«Человек не ангел и не зверь, и несчастье в том, что, желая стать ангелом, он становится зверем» (Б. Паскаль)
Не имея искусствоведческого или кинематографического образования, я сужу о фильмах также просто, как и о других произведениях искусства: мне интересно, установил ли художник связь с Небом (гений), и что из увиденного Там он сумел передать силой своего таланта. Эти крупицы Истины Оттуда - напоминание о моём настоящем доме - источник наслаждения, "пища" для мозга и души. Поэтому я не критикую фильмы с обычной точки зрения, а, скорее, высказываю мнение кинематографического дегустатора.
На мой взгляд преимущество такого подхода в том, что, ориентируясь на божественное, мы можем понять больше, чем пророк, устами которого истина была озвучена. Поэтому я не буду утверждать, что автор хотел показать именно то, что я увидел. Хотел ли он или нет, важно то, что увидел зритель.
О фильме Звягинцева "Елена"
Невероятно талантливо. Чем-то напоминает раннего Тарковского, но нет Любви. Холодно.
О квадрологии Сокурова
Недавно посмотрел все четыре фильма квадрологии
Сокурова: "Молох" (о Гитлере), "Телец" (о
Ленине), "Солнце" (о японском императоре
Хирохито) и "Фауст". Я не спешил с формированием своего мнения до выхода последнего фильма квадрологии. Они сделаны явно не в хронологическом порядке - значит исторический момент в них не существенен. В историческом плане главных героев первых трёх фильмов объединяет то, что каждый из них - причина гибели империй на пике их развития. В смысле личных качеств их объединяет потеря веры в Бога и пренебрежение жизнями
миллионов существ "по образу и подобию", принесение их в жертву собственной, человеческой идее (
Молох - главное божество "неверных", имевшее лицо тельца, которому в жертву приносились дети). При этом, каждый из главных героев показан несколько невменяемым. Легко читается посыл автора: "Изменять божественное - сумасшествие". С этим можно было спорить до просмотра последнего фильма квадрологии - "Фауст".
"Фауст" - невероятно сильный фильм
гениального режиссёра. Фильмы гениев надолго остаются в памяти, бередя душу новыми и новыми догадками. "Фауст" Сокурова имеет вот это гениальное послевкусие. В данном случае - это ощущение низости материальной сущности человека и тщетности её потуг сравниться с Богом. Каждая такая попытка примерить на себя корону Бога (Хирохито - император и живой бог!) неизбежно закончится кровавым провалом, в котором виноват не Бог, а
животное начало в человеке. Сильнейшая сцена "Фауста" - Вагнер, склонившийся над умирающим в судорогах созданием своих рук - уродливейшим гомункулусом.
Если теперь взглянуть на квадрологию Сокурова в целом, то становится очевидным, что она поднимает тему тупиковости бездуховного пути развития цивилизации: три империи - три не самые последние вершины мировой цивилизации, подарившие миру массу гениев науки и искусства, становятся жертвами очередных "прогрессивных" идей потерявших связь с Небом национальных лидеров.P.S. «У Сокурова есть странные вещи, необъяснимые, даже глупые, непонятные вроде, несвязные... Но... гений! Рука гения..» Андрей Тарковский
Click to view
(Следующий),
(Продолжение),
(Искусство),
(Околофилософское),
(Содержание)