"Нельзя верить своему врачу, адвокату и автомеханику" (американская пословица)
Наверно, для интеллектуального человека быть обманутым, это - как для спортсмена быть избитым. Как ни парадоксально, но интеллектуальных агрессоров больше, чем физических, хотя дураков больше чем умных. Вероятно, это - из-за человеческой самоуверенности, толкающей на обман даже дураков. Нужно сказать, что в США я чаще сталкивался с обратными примерами - с удивительной честностью автомехаников, но это было в провинции. Самые же откровенные случаи вранья я встретил в Балтиморе и в Лас-Вегасе.
Сколько раз меня обманули в автосервисе, я не знаю, поэтому скажу только о тех случаях, когда удалось поймать за руку. Я не имею в виду мелкое жульничество. Например, за 18 лет жизни в США мне три раза говорили стоимость ремонта, которая не включала самую дорогую часть - работу. Так ремонт автоматической трансмиссии в Форде стоит всего 200$, но снять и поставить её на место стоит ~1400$. Или недавно мне предложили поменять ремень газораспределительного механизма (тайминг бэлт) за 200$, а с работой это оказалось 700$. Хорошо, что я спросил.
Ещё могут мелко жульничать с доставкой запчастей. Недавно поймал мастерскую на том, что они знали, что получат деталь через 3 дня, но мне сказали, что машина будет готова точно завтра и даже указали определённое время. Не хотели терять клиента. В других случаях бесчисленное количество раз, начиная ремонт определённой проблемы, автомеханики "находили" в моих машинах нечто новое, которого или вообще не было, или стоимость ремонта завышалась ими до 8 раз (как Вам аккумулятор за 420$ ?). На такие изменения в ходе ремонта нельзя соглашаться сходу.
Некоторые компании, правда, находили действительные проблемы, и я даже научился этим пользоваться. Например, когда я помогал друзьям покупать старую машину, я пригонял её в "Midas" и просил посмотреть на какую-нибудь очевидную проблемку. Это всегда бесплатно, но "Midas" в конце осмотра выдавал план работы на тысячу долларов с перечнем всех проблем автомобиля. С этим списком легко было сбивать цену у продавца.
А теперь реальные попытки обмануть:
1. Как-то при очередном техобслуживании моего "Нисана" меня позвал автослесарь, указал на тайминг бэлт (ремень газораспределительного механизма) и сказал, что он совсем плохой, и его нужно менять. Я попросил позвать менеджера и при нём сказал, что у меня они же меняли тайминг бэлт месяца три назад. По глазам слесаря я понял, что именно менеджер заставил его сказать эту глупость. Сам менеджер смутился, долго извинялся, позвал меня к своему компьютеру и убедился, что проморгал информацию: тайминг бэлт действительно был заменён.
2. В другой раз я в "Midas" менял клапана и фреон в кондиционере своего "Форда". Через три дня при подъезде к работе произошёл хлопок и фреон вышел. Когда я приехал в "Midas" и предъявил претензии, то мне был устроен целый концерт под названием "Вы не понимаете, но это Вы сами виноваты". Я - профессиональный водитель и легко отбивался от их глупостей, но напор не снижался, а к "концерту" привлекались всё новые участники. В конце концов я попросил написать мне на бумаге их мнение о том, каким образом я сам всё сломал, для того чтобы показать эту белиберду ребятам в мастерских Форда. После этого они согласились всё отремонтировать за свой счёт (цена вопроса ~100$). Их схема выглядела примерно так: из-за слабого генератора плохо крутился основной вентилятор двигателя, что привело к перегреву фреона и его выхлопу. Эти звенья вообще не связаны, но плохой генератор меня насторожил, и на следующий день я всё же поехал в Форд, где всё протестировали и заверили, что и генератор, и вентилятор моей машины в полной исправности.
3. В Лас-Вегасе в нашем "Форде" полетела автоматическая трансмиссия. К тому времени наученные горьким опытом мы купили на неё гарантию. Я быстро нашёл мастерскую, которая обещала после ремонта 3 года гарантии по все Америке, сдал свою машину, получил по страховке другую машину в прокат, и мы укатили смотреть Гранд Каньон. По возвращению мы получили машину и гарантийный лист, в котором стоял всего один год гарантии. На мой недоумённый вопрос хозяин сказал, что гарантийная компания согласилась заплатить минимальную сумму, при которой гарантия не может быть более одного года. Я ещё раз удивился: сумма, которую заплатила гарантийная компания сильно превосходила ту, которую хозяин мастерской запросил с меня изначально. Возражать я не стал, поскольку всё равно собирался менять эту машину на новую в течение года.
Всего через пять часов езды только что отремонтированная трансмиссия опять вылетела. Мы к тому времени доехали до штата Нью-Мексико и о возвращении в мастерскую речи не было. Я позвонил в гарантийную службу, они отослали к мастерской, где машина только что ремонтировалась, но пообещали оплатить и гостиницу, и питание, и ренту машины. Хозяин же мастерской в Лас-Вегасе настаивал на возвращении машины или снятой трансмиссии (за свой счёт! 1400$) к нему. Оказывается в гарантии маленькими буквами было указано, что она действует не на всей территории США, как было изначально обещано, а только в Лас-Вегасе. Это переполнило мою чашу терпения и я сказал, что сейчас я позвоню в гарантийную компанию, и дальше он будет общаться с их адвокатами. На это хозяин в буквальном смысле слова мгновенно согласился оплатить ремонт в любой ближайшей мастерской. Мы сдали машину в ремонт, и я решил отвезти семью домой на арендованной машине. Перед выездом мы ещё раз заглянули в мастерскую и узнали, что Лас-Вегаский хозяин уже звонил им и отказался оплачивать ремонт из-за того, что нашёл мастерскую подешевле, куда и будет переправлена наша машина.
Я вернулся через неделю, но отремонтированную машину забрать не смог: платёж из Лас-Вегаса не пришёл. Мне предложили оплатить самому сумму в два раза меньшую той, чего стоил подобный ремонт в Лас-Вегасе и забрать машину. Деньги мне обещали перевести потом обратно на кредитную карточку. Безуспешно прождав отправленную FedEx-ом из Лас-Вегаса оплату два дня я так и сделал.
Сумма, оказывается была в два раза меньше, потому, что Лас-Вегаский товарищ оказался членом какого-то трансмиссионного сообщества. Через две недели мне позвонили и сказали, что деньги на карточку мне возвратили, но хозяин из Лас-Вегаса их обманул - он не был членом ассоциации ремонтников трансмиссии. На мой вопрос, чем я могу помочь, мне ответили, что сами с ним разберутся. Вот с таким жуликом я познакомился, а ведь с его уст поначалу только что мёд не капал.
P.S. У моих друзей тоже бывали случаи откровенного жульничества. Например, одной нашей подруге после предъявленного за ремонт счёта я посоветовал отогнать машину в другую мастерскую и показать им отчёт о выполненной работе. Действительно, в счёт были включены детали (и работа по их замене), которых вообще не было в её машине и быть не могло.
(Следующий пост),
(Продолжение темы),
(Жизнь в США),
(Содержание)