационном лагере, притупляли свои чувства, чтобы вынести это заключение. Не так ли астрономы умерщвляют себя, принося жертву звёздной вселенной? То есть рассматривая её просто как свою работу? (Не хочу этим оправдать остальное человечество, которое воспринимает как данность факт существования страшной бесконечной вселенной и, мимоходом подумав о ней, возвращается к обыденной жизни, словно вселенная не более чем экспонат музея естественной истории.) Понимает ли астроном, выполняющий свою обычную работу, что за теми небесными явлениями, которые он изучает, за расчетными данными радиотелескопов, не говоря о благоговейном трепете, который внушает его профессия, лежит столь устрашающая монументальная истина - этот конечный контекст нашего стремления, этот заключительный вывод нашего исторического интеллекта, ужасающий до невозможности помыслить о нём, - что даже обращение к Богу не может смягчить чувства ничтожности перед лицом такой глубокой, катастрофической, безнадежной бесконечности? Действительно, если Бог вовлечён в эту материю, в эту стихию, в эти очевидные понятия, то Он настолько страшен, что находится за пределами всякой человеческой мольбы об утешении, успокоении или искуплении, которые якобы снизойдут на нас по нашем приобщении к Его тайне."

Мои мысли по этому поводу:
1. Не в этом ли страхе перед бесконечностью Вселенной причины демонизации бесконечности?

2. Нет никакого противостояния Бесконечности и Вечности.

3. Обратите внимание на место, выделенное жирным шрифтом. Если точка Большого взрыва - место прорыва из духовного мира в материальный, то можно предположить, что пространства в духовном мире вообще нет. Действительно, тем, кто находится в мире Идей, стоит только подумать, и они мгновенно переносятся в нужное место. Это возможно только, если вообще нет никакого перемещения. Духовный мир в материальном смысле может оказаться бесконечно малой точкой. Естественно, идея пространства Там существовала и существует, но реализована она здесь, в нашем материальном мире.

4. Возможно, что растяжение пространства до бесконечности понадобилось для ускорения хода ( «сжатия») времени: в материальном мире оно «течёт» гораздо быстрее («Там - секунды, здесь - годы»).

5. Не в этом ли разделении материального и духовного (Бесконечности и Вечности) испуганным человеком, причины возникновения мифа о Сатане, якобы восставшем божьем сыне и "князе мира сего"?

(Следующий), (Продолжение), (Околофилософское), (Содержание)

Над суетой, Околофилософское

Previous post Next post
Up