Я служил в Ленинраде на Миллионной улице. В моё последнее лето службы (1981-й) ко мне в гости приехали родители, и начальство отпустило меня в увольнение. У Михайловского замка похожий на Пелевина парень лет 20-ти бойко торговал мороженным, с какой-то почти злобой выкрикивая прибаутки в стиле коробейников. Кричать ему очень нравилось, и он несколько опешил, когда я попросил его пересчитать данную мне сдачу. Его немужское скоморошничание (с целью дешёвой распродажи) было мне неприятно и, уходя, я обронил фразу: «Ты бы сначала считать научился». В догонку он долго кричал мне из толпы покупателей: «Сержант, я тебе никогда этого не прощу!».
Мне до сих пор стыдно за тот свой поступок. Поэтому тех, кто любит Пелевина, я прошу дальше не читать.
Сколько раз я уже зарекался
читать Пелевина, но снова дал себя уговорить и прочёл «Смотритель» (обе части; 2015 г.). Надеюсь, что уговорить меня удалось в последний раз.
В целом, работа поспешная, с массой неотшлифованных мест: часто вообще непонятно, кто, куда и откуда. Например, на странице 176 первой части непонятно, когда главный герой сел в машину, и в какую именно: описаны были только перепугавшие его бронированные экипажи, и поэтому трудно было предположить, что он захочет сесть в один из них. Это, между прочим, ключевая сцена романа. Дальше уже не до формальностей, когда на следующей странице натыкаешься на 2 предложения подряд, начинающиеся со слова "внутрь".
Главный герой - Алекс (в переводе с древнегреческого языка - «защитник», «оберегающий», или, проще говоря, «смотритель») - по сути ничем не отличается от Рамы из предыдущей дилогии и (по сути же) является всё тем же Витей Пелевиным, что позволяет связать «Смотрителя» с «EmpireV» через эволюцию мировоззрения автора. Хотя никакой эволюции нет и быть не может, как бы Виктор не старался понять устройство мира (как бы лошадь не напрягала свой ум, она не в состоянии развить интеллект всадника), но Виктор уверенно кружит вблизи Истины, старательно изображая фырканье мотора. Кстати, на эту тему - забавная цитата из второй части «Смотрителя»: «“Мы идем к истине кругами”, сказал он, “как бы приближаясь к ней по сходящейся спирали. Это значит, что мы почти всё время уходим от неё прочь, но в известный момент делаем маленький поворот, который направляет нас в нужную сторону…”». Правильно - «стремимся от неё прочь». А между прочим, это второе ключевое место в романе.
Весь же роман построен на нескольких основных идеях, не считая массы заинтересовавших Виктора глобальных, которые он остроумно попытался увязать между собой и мыслями о половых извращениях, как естественной части жизни людей, вероятно, его круга. Сделано это было с помощью технологических размышлений гуманитария (видно, что в этот раз Виктор серьёзно разбирался с устройством и работой смартфона). Из-за этого роман снова отдаёт эклектичностью.
Да, так вот, основные идеи, вокруг обсуждения которых построен роман, я озвучил так:
1. «Отделить ум от души это, как в компьютере отделить картинку на мониторе от
процессора» (2010)
2. «Для грешников ожидающий их после смерти Свет Истины -
адово пламя» (2014)
3. «Что же ещё Бог, как не Солнце духовного
мира?» (2008)
4. «Это так и не так одновременно» (мой любимый ответ на любой вопрос по мистике).
У Пелевина это, соответственно:
1) «Мир там возникает не весь сразу. Существует лишь та его часть, что выводится на экран» (стр. 292)
2) «Они не сгорят при встрече (прим. с Абсолютом) - ибо ощущаемый ими жар есть любовь ... для праведника Абсолют выглядит ярким и приветливым солнцем...» (стр. 296)
3) «Бог - нечто иное. То, о чём я говорю, должно быть самым главным элементом мира. Оно должно быть так же очевидно, как солнце в небе» (стр. 300)
4) «Это так и не так» (стр. 316), но в это раз Пелевин язвит: "Глубина подобных изречений сильно зависит от их предполагаемого авторства". Надо сказать, что остальные идеи взяты из «Комнаты Бесконечного Ужаса». Такое название для неё выбрано, вероятно, потому, что Витя эти идеи так и не осилил, что сильно нарушает околофилософскую основу романа. Впрочем, все свои размышления Пелевин аккуратно закруглил и закончил роман весьма пристойно, признавшись, что в виде Алекса возвращается за ответами к Алексею Николаевичу: «Старого спирита, чуть не повредившего мой рассудок рассказами о том, что я привидение, мне действительно не хватает». Впрочем, намёк на внутреннюю связь очевиден: имя главного героя, от лица которого ведётся рассказ, Алекс - первое производное от «Алексей Николаевич».
Обычно я находил в романах Пелевина массу остроумных афоризмов. Ещё одна особенность «Смотрителя» - в нём их нет. Единственная фраза, которая тянет на афоризм - "когда исчезает луч света, возникает луч тьмы" - неверна. Правильно было бы сказать "когда исчезает луч света, возникает иллюзия луча тьмы".
Есть, правда, в романе две идеи, которые мне до сих пор интересны:
«Жизнь - как сёрфинг по реке времени, почти по волне, ведь сзади жизни нет. … можно предположить, что эта волна - сжатие
времени» (в романе - "ум создает фиктивное «плато настоящего времени»").
«Можно предположить, что пространства в духовном мире
вообще нет» (в романе - "Наша подлинная система координат состоит из единственной точки, у которой нет ни длины, ни ширины, ни высоты, ни временной протяженности").
Есть над чем подумать.
(Следующий пост),
(Продолжение темы),
(Цитаты и афоризмы),
(Содержание)