Кинематографическая дегустация

Apr 22, 2012 21:31

«Человек не ангел и не зверь, и несчастье в том, что, желая стать ангелом, он становится зверем» (Б. Паскаль)
Не имея искусствоведческого или кинематографического образования, я сужу о фильмах также просто, как и о других произведениях искусства: мне интересно, установил ли художник связь с Небом (гений), и что из увиденного Там он сумел передать силой своего таланта. Эти крупицы Истины Оттуда - напоминание о моём настоящем доме - источник наслаждения, "пища" для мозга и души. Поэтому я не критикую фильмы с обычной точки зрения, а, скорее, высказываю мнение кинематографического дегустатора.

На мой взгляд преимущество такого подхода в том, что, ориентируясь на божественное, мы можем понять больше, чем пророк, устами которого истина была озвучена. Поэтому я не буду утверждать, что автор хотел показать именно то, что я увидел. Хотел ли он или нет, важно то, что увидел зритель.

О фильме Звягинцева "Елена"
Невероятно талантливо. Чем-то напоминает раннего Тарковского, но нет Любви. Холодно.

О квадрологии Сокурова
Недавно посмотрел все четыре фильма квадрологии Сокурова: "Молох" (о Гитлере), "Телец" (о Ленине), "Солнце" (о японском императоре Хирохито) и "Фауст". Я не спешил с формированием своего мнения до выхода последнего фильма квадрологии. Они сделаны явно не в хронологическом порядке - значит исторический момент в них не существенен. В историческом плане главных героев первых трёх фильмов объединяет то, что каждый из них - причина гибели империй на пике их развития. В смысле личных качеств их объединяет потеря веры в Бога и пренебрежение жизнями миллионов существ "по образу и подобию", принесение их в жертву собственной, человеческой идее (Молох - главное божество "неверных", имевшее лицо тельца, которому в жертву приносились дети). При этом, каждый из главных героев показан несколько невменяемым. Легко читается посыл автора: "Изменять божественное - сумасшествие". С этим можно было спорить до просмотра последнего фильма квадрологии - "Фауст".

"Фауст" - невероятно сильный фильм гениального режиссёра. Фильмы гениев надолго остаются в памяти, бередя душу новыми и новыми догадками. "Фауст" Сокурова имеет вот это гениальное послевкусие. В данном случае - это ощущение низости материальной сущности человека и тщетности её потуг сравниться с Богом. Каждая такая попытка примерить на себя корону Бога (Хирохито - император и живой бог!) неизбежно закончится кровавым провалом, в котором виноват не Бог, а животное начало в человеке. Сильнейшая сцена "Фауста" - Вагнер, склонившийся над умирающим в судорогах созданием своих рук - уродливейшим гомункулусом.

Если теперь взглянуть на квадрологию Сокурова в целом, то становится очевидным, что она поднимает тему тупиковости бездуховного пути развития цивилизации: три империи - три не самые последние вершины мировой цивилизации, подарившие миру массу гениев науки и искусства, становятся жертвами очередных "прогрессивных" идей потерявших связь с Небом национальных лидеров.P.S. «У Сокурова есть странные вещи, необъяснимые, даже глупые, непонятные вроде, несвязные... Но... гений! Рука гения..» Андрей Тарковский

image Click to view



(Следующий), (Продолжение), (Искусство), (Околофилософское), (Содержание)

Сокуров, Искусство, Ю-тьюбс, Околофилософское

Previous post Next post
Up