Петербург. Особняк Чаева.
На начало 20 века пришелся бум строительства собственных особняков и доходных домов в Петербурге. Состоятельные люди не ограничивали талантливых архитекторов в средствах, и на выходе получались не просто дома, а произведения искусства. Конечно, со временем они, ветшали и приходили в упадок, но сегодня, благодаря программе реставрации фасадов, можно оценить их первоначальную красоту. Решила написать про особняки и доходные дома, которые меня удивили.
Мой любимый особняк в стиле модерн находится в переулках Каменноостровского проспекта на улице Рентгена, 9. Он был построен в 1906-1907 годах для инженера путей сообщения С.Н.Чаева. Специалисты пишут про сочетание различных фактур, асимметричность композиции, свободную группировку окон, фриз с изображением всадников в верхней части входного цилиндра. Неспециалисты удивленно молчат.
Петербург. Особняк Чаева.
Особняк отличается оригинальной планировкой - реализован взаимный переход трех цилиндрических объемов: малого входного цилиндра, круглого двухъярусного холла и полукруглой ротонды зимнего сада. Фасад с ротондой можно увидеть со стороны двора, для этого нужно пройти в арку.
Петербург. Особняк Чаева.
С 1935 года и по сегодняшний день здесь располагается обычная стоматологическая поликлиника. Такие неожиданные сочетания обычное дело для Петербурга. Зайти внутрь может любой желающий. От прежней обстановки мало что сохранилось, но можно оценить оригинальное пространственное решение. На фото ниже ротонда зимнего сада.
Петербург. Особняк Чаева.
От особняка Чаева по улице Льва Толстого можно выйти к одноименной площади. Дом с башнями - визитная карточка Петроградской стороны (Большой пр. ПС, 75, 1913-1915 гг.). Архитектор К.И. Розенштейн построил его для себя в соавторстве с А.Г. Белогрудом. С 1996 года здесь находится Театр Русская антреприза им. А.Миронова.
Петербург. Доходный дом Розенштейна.
Фасад, конечно, затейливый, но мое внимание привлекло не это. Видимо, у архитекторов было столько творческих идей, что самые смелые из них они решили воплотить в пристройке к основному зданию (Большой пр. ПС, 77, 1913-14 г.).
Петербург. Доходный дом Розенштейна.
Вот это полет мечты. Пишут, что здесь реализованы идеи знаменитого итальянского архитектора Андреа Палладио - колонны, пилястры, барельефы, скульптуры на крыше. Ничего подобного в Петербурге больше не видела. Про палладианскую архитектуру в Минске читайте
здесь.
Петербург. Доходный дом Розенштейна.
По дороге фото в коллекцию входных порталов (доходный дом Барановской, Большой пр. ПС, 83, 1912 год).
Петербург. Доходный дом Барановской.
С Большого проспекта выходим на набережную Карповки. В свое время забрела сюда случайно. Оказалось, что это место очень подходит для прогулок. Здесь живописно, малолюдно и много интересных зданий.
Петербург. Набережная Карповки.
По улице Литераторов, 17 нашелся такой чудесный особнячок. Он построен в 1905-07 годах для театрального деятеля А.Е.Молчанова и актрисы М.Г.Савиной. Стилизованное изображение ключа на башенке - знак камергера, придворного звания Молчанова, а вензель «АЕ» его инициалы.
Петербург. Особняк Савиной.
Парадный фасад выглядит, как компактное наглядное пособие по архитектуре модерна. Все здесь - асимметричность композиции, свободная расстановка окон, «подрезанное» окно, сочетание различных фактур, майоликовая плитка, растительные мотивы. Можно рассматривать, как картину в музее.
Петербург. Особняк Савиной.
Оригинальная деталь фасада - майоликовый фриз с изображением цикламен. На фото выглядит, как роспись, но на самом деле рисунок выложен маленькой плиточкой.
Петербург. Особняк Савиной.
Тему растительных мотивов поддерживает оригинальная лепнина, изображающая побеги хмеля. Природные мотивы на фасадах как бы восполняют отсутствие растительности в большом городе.
До реставрации в особняке Савиной располагались разные конторы, сегодня он находится в частной собственности, и просто так зайти внутрь нельзя. Жаль, хотелось бы посмотреть на отреставрированные витражи.
Петербург. Особняк Савиной.
Рядом с особняком наткнулась на такого слона с призывом не пытаться на него залезать. Особый питерский юмор.
Петербург.
И снова входной портал по дороге. Постфактум опознать дом не удалось.
Петербург.
На пересечении с Каменноостровским проспектом по адресу набережная Карповки, 31 находится особняк Покотиловой. Нашлась фотография только бокового фасада. Особняк примечательный, похож на итальянскую виллу в стиле неоренессанс. Построен в 1910 году для вдовы генерал-майора.
Петербург. Особняк Покотиловой.
Интересная деталь - фасад украшен фризами, копирующими барельефы из ризницы собора Санта Мария дель Фьора во Флоренции.
Петербург. Особняк Покотиловой.
Оригинальный входной портал с окошком для привратника. Мальчики стерегут фонарь.
Всегда интересна дальнейшая судьба этих барских особняков. В 1930-х гг. здесь располагалась поликлиника, в 1980-е гг. - кожно-венерологический диспансер, с 1991 года - врачебно-физкультурный диспансер. Не догадалась войти внутри, хотя можно было. Сохранилась оригинальная парадная лестница.
Петербург. Особняк Покотиловой.
Гуляя по Карповке, стоит дойти до Свято-Иоанновского женского монастыря (наб.Карповки, 45). Величественное здание в неовизантийском стиле возведено в 1902 году. Нашлась такая зимняя фотография.
Петербург. Свято-Иоанновскоий женский монастырь.
Прощальный взгляд на Карповку.
Петербург. Набережная Карповки.
Перенесемся на другой конец Петроградской стороны, где подальше от посторонних глаз, в самой глубине района скрылся дом с самым необычным фасадом во всем Петербурге. Считается, что это пример стиля ар-нуво. Доходный дом герцога Н.Н. Лейхтенбергского на Большой Зеленина, 28 был построен в 1904-05 годах по проекту архитектора Ф.Ф. фон Постельса.
Петербург. Доходный дом герцога Лейхтенбергского.
Главная особенность фасада - огромный мозаичный фриз верхнего этажа. Он был создан в мастерской известного художника В.А.Фролова. К слову, в этой мастерской были созданы мозаики для Спаса-на-крови. Фриз состоит из пяти мозаичных панно с разными сюжетами. Самый неожиданный - индустриальный пейзаж с трубами. Дополнительный визуальный эффект создает чередование мозаики со стеклянными пирамидами фонарей - окнами художественных мастерских.
Петербург. Доходный дом герцога Лейхтенбергского.
Окна на фоне мозаичных панно смотрятся, как выпавшие пазлы из рисунка.
Петербург. Доходный дом герцога Лейхтенбергского.
В рисунке рельефного панно видятся вспученные волны. Не сразу поймешь, что эти «пузыри» заполнены мозаичными вставками. Именно криволинейные формы декора позволяют отнести этот дом к стилю ар-нуво.
Петербург. Доходный дом герцога Лейхтенбергского.
Интересно рассматривать детали центрального портала. Платья женщин как будто мокрые и прилипли. А что это посередине - может быть, гребень волны? Видится что-то текуче-плавучее.
Петербург. Доходный дом герцога Лейхтенбергского.
Отмечу еще пару интересных домов в этом районе. Доходный дом Васильева по адресу Гатчинская, 11 построен в 1902 году. Относится к стилю модерн, но считается, что архитектор Шауб использовал мотивы барокко.
Петербург. Доходный дом Васильева.
Удалось зайти внутрь. Изразцовая печь в парадной.
Петербург. Доходный дом Васильева.
Оригинальные деревянные двери и кованые перила.
Петербург. Доходный дом Васильева.
И наконец, главное сокровище - северный модерн.
Доходный дом Путиловой - неприступный замок с узкими окнами-бойницами (Большой пр. ПС, 44, 1907 г.). Расширим кругозор - специалисты пишут про умелую компоновку окон, эркеров, мансард и крыш, сочетание горшечного камня и шероховатой серой штукатурки. Неспециалисты снова удивленно молчат.
Петербург. Доходный дом Путиловой.
Расстановка окон здесь и, правда, удивительная. Для северного модерна характерно использование изображений животных - орел на углу дома.
Петербург. Доходный дом Путиловой.
Совы стерегут входной портал.
Петербург. Доходный дом Путиловой.
Для наглядности образцовый пример северного модерна - доходный дом Бубыря (Стремянная, 11, 1906-07 гг.). Даже на этом обзорном фото можно рассмотреть стилизованные изображения елок, животных и вроде бы людей. Сказочный северный лес то ли с лешими, то ли с заплутавшими путниками.
Петербург. Дом Бубыря.
На первый взгляд дом кажется просто серым, но на самом деле присутствуют отделочные материалы разных оттенков. Вобщем, можно надолго задержаться, рассматривая детали фасада.
Петербург. Дом Бубыря.
Надо сказать, что суровая красота северного модерна очень подходит Петербургу - та же монохромная картина из оттенков серого.
Петербург.
Петербург привлекает не только разнообразием фасадов. Интересно посмотреть на сохранившиеся исторические интерьеры. На эту тему написала большой пост про
Дом Бажанова. В планах обзорный пост про другие подобные места в Петербурге, куда удалось проникнуть.
Самое интересное в блоге читайте
здесь.