НЕОКОНЧЕННАЯ ПЬЕСА ДЛЯ ...ЯПОНСКОГО МАГНИТОФОНА
(почти по Михалкову - Чехову)
«...на даче у сильно постаревшей и обедневшей генеральской вдовы Анны Петровны Войницевой собираются гости...»
Ах, да, это же у Чехова и Михалкова.
А в моей пьесе, то есть в моей жизни все также, ну почти, может быть, несколько скорректировано временем и героями - в моем лице, лице моей тетушки, известной по моим предыдущим постам («Спасибо деду за победу!» 08 «ТАНЦЫ НАД ПРОПАСТЬЮ»
https://valafila.livejournal.com/37802.html), ее уже почившего от беспробудного пьянства супруга и одновременно моего сводного родного дядюшки и дядюшкина курсанта-летчика арабского происхождения. Это - главные герои действия. Еще были мои родители, тоже ныне почившие, но их роль по сюжету, к большому сожалению, была, скорее, второстепенной. Хотя, надо признаться, что сам сюжет по поиску мне подходящей партии в виде летчика был задуман этими двумя женщинами - женами двух сводных братьев и снохами моего героического деда, которому - «Спасибо деду за победу!» (
https://valafila.livejo urnal.com/19222.html).
В то далекое время, когда я была совсем юна и необычайно красива, объявился у моего отца младший брат, сводный, от второго брака его героя-отца, который сразу после войны бросил свою измученную невзгодами и подурневшую жену с четырьмя детьми и сошелся с молодухой. Сыну от молодухи повезло больше, чем моему отцу. Он выучился на летчика, как и положено ребенку героя-победителя, и от голода-холода он тоже был избавлен. И женился он, как прописано по всем советским правилам, на учительнице.
Вот к ним, нашим новым благополучным родственникам, на устройство уже моей личной жизни отправила меня, без пяти минут дипломированного плановика-экономиста, моя родительница. Она сочла самым разумным побыстрее определить в «хорошие руки» свою 18-летнюю красавицу-дочь.
Но то ли сценарий не до конца был отработан, то ли эти жены-снохи не договорились о будущих дивидендах. В результате все действо вышло из-под контроля, и сюжет завернул на другую линию, где главную роль, роль триггера сыграл ...японский магнитофон.
В те добрые советские времена 70-80-х, о которых так вздыхают наши родители, да и многие мои сверстники, эта музыкальная штука, наряду с джинсами, сигаретами «Мальборо» и жвачкой была символом достатка и благополучия их счастливых обладателей.
Я тогда была на вершине блаженства, получив в подарок японский магнитофон от влюбленного курсанта-летчика. Этот молодой симпатичный араб, проходивший летную подготовку в российском гарнизоне у моего дядюшки, с первой же встречи готов был сделать мне предложение руки и сердца. А я впервые в своей молодой жизни услышала такие восторженные признания в любви с одновременным приношением дорогих подарков.
Все произошло вдруг и сразу же в первый день моего приезда к дядюшке, к которому «на огонек» зашел этот курсант. Судя по его уверенном жестам - его стул, его чай с медом из его же чашки... - он был здесь не редким гостем и, похоже, появился не случайно. Улыбчивая и приветливая тетушка отрекомендовала ему меня, их племянницу, в самых лестных и красочных эпитетах. Впрочем, арабский курсант почти не слушал ее, он неотрывно смотрел на меня, как на необычное явление, как на «гений чистой красоты». Он с трудом подбирал трудные для него русские слова, чтобы хоть как-то поддерживать беседу. А его глаза говорили больше слов...
Я погостила у дядюшки недолго и вернулась домой. Я уже готова была забыть этот яркий момент в моей девичьей истории.
Но вскоре к нам приехали дядя с тетей. Они привезли мне то, о чем я даже не мечтала - настоящие американские джинсы, разрисованные футболки, темные очки-капли и тот самый японский магнитофон. От него! Я просто обалдела. Это все - мне?! Мне, которая ничего, кроме самошитого и самовязанного отродясь не носила, потому что мама не хотела «баловать» меня и держала в очень скромном и безвкусном виде... Я почувствовала себя Золушкой в бальном платье, а свою тетушку феей-волшебницей.
"Мечта".
Родители тоже получили какие-то подарки. Все были радостны и счастливы. И когда через несколько дней у дверей моего дома появился тот самый курсант с цветами, я уже принимала его за принца, правда, арабского, или шейха... Какая разница!
Поначалу моих родителей смущала национальность внезапно появившегося жениха. Главным образом, их тревожило мнение окружающих людей о совсем нерусском кавалере их дочери. Но щедрые подарки и еще более завлекательные обещания будущего зятя дать за дочь машину, ковры и много чего еще, успокоили их. Да и тетушка все приговаривала, в каком достатке я буду жить, «как сыр в масле», и еще им привозить блага зарубежной цивилизации. Тетушка чувствовала себя благодетельницей и вела себя несколько покровительственно, как и положено с бедными и не очень-то образованными родственниками.
Задуманный сценарий шел к своему завершению... Но тут произошло внезапное неучтенное осложняющее событие.
Параллельно с моей судьбой тетушка устраивала и свою. Ей давно надоело жить в каком-то далеком гарнизоне и переживать за каждый полет мужа, к тому же надо было думать о будущем двух сыновей. И она, со свойственной ей предприимчивостью нашла нужные «связи», с помощью которых намеревалась устроить мужу загранработу с параллельной заочной академией. Но вот проблема, - этим «нужным связям» тоже нужны были подарки. Японский магнитофон как раз был бы в самое время...
В очередной раз они с дядюшкой появились у нас дома в каком-то тревожном настроении.
- Где магнитофон? - спросила меня тетя почти с порога.
- У подруги, - удивилась я ее вопросу о моем подарке, - у нее праздник.
- Принеси сейчас, - потребовала она.
Подошел мой отец - в чем дело?
- Мне нужно показать этот магнитофон нашим знакомым, чтобы те сказали, такой ли им потом купить, - как-то неуверенно стала объяснять тетушка.
Мы с отцом недоверчиво посмотрели на нее, потом на дядюшку, но тот, отвернувшись и уткнувшись в газету, молчал... Отец кивнул мне головой, - неси.
Как мы и ожидали, магнитофона назад я не получила: он остался у нужных тетушке людей в оплату за академию, куда те устраивали дядюшку. Да и не многовато ли даров для этой «бедной родственницы» мужа?!
"Чумазый" играет...
На «вечный вопрос» о социальном равенстве, - может ли играть на пианино чумазый?! - и Чехов, и Михалков ответили в контексте времени - отрицательно.
Прощание в тот день с нашими родственниками-несостоявшимися благодетелями было сухим и сдержанным. Намеченная было моя помолвка с «арабским принцем» так и не состоялась, несмотря на то, что он вскоре привез мне другой японский магнитофон. Возможно, потому что цель моей благодетельницы была уже достигнута и ей больше не было смысла тратить силы на юную родственницу, которая еще и с характером...
Но пьеса потому и неоконченная, что «пианино», то есть в моем случае японский магнитофон...продолжал играть все прошедшее время и «играет» по сю пору, через много лет после тех событий.
Из главных героев этой неоконченной пьесы в живых остались только я и моя тетушка, не генеральская, но полковничья вдова. Судьба снова свела нас в одном городе.
Итоги жизни
Сегодня она, старая больная, одинокая, еще раньше брошенная своим неблагодарным супругом ради какой-то секретарши, а теперь оставленная и последним очень проблемным сыном, не знающая своих внуков и сильно обедневшая, постоянно рассказывает по телефону мне историю про тот японский магнитофон, но в совершенно ином заново сочиненном ею сценарии, где она вступает в новой роли - этакой добрейшей самаритянки, несправедливо забытой детьми и осуждаемой ближними за все свои благодеяния. Из жалости к ней, к мукам ее совести я терпеливо слушаю ее стариковские сказки-оправдания и понимаю, что эта пьеса так никогда и не закончится, и механическое пианино - магнитофон будут сопровождать ее даже на том свете.
VALA FILA