Недавно в первый раз посмотрел
«Ликвидацию» (Сергея Урсуляка), и захотелось сравнить его с
«Место встречи изменить нельзя» (Станислава Говорухина). Чем-то они похожи, но одновременно и резко различны.
Ошибки во время съёмок и проколы в сценариях обсуждать мне не интересно - они есть в обоих фильмах, но к сути главного отличия они отношения не имеют. «Место встречи…» снят и озвучен на порядок качественнее, чем «Ликвидация». В его съёмках были заняты лучшие актёры советского кино. Я просто наслаждался игрой Гердта, Евстигнеева, Джигарханяна, Фатеевой, Всеволода Абдулова, Садальского, а иногда и Конкина. С моей точки зрения, Манька-Облигация - абсолютно лучшая роль Ларисы Удовиченко. Актёр-открытие в этом фильме для меня -
Иван Бортник (Промокашка) - потрясающая игра.
Настоящее наслаждение вызвала игра Сергея Юрского (Груздев). Он - маг, актёрский гений. Подобное же наслаждение я когда-то испытал от его игры в «Игроках» (с Калягиным). На фоне Юрского бледновато смотрятся и Высоцкий, и Конкин, и Белявский, и Наталья Данилова, и Куравлев. Так же как на фоне Джигарханяна никак не проявили себя Виктор Павлов (Левченко) и Александр Абдулов, а Владимир Конкин откровенно провалил сцену в доме у бандитов. Неожиданно провалила роль Екатерина Градова. Это особенно заметно на фоне прекрасно сыгранных других женских ролей (Аня, подружка Фокса - Татьяна Ткач; Верка-модистка - Людмила Давыдова; любовница Горбатого - Валерия Заклунная). Кстати сказать, я встречал бандитов подобных Горбатому, но редко. В каком-то смысле в «Месте встречи» они идеализированы.
На мой взгляд, главный очевидный недостаток «Места встречи» - отсутствие ансамбля - каждый актёр солирует, что отвлекает от сюжета, передёргивая внимание зрителя с одной звезды на другую. О главном неочевидном - позже.
В «Ликвидации» средний уровень актёрской игры, наверно, ниже. Но, за исключением слабой сцены с усыновлением и выбивающейся из ритма сцены с ясновидящим (Машков явно робел перед мэтром Басилашвили), в остальном фильм очень ровный. Владимир Машков (Гоцман), Владимир Меньшов (Жуков), Михаил Пореченков («Академик») сыграли, на мой взгляд, очень достойно. Особое удовольствие я получил от игры малоизвестных мне Сергея Маковецкого (Фима; высший класс), Светланы Крючковой (тётя Песя), Александра Семчева (Эммик), Виктора Смирнова (начальник Гоцмана), Виктора Соловьёва (дядя Ешта), Александра Сирина (врач), Сергея Угрюмова (внедрённый агент), Лики Нифонтовой (Нора), Дианы Малой (Галя), Константина Желдина (Штехель). Очень хороши и остальные актёры. Актёров-открытий для меня было трое -
Полина Агуреева (Тоня Царько),
Ксения Раппопорт (Ида) и
Константин Лавроненко (Чекан). Последние два - сыграли просто великолепно. Лавроненко - актёр невероятно высокого класса и, похоже, глубокий человек.
Не могу отделаться от ощущения, что фильм «Ликвидация» понравился мне больше, чем «Место встречи». В «Ликвидации» гармоничный ансамбль актёров не мешал восприятию сюжета, но главное не в этом. Одно из главных его достоинств в том, что он более объективный. Недавно прочёл, что божественность Гомера проявляется и в том, что он не делит сражающихся под Троей на чужих и своих. Это создаёт впечатление божественного присутствия: важны только лучшие качества героев, а война - место, где эти качества могут быть продемонстрированы.
В «Ликвидации» мне видится отблеск вот этой божественной объективности. В отличие от «Места встречи» зрителю не предлагают чёрно-белый вариант действительности в духе соцреализма. В «Ликвидации» все и бандиты, и милиционеры (и недавние враги румыны) живут рядом и в силу своих представлений пытаются соответствовать нормам порядочности. Остаётся доброе ощущение того, что «все люди хорошие», хоть и каждый по-своему. Фильм очень человечный и сделан с любовью к людям. Как будто автор «Ликвидации» Алексей Поярков любит всех людей, тогда как авторы «Места встречи» Вайнеры любят только своих (и явно подталкивают к этой любви зрителя). Но тогда получается, что «Ликвидация» - фильм о любви (к человеку) - о вечном (и божественном с христианской точки зрения), а «Место встречи» - фильм о справедливости в её современном понимании (не удивлюсь, если он был сделан как заказная социальная реклама МВД).
Наверно, больше всего к этому анализу и необычному выводу меня подтолкнули слова давно живущего отдельно от нас моего
старшего сына, когда я спросил его мнение о «Ликвидации»: «Я опять почувствовал себя русским». Вот, наверно, так, если по-человечески…
(Следующий),
(Продолжение),
(Искусство),
(Содержание)