Два храма в Мытищинском районе.

Oct 07, 2016 16:40


Если ехать от Москвы по Осташковскому шоссе до конца, то можно попасть в интересную часть Мытищинского района. Особенно много желающих проделать этот путь в летний период, ведь именно там расположены зоны отдыха на берегах Пироговского и Клязьминского водохранилищ. К моему большому сожалению, красота этой частички Подмосковья по-тихоньку исчезает под натиском массовой застройки многоэтажками, совсем не типичными для этих мест. Но, не будем о грустном!
По пути следования любопытный путник обязательно заметит два интересных и красивых храма. Они предстанут взгляду свежими, ухоженными и красивыми. Но так было далеко не всегда. Но, обо всем по-порядку.




Храм во имя Святой и Живоночальной Троицы в селе Болтино на Клязьме известен с XVI столетия. В это время в Болтино, приселке дворцового села Тайнинского, существовала деревянная церковь, с выделенной церковной пашенной и сенокосной землей.

Центр прихода располагался в удельном (б. дворцовом) селе Болтино. Крупным населенным пунктом прихода было старинное монастырское село Пирогово,  когда-то имевшее собственный деревянный храм святого пророка Илии, уничтоженный в первой половине XVIII столетия так же существовал деревянный домовой храм, устроенный помещиками князьями Черкасскими в честь Воздвижения Креста Господня.
        В 1863 г. По просьбе причта и прихожан села Болтино Московского уезда Московская губернская строительная и дорожная комиссия рассматривала проект на постройку каменной трехпрестольной церкви с колокольней. В январе 1864 г. проект утвердили и в летний строительный период того же года вплоть до 1886 г. шло строительство новой Свято-Троицкой церкви с пределами преподобного Кирилла Белозерского и святого Алексия человека Божия.
Главными благотворителями Сято-Троицкого храма со времени построения каменной церкви стали владельцы фабрики при сельце Порогово богатые московские купцы Чернышевы. Они вкладывали в новый храм ценный ризничные вещи, обновляли иконы, обустраивали церковный причт. Важнейшими церковно-благотворительными делами Чернышевых стало устройство в селе Болтино приходского училища и позже приходской смешенной богадельни.
В 1904 г.  стараниями Чернышевых в приходском сельце Свиноедкове была построена приписная каменная церковь во имя Спаса Нерукотворного образа. В сельце Пирогове при фабрике Чернышевых была построена деревянная церковь во имя Спаса  Преображения.



2 февраля 1929 г. члены церковного совета Троицкого православного христианского общества при Болтинской церкви сложили с себя полномочия и отдали ключи в сельсовет и, таким образом, инициировали закрытие храма.  Временно в церковном здании стали ссыпать семенной овес. Верующие опротестовали действия бывших членов церковного совета и Московский окружной административный отдел в апреле 1930 г.  распорядился передать церковное здание православной общине. Однако все это было ненадолго и через несколько лет храм закрыли «под культурные нужды».
В 1945 г. после нормализации отношений Русской Православной Церкви и советского государства община верующих села Болтино и прилегающих деревень ходатайствовала пред уполномоченным Совета по делам РПЦ Трушиным об открытии Свято-Троицкого храма. Мособлисполком своим решением от 21 апреля 1945 г. отклонил ходатайство верующих об открытии храма.

26 апреля 1990 г. постановлением Совета по делам религии при совете министров СССР верующим было возвращено здание Троицкого храма.



По благословения Высокопреосвященнейшего Ювеналия митрополита Крутицкого и Коломенского  в июне 1990 г. в день празднования престольного праздника Пресвятой Троицы благочинным храмов Загорского округа протоиереем  Зиновием Анисимовым было совершено малое освещение храма.
В настоящее время двери храма ежедневно открыты для прихожан. В храме проводятся занятия в воскресной школе для взрослых и детей. Налажены тесные контакты  с местным домом культуры, которым периодически проводятся беседы с жителями села, совместными усилиями проводятся деревенские праздники. Ведется совместная работа с деревенской библиотекой, которая снабжается  православной литературой.  Приходом налажены контакты со средней школой села Беляниново, в которой проводятся концерты и встречи с учащимися.  Ведется систематическая работа с военнослужащими воинской части № 32/047, в которой каждое воскресенье проводятся молебны и  беседы с военнослужащими.  Военнослужащие и члены их семей являются прихожанами Троицкой церкви.  Налажены тесные отношения с фельдшерским пунктом с. Болтино.



Первое письменное упоминание о селе Осташково относится к началу XVII века. Тогда Осташково находилось во владении князей Черкасских. Их предок князь Инал был владетелем Кабарды.
Осташково принадлежало князю Ивану Борисовичу Черкасскому, двоюродному брату и ближнему боярину царя Михаила Федоровича Романова. Отец Ивана Борисовича приходился племянником кабардинскому князю Темрюку и был женат на Марфе Никитичне Романовой, тетке царя Михаила.
Его подмосковное владение - село Осташково никогда не было большим и многонаселенным, причем население его неуклонно сокращалось. Если в ХVII веке в селе имелось 14 дворов, то к концу ХVIII века их было всего 7, а в середине ХIX века и вовсе 6, в которых проживало 15 человек мужского пола и 24 - женского.
В 1617 году в Осташкове по распоряжению князя Черкасского была построена деревянная церковь Рождества Христова с приделом Николая Чудотворца. Видимо, она простояла недолго, так как 17 октября 1621 года Святейший Патриарх Филарет дал князю Ивану Борисовичу Черкасскому храмозданную грамоту на построение новой церкви в селе Осташково вместо сгоревшей.



После смерти князя Ивана Борисовича в 1642 году за неимением прямых наследников все его состояние перешло к двоюродному брату, ближнему боярину и воеводе, князю Якову Куденетовичу Черкасскому. Ему же стало принадлежать и Осташково.
После его смерти в 1666 году ему наследовал сын, князь Михаил Яковлевич Черкасский, ближний боярин, последний воевода Тобольска.
При нем в 1699 году деревянная церковь Рождества Христова в Осташкове была заменена новой, кирпичной, которая сохранилась до наших дней. Предположительно ее строил крепостной архитектор Павел Потехин.
Род князей Черкасских прервался в начале ХIХ века. После смерти Михаила Яковлевича Черкасского в 1713 году село Осташково перешло к его сыну Алексею. Его дочь и единственная наследница княжна Варвара Алексеевна, фрейлина, а потом статс-дама была очень разборчивой невестой, ведь союза с ней многие искали из-за огромного состояния князей Черкасских. Варвара Алексеевна отвергла блестящего царедворца Карла Левенвольде, поэта и дипломата Антиоха Кантемира и в 33 года вышла замуж за владельца соседнего села Троицкого графа Петра Борисовича Шереметева. Этот брак соединил оба владения. В 1810 году в Осташкове были организованы мастерские по производству изделий из папье-маше и первые мастерские по изготовлению железных подносов с росписью и лаковым покрытием - промысла, получившего впоследствии мировую известность как Жостовская декоративная роспись (http://valentina-82.livejournal.com/7334.html).
При Шереметевых в осташковском храме были проведены первые восстановительные работы и переделки. Храм был расширен, окна и арки растесаны, отчего внутри стало светлее и просторнее.
Центральный иконостас храма был создан во второй половине XIX века.



Храм в честь Рождества Христова в селе Осташково не миновали революционные и постреволюционные экспроприации. Изъятия ценностей производились неоднократно, но иконы не тронули, ограничившись золочеными ризами и окладами, и сам храм не закрывали. В нем, единственном храме земли Мытищинской, регулярно проводились богослужения. Осташковская церковь интересна как образец вотчинного храма. Даже поздние пристройки не портят его облик. Архитектура храма типична для посадских церквей ХVII века. объединенных трапезной.



Ввиду того что церковь в Осташково не была закрыта и разорена в годы советской власти, в ней сохранилось большое количество икон ХVIII-ХIХ веков, заказанных специально для этого храма, а также подаренных прихожанами. Есть несколько семейных икон с ликами святых покровителей членов семьи. Такова семейная икона архистратига Михаила, святых Афанасия, Макария и Феодора. Федоровская икона Божией Матери была принесена в храм жителями Ульянкова после сильного пожара, когда выгорела почти вся деревня. Среди наиболее почитаемых - местная икона святого Харлампия. Ее при массовых эпидемиях носили по деревням. Интересна история иконы Николая угодника, которую некоторые прихожане называют Никола-Окопник. Во время войны осташковские женщины и дети рыли окопы и случайно наткнулись на деревянную доску. Когда ее очистили, то оказалось, что это икона Николая Чудотворца. По рассказам очевидцев, когда началась бомбежка и испуганные дети сбились в кучку, женщины взяли этот образ и пошли с ним по окопам. С этого дня немецкие самолеты перестали прилетать. Какое-то время икона находилась в окопах. Солдаты сделали из нее дверь в землянку образом вовнутрь и молились на него перед боем. Когда немцев отогнали от Москвы и линия боя переместилась к Западу, солдаты, покидая окопы, передали икону Николая Чудотворца осташковскому храму.
Осташковский храм был и остается красивейшим сооружением в окрестностях Мытищ. В нем гармонично слились черты разных архитектурных стилей, иконописи, стенной росписи, декоративного убранства
Ранее стоявшая на берегу Клязьмы церковь после сооружения Клязьминского водохранилища стала хорошо смотреться с противоположного берега. Силуэт колокольни неоднократно использовался в жанровых сценах знаменитых жостовских подносов.


С 1980 года храм Рождества Христова в селе Осташково охраняется государством как памятник архитектуры.
При храме открыта воскресная школа и краеведческий музей. В приходе создана творческая мастерская "Земстии". Руками ее мастеров создается архитектурный комплекс храма Рождества Христова в деревне Осташково. При въезде в село установлен деревянный крест. В той же сказочной васнецовской манере оформлены автобусная остановка и деревенский колодец.
Осташковский храм это не только религиозное учреждение, это еще и памятник культуры и истории.


Сюда часто приезжают экскурсанты. Тесные культурные связи у клира храма налажены с музеем-заповедником Останкино, также бывшим владением Шереметьевых.
В приход осташковского храма Рождества Христова входят деревни Жостово, Сорокино, пансионат. К храму приписаны часовня Смоленской иконы Божией матери в Чиверево. Первая деревянная часовня здесь была построена в 1844 году. Впоследствии она сгорела и на ее месте в 1902 году по проекту епархиального архитектора Николая Николаевича Благовещенского была построена кирпичная часовня, где сейчас проводятся восстановительные работы.
Как добраться: от Москвы - м. Медведково, авт. 438, 314 (только до Болтино).
от Мытищ - ст. Мытищи, авт.26
При написании статьи использован материал с сайтов храмов.

Болтино, Осташково

Previous post Next post
Up