Краснодар. Часть 3: на чём переехать

Mar 12, 2021 15:16



У Краснодара два параллельных колорита, пока ещё не смешавшихся между собой: в прошлой части я рассказывал об этом городе как о столице казачьей Кубани, а в первой части - как о не по-российски бурно растущем мегаполисе, куда переезжают люди со всей страны. Сегодня же поговорим о том, на чём они сюда переезжают - транспорт Краснодара, междугородний и внутригородской, тоже весьма самобытен.

Я очень люблю морозную солнечную зиму и вряд ли захочу когда-то променять её на бесконечное лето. Но даже я оценил привлекательность Краснодара, в конце ноября прилетев сюда не из Москвы, а из далёкого Иркутска. Там падал мокрый снег, пощипывал колючий воздух, утренняя позёмка сменялась вечерней слякотью, а в Новосибирске, где была у меня пересадка, и вовсе нагрянула метель. Дальше под крылом тянулись лишь сугробы белых облаков, расступившихся за полчаса до посадки. И под облаками этими я увидел зелёный пейзаж лугов и плавней, сквозь которые вилась Кубань:

2.


"Течёт вода Кубань-реки, куда велят большевики!" - под этим лозунгом, более уместных в эпоху ГОЭЛРО и ДнепроГЭСа, было наполнено в 1973-75 годах Краснодарское водохранилище, потянувшееся под крылом:

3.


По осени почти пересохшее, так что кажется, что вброд перейти его можно, если не увязнешь в грязи:

4.


По площади Кубанское море чуть больше, чем сам Краснодар - 40 на 15 километров. Но то, впрочем, в нормальные годы, а осенью 2020-го оно ужалось раза в полтора, максимальную ширину сохранив разве что у плотины. Плотина в данном случае - не ГЭС: крупнейший водоём Северного Кавказа был наполнен исключительно для мелиорации, о которой напоминают тянущиеся по другую сторону дамбы рисовые поля. Вдоль дамбы, через адыгейский аулы Тугургой и Тлюстехнабль, пролегает трасса "Дон":

5.


Сама же Кубань служит границей регионов: как Благовещенск на Китай, Краснодар глядит на Адыгею. Более того, сами адыги в последние полтора века населяют именно узкую полосу вдоль Кубани - с гор их в 1860-х годах частью изгнали в Турцию, частью - переселили сюда. Напротив Краснодара стоят самые что ни на есть аулы, у мостов превращающиеся в городские предместья, но тут в кадре вполне себе русский Прикубанский хутор. На том берегу - болотистый лес Красный Кут и городской архипелаг из дикого Большого острова и ставшего парком Солнечного острова с памятником освободителям Кубани (1967) и дубом "Титан" 1855 года рождения. Левее кадра будет центр, правее - аэропорт, а эти районы - где-то на пол-дороги:

6.


Аэропорт "Пашковский" имеет более чем кубанскую историю. Нет, я не про лихих казаков, погоняющих нагайкой "этажерки", я про уже советскую Кубань: с 1932 года на лугу у совхоза "Пашковский" базировалась эскадрилья бипланов По-2 Авиационного общества по борьбе с вредителями. Надеюсь, вредители в данном случае - не прятавшиеся по плавням белоказачьи банды, а непарные шелкопряды да колорадские жуки. Ну а дальше на укатанный сельхозбипланами луг понемногу научались садиться и гражданские самолёты:

7.


В 1960 году "Пашковский" стал полноценным аэропортом с бетонной взлётно-посадочной полосой и аэровокзалом вида "ободранная сталинка". Теперь здесь международный терминал, запертый по случаю ковида. У входа - памятник военной лётчице Евдокии Бершанской (1982). Родилась она, впрочем, под фамилий Карабут, умерла в 1982 как Бочарова, но "Дунькин полк" бомбардировщиков с женскими экипажами возглавила под фамилией первого мужа - Бершанская.

8.


В новом терминале (2012) с обширным внешним двором стоит Екатерина II - не город её имени так хоть, после давешнего голосования, аэропорт. Прежде достопримечательностью Пашковского были самолёты "Кубанских авиалиний", за характерную ливрею известных в народе как "Семечки-авиа", но компания обанкротилась в 2012 году. Сам аэропорт, однако, исправно развивается, и по состоянию на "благословенный 2019-й" с пассажиропотоком 4,6 миллионов человек занимал 9-е место в России... и лишь 2-е в Краснодарском крае - больше трафик в аэропортах Москвы, Петербурга, Сочи, Новосибирска, Екатеринбурга и Симферополя.

9.


Сам Пашковский как бы и не совсем Краснодар - до 2004 года это был самостоятельный ПГТ, у трассы "Дон" разросшийся до 40 тыс. жителей. С эстакады над трассой видна армянская церковь, по мне так более солидная, чем в городе (см. первую часть), а в целом бывшая Пашковская станица (с 1794 года) богата на известных уроженцев - отсюда родом казак-фашист Андрей Шкуро, недавно арестованный сектант "Виссарион-Христос" (в миру - Сергей Тороп), самый опытный космонавт всех времён и народов Геннадий Падалка (878 дней на орбите!), два Героя Советского Союза и казаки, писавшие письмо турецкому султану - моделей для своей картины Илья Репин нашёл именно в Пашковской. Увы, проиллюстрировать мне всё это нечем, поэтому вот просто остановка общественного транспорта в самом центре Краснодара, куда и уехал я с площади перед аэропортом. Без особых пробок путь через 2/3 города занимает полтора часа, а аэроэкспрессом в Краснодаре служит троллейбус:

10.


В Краснодаре нет и никогда не проектировалось метро, хотя оно явно назрело. Одной из нагляднейших иллюстраций безумного роста этого города служит общественный транспорт, работающий, кажется, активно, как нигде в России. Причём автобусы в Краснодаре почти сплошь частные, мелкой и средней вместимости, но как вам вот такой сюжет?! Три троллейбуса в ряд - это не поломка на сети и не последствия далёкой пробки, а норма:

11.


Как и вот это - не сломавшая машина, а вологодский троллейбус "Транс-Альфа" с автономным ходом, способный опускать рога и пересекать в режиме электробуса беспроводные участки. Сама троллейбусная сеть Краснодара действует с 1950 года, и работает на ней без малого 200 машин.

12.


Ещё больше впечатляют цифры у трамвая - по 16 маршрутам и 123 километрам путей курсируют 322 (!) вагона от тёплоламповых "Татр" и суровых КТМов до новейших "Витязей":

13.


Иные остановки трамвая похожи на полноценные станции, а на перегонах машины идут одна за другой. Особое очарование Краснодарскому трамваю придаёт брусчатка, в которую убраны рельсы почти везде в историческом центре:

14.


Она уместна: трамваем Екатеринодар обзавёлся в 1900 году, во второй десятке среди городов Российской империи. В нынешней России старше системы только в Калининграде, Нижнем Новгороде, Курске, Орле, Москве и Казани. Строили трамвай, по обычаям того времени, бельгийцы, поэтому изначально он тут был "метровой" колеи (сейчас такие остались в Калининграде, Пятигорске, Евпатории, Львове, Виннице и Житомире), а советская перешивка затянулась на 16 лет: в 1934-50 годах Краснодарский трамвай по сути дела представлял собой две несовместимые системы.

15.


Одна из трамвайных конечных находится в Пашковке, километра за 2 от аэропорта: на Станичную линию скинулись ещё в 1908 году (до 1914 года - на бензомоторной тяге) казаки, устав от жадности и хамства извозчиков.

15а.


А вот - старое трамвайное депо неподалёку от вокзала:

16.


Проезд в краснодарском транспорте стоит 28 рублей, причём оплачивать его можно кондуктору непосредственно банковской картой. Столько же стоит провоз багажа, и в отличие от многих городов, взимать плату за него тут не забывают.

17.


Наконец, есть в Краснодаре и ещё один вид электротранспорта, который можно смело называть общественным:

18.


Это электросамокаты, прокатом которых в городе занимается 5 операторов, причём число их растёт не по годам, а по месяцам, равно как и условия становятся всё более выгодными. Вот типичная самокатная парковка, причём даже не в центре. Велосипед в Краснодаре тоже любят, а вот велодорожки пока не особо внедряют, поэтому лучший способ познакомиться с фирменным кубаноидным хамством - это пойти по середине тротуара.

19.


А rumata-anton в формате своей "Неизвестной России" даже проводит по Краснодару экскурсии на электросамокатах - ведь показывает он в основном те странные места вдали от центра, которым у меня была посвящена первая часть.

20.


Но вернёмся к не столь экологичному междугороднему транспорту. Тут надо вспомнить, что Краснодарский край по численности населения во всей России уступает только Подмосковью, однако не имеет равных в стране по числу сельских жителей: из 5,7 миллионов кубанцев всего 55% горожан. Здесь обычное дело станицы по 20-30 тысяч человек, а Каневская так и вовсе известна как крупнейшей сельский населённый пункт России. Словом, автобусы от "Неопланов" до "Газелей" тут буквально кишат, а неофициальные автостанции по заполнению то и дело попадаются на очередных задворках:

21.


Да и официальные, откровенно говоря, смотрятся не намного солиднее и тяготеют к железнодорожным вокзалам. Вот двухфункциональный вокзал Краснодар-2 - в 2009-м я приезжал сюда из Каневской и уезжал в Темрюк.

22.


Что интересно, несмотря на соседство с вокзалом, автостанция полностью отделена от него и даже отгорожена забором. Сам же Краснодар-2 - ныне лишь остановка электричек, однако строился он в 1914 году на частной Черноморо-Кубанской, а в обиходе - Казачьей железной дороге, проложенной через станицы от главных магистралей в стороне.

23.


Не знаю точно, когда сам вокзал был построен, а вот заброшенные и занятые всякой всячиной путейские постройки - вполне себе из 1910-х годов:

24.


В 2020-м куда-то уехать из Краснодара с автостанции или вокзала мне так и не довелось, а бусик "Неизвесной России" ждал группу на Апшеронскую узкоколейкуснова будет ждать 2-4 мая) у ДК Железнодорожников (1930), в котором лишь очень сильно постаравшись можно признать конструктивистский образец. Памятник Ленину перед ним тоже непрост: "ленинапада" кубанские казаки устраваить не стали, но всё-таки прогнали Ильича с глаз долой - раньше он стоял напротив Заксобрания из прошлой части.

25.


Мимо ДКЖД и ещё пары зданий 1930-х годов улица Мира приводит...

26.


...на суматошную грязную площадь, раскинувшуюся между вокзалом и автовокзалом, полукруглой таможней (кадр выше) и железнодорожным управлением в торце. Здесь - вечное столпотворение: и небритые горцы, сойдя с автобусов, гордо озираются вокруг, а поддатые вахтовики с тяжёлыми спортивными сумками, спотыкаясь, вылезают из такси у ворот вокзала. Здесь - главный узел наземных путей из кубанской столицы:

27.


"Стальным хребтом" Северного Кавказа в 1870-х годах стала частная, да при том чуть ли не самый прибыльная в России, железная дорога Ростов-Владикавказ. От неё-то в 1887 году и кинули ветку до Екатеринодара, в 1889-м продлённую в Новороссийск. Вот так выглядел здесь первый вокзальчик:

27а.


Заметно перестроенный уже в начале ХХ века, когда Екатеринодар стал узлом линий на Кавказскую (1901) и Приморско-Ахтарск (1914):

28а.


Но в войну немцы и заняли Краснодар летом 1942 года, и оставили зимой 1943 года с боем, а вокзалы почти всегда попадают в эпицентры городских боёв. Новый вокзал был закончен лишь в 1952 году, однако - по проекту Алексея Душкина, автора вокзалов в Симферополе и Сочи и даже одной из 7 высоток Москвы. В 1990-х компактную высокую сталинку дополнили парой пристроек.

28.


Обратите внимание на забор - "театр безопасности" на Краснодаре-1 начался "ещё когда это не было мейнстримом", и как минимум в 2014 году уже был. Вдохновлялись здесь, кажется, опытом Узбекистана - здание обнесено забором с проходной перед колоннами крыльца. Но проходная видна на кадре выше справа, а мы лучше полюбуемся архитектурой вокзала:

29а.


Где часовая башня явно отсылает к сталинским высоткам:

29.


А в лепнине чудятся двуглавые орлы:

30.


К счастью, одной рукой создавая "театр безопасности" на входах, другой РЖД облегчило жизнь фотографу, гоняет которого теперь разве что совсем уж скучающая вохра на совсем уж глухих полустанках. Так что осмотрим интерьеры, начиная от позднесоветских пристроек, через которые теперь устроены вход и выход:

31.


Но большая часть помещений - в сталинском корпусе:

32.


Под шпилем - главный зал с выходом на платформы. Трафик весьма оживлённый, и я не знаю, чего в нём больше - краевых электричек или же поездов на курорты со всех концов необъятной вплоть до Мурманска и Воркуты:

33.


С обратной стороны - странно тёмный витраж:

34.


Чтобы снять кадр выше, надо подняться по лестнице:

35.


Купол опоясывают залы второго этажа:

36.


Но в целом, при всём масштабе и помпезности, я бы не назвал Краснодар-1 шедевром ни снаружи, ни внутри. Постройка монументальная и пафосная, но неказистая какая-то, я бы сказал - без души:

37.


А за железнодорожной конторой суматоху и плевки привокзальной площади сменяют запустение и тишина. Здесь можно посмотреть на депо, а вернее - на два паровоза: справа магистральная "лебедянка" (1949) из Брянска, слева - маневровый "Ь" (1897) из Коломны. Между прочим, второй по возрасту сохранившийся паровоз всей России: в Подмосковье есть "ерь" №2012, а этот - 2021. Каким-то чудом не распиленный на лом, он простоял в депо до 1987 года, когда и был восстановлен как памятник. Но я, увы, всего этого не знал и потому не сфотографировал "старичЬка" получше:

38.


На пути Краснодара-1 выход только по билетам, но над путями, к счастью, пролегает 300-метровый виадук с ажурной, как в парке, оградой:

39.


Перонный фасад вокзала заметно отличается от городского отсутствием колонн, а на путях больше всего впечатляет обилие "ласточек": ведь модным на всю страну эти новые пригородные поезда сделала Сочинская Олимпиада, а потому совсем не мудрено, что Краснодарский край стал для РЖД "ласточкиным гнездом":

40.


Ну а про краснодарское завокзалье стоит отдельно рассказать. С двух сторон от Краснодара-1 симметрично расположены широкие виадуки (1950) над городскими улицами. Вот это место нам уже знакомо по кадру №15а - под северным виадуком проходит та сама Пашковская трамвайная линия:

41.


И даже уцелело на том же месте надгробие Александра Жука (1892) - инженера Владикавказской железной дороги, завещавшего быть похороненным у путей.

41а.


Трамваи снуют по Вишняковской улице, по которой Вишняковским называется и близлежащий сквер. Изначально он был сквером Ленина, приложением к старейшему в городе Ильичу (1925):

42.


Гора обломков самодержавия, освобождённые рабочие, крестьяне, казаки и горцы, а над всем этим Вождь - такова была задумка скульптора:

43.


Но я не могу отделаться от мысли, что вдохновлялся скульптор показанным в прошлой части памятником Екатерине II, и изваял для него красную замену:

44.


А вот злые толстые дети, уронившие серп и молот с книжных страниц смотрятся из постсовеских лет зловещей фигой в кармане:

44а.


Напротив вокзала за путями - остатки старинной промзоны, где была, например, ныне снесённая без остатка фабрика пианино "Кубань" (1978) в явно более старых цехах. Или Краснодарский стекольный завод, которым владели немец Виктор Вильде из Курляндии, грузин Георгий Челидзе из Аджарии и поляк Конкель из Ломжи. Конечно же, завод давно не работает, но один из корпусов прекрасно виден с виадука:

45.


Совсем иначе он выглядит с обратной стороны:

46.


Где даже фирменно краснодарский ажурный козырёк сохранился:

46а.


В целом же классического "завокзалья" с забулдыгами и скупщиками краденого в Краснодаре нет, или вернее остерегаться такого стоит скорее на улицах за автовокзалом, от площади с другой стороны. Здесь же за путями сразу наваливается шум и лоск нового миллионника:

47.


Южный путепровод выводит в самый центр, на уже знакомую нам Постовую улицу:

48.


Но мы продолжим путь вдоль железной дороги, за которой и дальше тянется промзона. Более того, в первую очередь к югу от центра, на узкой полосе между насыпью и берегом Кубани, она и находится. Горпарк, который я оставлю на следующую часть, завершается памятником (1981) революционеру Глебу Седину у станкозавода имени себя:

49.


Вернее, теперь это официально Южный завод тяжёлого станкостроения, и что удивительно - он исправно работает! Станкостроение и в СССР хромало на обе ноги, а с распадом его просто рассыпалось: ЮЗТС входит в десятку крупнейших станкозаводов России, но не удивлюсь, если их и осталось-то меньше 10.

50.


"Седин" отпочковался в годы Первой Мировой от своего соседа - Краснодарского нефтезавода "Кубаноль" (историческое название), построенного в 1911-14 годах для переработки майкопской нефти. За путями - пара административных корпусов, дореволюционный и сталинский:

51.


Напротив - в основном хурщёбный заводской посёлок, фасадом которого служит здание школы:

52.


Среди своих собратьев КрасНПЗ невелик (годовая мощность - 3 миллиона тонн нефти), и всё же по излучине Кубани раскинулся на километр:

53.


Дальше Кубань пересекает пара Яблоновских мостов, но найти вид на автодорожный мост (1952, 795м) со сталинскими опорами я не смог, а вид железнодорожного моста напрочь закрывает стройка нового автомобильного. Так что осталось лишь полюбоваться Кубанью... хотя "полюбоваться" тут совершенно не уместное слово - мутная зеленовато-голубоватая вода видом и едва уловимым запахом напомнила мне стоки, что текли всё детство по моему району Перми из прорвавшихся канализационных труб. Кубань вообще-то довольно крупная река, сравнимая с Днестром (870 километров в длину, 425 м³/с), но протекать через житницу ни одной из рек не пожелаешь. Может быть, по весне Кубань смотрится лучше, но осенью доходит до того, что в ней вообще не остаётся собственной воды - по факту это сточная канава:

54.


Тем удивительнее видеть в Краснодаре на набережной около центра Кубанское речное пароходство! Однако высокие стены набережной намекают, что весенне-летняя Кубань не просто полна водой, а даже судоходна. Уже в 1858 году Черноморские казаки купили в Англии колёсный пароход, курсировавший по низовьям от Темрюка до станицы Тифлисской. В прошлом на Кубани была и вполне серьёзная пассажирская навигация с "Ракетами", "Зорями" и "Полесьями" и речным трамвайчиком ВТ с каютами от Краснодара до Темрюка, но сейчас это почти невозможно представить. Из пассажирского теперь остались только прогулочные катера и паромы, а вот грузы по Кубани исправно возят до сих пор - не менее активно, чем транспортировкой, КуРП занимает добычей стройматериалов. Контора его встроена в жилую высотку, однако - "с иголочки":

55.


Серьёзный удар по пароходству нанесло строительство Краснодарского водохранилища: единственный пункт экскурсии по Краснодару от "Неизвестной России", куда мы с Антоном не доехали - это огромное кладбище барж на опоясывающей Солнечный остров Старой Кубани. К ак человек, выросший у камского затона, туда я не поехал сам. Напоследок - какие-то водопропускные сооружения краснодарской плотины:

56.


Что же до "Неизвестной России", то хотя в Краснодаре она уже стала своеобразным культурным феноменом, десятки нестандартных маршрутов Антон со товарищи проложили по большинству регионов России. Расписание других экскурсий на 2021-й год есть здесь, а в Чечню 15-18 апреля я с ними поеду лично. Присоединяйтесь!

А в следующих двух частях - продома.

КУБАНЬ-2020
Приморье, Приамурье, БАМ. Обзор и оглавление №1
Иркутск, Прибайкалье и Кубань. Обзор и оглавление №2.
Приморье - см. оглавление №1
Нижний Амур - см. оглавление №1.
БАМ - будет позже, см. оглавление №1.
Прибайкалье - частично написано, см. оглавление №2.
Краснодарский край
Краснодар. Колорит современности.
Краснодар. Столица Кубани.
Краснодар. Транспорт.
Краснодар. Восточнее Красной.
Краснодар. Западнее Красной.
Горячий Ключ.
Апшеронская узкоколейка. Апшеронск и история дороги.
Апшеронская узкоколейка. Черниговская - Шпалорез.
Апшеронская узкоколейка. Гуамское ущелье.

железнодорожное, дорожное, авиация, Краснодар, "Молох", казаки, Краснодарский край, транспорт, троллейбусы, трамваи, Русский Юг

Previous post Next post
Up