Не скифы мы, не азиаты мы - давно доказала наука. Однако ближайший к скифам народ живёт в России: это - осетины. В
прошлой части, последней о Владикавказе, я рассказывал про их фантастически красивый Нартский эпос. Теперь поговорим об остальном: истории и характере, зодчестве и кухне, и про традиционную религию, которая пронизывает всё.
Как и в Армении до известных событий, в Осетии видишь порой слегка непривычные карты:
1
Даже флаг двух Осетий един и очень популярен:
Северная Осетия - регион России, 3-й с конца по площади (7987 км²; после Ингушетии и Адыгеи) и 3-й с начала - по плотности населения (140 чел/км², после Ингушетии и Подмосковья). Здесь живёт 680 тыс. чел., и 66% из них осетины, 17% - русские, 3,5% - ингуши. Странная "голова" республики с тонкими "горлом" - Моздокский район: переданный СОАССР в 1944 году, он самый плоский и многонациональный, но вокруг
Моздока ещё стоят станицы казаков-осетин. Южнее высятся Гребни - невысокие (до 1км), но крутые Терский и Сунженский хребты, а за ними лежит плодородная Осетинская наклонная равнина, наклон которой совсем не ощутим на земле. Там с конца 19 века и живёт большинство осетин: как и многие народы Кавказа, они давно не горцы.
2
Горский мир населяли уазданы (военная знать), фарсаглаги (свободные крестьяне, арендующие у них землю), гурзиаги (холопы, дословно "грузины" - в это сословие часто попадали беглецы из плена других народов) и косаги (рабы). Ещё - номылус, наложницы уаздан из крестьянок, купленные за большой калым. Они жили в рабстве, как и их дети кавдасарды, но получали волю, когда умирал господин. Рабовладение на Кавказе запретили в 1867-м, сословия смешало переселение на плоскость, но остались мыггаг (фамилии) и арвадалта - родовые кланы до 9 колена с внешними браками, общей кровной местью и зиу - помощью всего клана одной семье. Многие обычаи ушли, но память родства - осталась: порой осетины съезжаются из городов и сёл в развалины аулов на родовые праздники, который та или иная семья делает из года в год. Земли арвадалт слагали горные общества с общим судом-тархоном, и лишь часть из них возглавляли князья. На всех уровнях осетин объединял ныхас - место сбора и сам сбор от родового совета до горского вече. Ещё выше - субэтносы и исторические области:
Иристон на востоке (на карте №6 и 9 и север №1), ближе к Владикавказу - Осетия по-умолчанию, её самая древняя и влиятельная часть, где землёй, как в древней Алании, владели алдары. Осетины жили здесь до её становления, потеснив некий (вероятно, нахский) народ аргов, оставшийся в фольклоре как объект насмешек. Включала Тагаурское, Куртатинское и Алагирское общества.
Дигория - на северо-западе (№4-3) по реке Урух (Ираф). У дигорцев столь особый диалект, что в 1920-х они числились отдельным народом, а ныне слывут торгашами и хитрецами. Там правили 3 три клана, и фамилия сильнейшего из них бадилята превратилась в название землевладельцев. Делилась на 4 части: Тапан-Дигора и Стур-Дигора, оставшийся вольным Доннифарс и заселённый пришлыми Уаллагком.
Двалетия - вся Южная Осетия и "выемка" восточнее неё. Туальцы, или двалы - не пришельцы из степи, а аланизированные горцы, чьи предки, по разным версиям - нахи, сваны или даже черкесы (царцата), - в фольклоре слывут героями. Землевладельцы тут были просто стур-мыггаг ("сильные фамилии"). В России (на карте №1) - лишь Туальское общество в сердце гор, но из него был Коста Хетагуров. Вернее, Хетагкаты - на родном языке осетинские имена имеют иной суффикс.
3
Северная Осетия - степная: в ней сухой воздух, необозримая даль, а лес - лишь на одноимённом хребте у начала Кавказа. Совсем иная Южная Осетия - зелёная и влажная по ту сторону гор. Хотя формально она - независимое государство (провозглашённое в 1992 году, а признанное Россией и ещё несколькими странами в 2008), по масштабу это даже не республика, а район: 3,9 тыс. км² и 56 тыс. жит... Впрочем, 30-40 тыс. из них вмещает стольная Чреба (она же Цхинвал), и если формально тут живёт 13 чел/км² (уровень Приморья или Оренбуржья), то по факту - абсолютно сибирская глушь, где для туристов проблема - медведи.
4
89% её жителей - осетины-туальцы Урс-Туальского, Дзаусского и Кударского общества. Самое крупное - второе, но более известно третье: с депортацией ингушей кударцы заселили Тарскую котловину близ Владикавказа, где так называют теперь всех южан. И - смотрят на них как на истинных горцев, диковатых и неотёсанных, но душевных и честных. Да и военная знать, что всегда при оружии, на месте - лишь называется теперь силовики. Русских в Южной Осетии 1% жителей (но то - без военных, коих много), а 8% - грузины. В её низовьях (на карте №11-14) - типично картлийский пейзаж с коническими куполами церквей. Грузия - прямо под обрывами, и как на ладони Батумский автобан и Гори под Триалетским хребтом. По его ущельям с 19 века и до распада СССР тоже стояли осетинские сёла:
5
В двух Осетия свои диалекты (на севере - больше русизмов, на юге - грузинских слов) и даже имена (на севере больше эпических вроде Сослана, мусульманских вроде Фатимы и русских, на юге - больше европейских вроде Людвига или Эльзы). А восточнее есть и третий сегмент - угол Двалетии в собственно Грузии, откуда осетины давно спустились во Владикавказ: с разных сторон Крестового перевала самое высокогорное Трусовское и самое маленькое Кудское общества у истоков Терека и Арагвы.
6
Вне Алании осетины живут единично. Исключения - крепкие старые общины столиц да несколько сёл, основанных в 19 веке в соседних республиках. Например, Село им. Хетагурова (который тут провёл детство)
под аланским храмом на горе Шоан в Карачаево-Черкесии:
7
Как и всюду на Кавказе, люди живут в Осетии с глубин каменного века. 3-5 тыс. лет назад сюда заходили с юга куро-араксинская культура (фундамент всех народов Закавказья в дальней ойкумене Месопотамии), а с севера -
майкопская, чьи носители сделали из месопотамского гончарного круга колесо и разъехались на нём по планете.
8
Их сменила северокавказская культура столь суровых кочевников, что почти не оставила культурного слоя - лишь курганы тут и там. Они не знали гончарного круга, но мастерски работали с бронзой:
8а
Ну а 2,5-3,5 тыс. лет назад на Кавказе воцарилась кобанская культура:
9
К ней возводят родословную народы от Карачая до Дагестана, да и идол в музее Владикавказа - типичный кавказец, честно говоря. Но от языка кобанцев не известно ни слова, а генетически они хоть родственны многим народам Кавказа, но до прямой преемственности - никому.
9а
Они ставили над речными обрывами крупные сёла, где теснились турлучные дома. Растили пшеницу, ячмень и просо, гоняли овец на горные пастбища, держали коров и свиней... и коней с богатой сбруей. Мир кобанцев запечатлён на металлическом ремне из музея в Цхинвале:
10
И пусть не удивляет тонкость работы: из местных руд кобанцы делали лучшую на Кавказе бронзу, а из неё - надёжное оружие и прекрасные украшения... в которых сложно не увидеть скифский стиль:
11
Вернее, скифы - лишь часть, что контактировала с эллинами, гигантской общности Турана, в авестийской диалектике противоположной оседлому Ирану. От Балкан до Ордоса кочевали индоарийские племена, частью осевшие в оазисах
Хорезма, Бактрии, Согдианы - и её последний осколок,
горцы ягноби, ныне ближайшая родня осетин: отличия их языков - как между русским и сербским. Чуть дальше, как русский с литовский - языки
памирцев и пуштунов, а всё вместе - иранская группа, куда входят курдский, талышский или фарси. И все они - гораздо ближе к русскому, чем языки остального Кавказа.
12
Соседями скифов за Доном с 5-6 веков были сарматы, менее эллинизированные и более молодые. В Предкавказье жили их племена сираки и аорсы, и вот последние где-то с 1 веке н. э. в римских, армянских, персидских и даже китайских хрониках появляются уже как аланы и асы. Да, те самые, Роды Асов Страны Асов - она по-грузински и будет Осетия. Себя осетины называют иронцы, или вернее (то - словоформа) - иры, что (как и Иран!) значит - арии. Словом - последний осколок кочевников, что дали начало бесчисленным индоевропейским народам, а сами не нашли приют. И если скифы с их конными лучниками были у истоков бесконтактной войны, то ноу-хау сарматов стала тяжёлая конница, удар которой было не остановить. Её унаследовали и аланы, от чьих набегов Иран строил стены у Каспия. Закавказские цари до ужаса боялись алан, но охотно с ними роднились - так, женой крестителя армян Тиридата III была Асхен, дочь аланского вождя Асхадара. Аланы же молились своим Семи Богам, записанных ещё Геродотом: Папай (бог Неба), Апи (богиня Земли), Табити (очага и огня), Гойтосир (ветра), Артимпаса (плодородия), Фагимасада (воды), заступник народа Геракл и (у этих двух скифские имена забыты) бог войны Арес, чьим идолом был акинак, воткнутый в землю. На витрине музея - деформированный от рождения череп шамана:
13
Переломным для аланов стал 5-й век: если с юга у них была стена Кавказа, то с севера не нашлось преград для гуннов. По итогам войны часть аланов ушли с ними на запад, где вскоре били готов, служили чахнущему Риму и грабили его в 455 году вместе с вандалами. В 439 на берегах Испании и Туниса возникло даже Королевство Вандалов и Аланов со столицей в возрождённом Карфагене, в 534 покорённое Византией.
14
Но более ярким следом, чем присутствие алан, стало то, чему они научили евроварваров после гибели Рима. Так, есть гипотеза, что Один, Тор, Бальдер и прочие асы - аланские вожди, пересекшие Балтику: Асгард ищут порой то
на Азове (выходит - Асском море), то
в Азербайджане. В Италии историк Франко Кардини возводит к аланам рыцарство с его кодексом чести и культом коня. И разве что имя А́лан всё же кельтское...
14а
Тех, кто остался в степи, гунны рассекли надвое. Вдоль Дона и Донца до широты Воронежа остались аланские пахари салтово-маяцкой культуры. К горам же, потеснив аргов, ушли самые гордые племена, чьи вожди с лёгкой руки гуннов стали называться багатары. На новом месте, в полуоседлой жизни, их дополнили землевладельцы алдары, ну а там и до государства рукой подать. С середины 6 века в Византии известен алан Саросий, причём имя то или титул (сар-и-ос - царь асов) - единого мнения нет. Точками конденсации стали перевалы - пути набегов, ворота торговли и рубежи обороны. Особенно - Дарьяльский проход в верховья Терека и Санчарский в верховьях Зеленчука и Урупа: под каждым возник союз племён, которые мечтали приручить могучая Византия и таинственная Хазария, через еврейских купцов-раданитов державшая Шёлковый путь. Третьей силой в 7 веке стал Арабский халифат, и хотя аланская конница в 30 тысяч мечей считалась лучшей в мире, от арабского натиска ей не хватало тылов. В 8 веке между Лабой и Сунжей сплотилось Аланское царство, которым правил (в разных версиях) кэркэндадж, кундаджик, падцах, а скорее - просто главный из багатаров.
15а
Поначалу - вассал Хазарии, но уже в 9-10 веках, когда Грузия и Армения сбросили власть арабов, в его чертогах зазвучала греческая речь. Первыми тут проповедовали армянин Григорий Просветитель в 3 веке и ссыльный Максим Исповедник в 7-м, а всерьёз за дело взялся в 10 веке патриарх Николай Мистик. С опорой на Абхазское царство, где были порт и кафедра епископа, он отправил к аланам несколько миссий во главе с монахами Евфимием (он же крестил царя болгар) и Петром, и вот в 916 году правитель Атан крестился, а к концу столетия появилась и Аланская епархия, забытая лишь к 16 веку. В 968 году пала Хазария, и Византия осталась единственным старшим союзником для стран за Понтом. Греки подчиняли Аланию экономически, но подчёркивали её независимость, даже придумав для правителя титул - экскусиократор, то есть властодержец.
15
Держал он ключевые перевалы Шёлкового пути и плодородную степь Предкавказья, где чернозёма было больше, чем людей, готовых его пахать. С гор сошли крещёные вайнахи, а из-за Каспия явились половцы - кочевники-кипчаки, на вольных пастбищах ставшие стражами границы. С Грузией аланы роднились - в том числе браком Давида-Сослана и царицы Тамары. С Русью же Алания шла параллельным курсом, достигнув расцвета в середине того же 11 века при Дургулеле Великом. Но с сильной армией и избытком ресурсов Алания оставалась удивительно примитивной: единственным госорганом была власть багатаров и алдаров на своей земле, а христианство элиты и купечества легло тонким слоем на языческий народ. Не было там и письменной культуры, и теперь не узнать, под каким из 130 городищ скрывается стольный Магас - Город Солнца. Больше всего похож
Нижний Архыз в Карачаево-Черкесии - Алания охватывала 2/3 Кавказа. И осталась для его народов золотым веком: видано ли тут такое - 200 лет мира!
15б
Но за те 2 века багатары заплыли жирком, алдары сделались царьками, экскусиократоры забывались в охоте и пирах. С 12 века городища начали пустеть, а там и пришли монголы... Алания стала провинцией Золотой Орды с центром в Джулате, и хотя аланы ещё цеплялись за чернозём, жить внизу делалось всё опаснее. В 1293-1306 годах Ос-Багатар пытался взять новые земли в Грузии и занял Гори, но там же сгинул. Добил Аланию в 1395 году Тамерлан за поддержку его врага Тохтамыша, а если точнее - просто втоптал в грязь. Она забылась на века, лишь в нартских сагах злодеи и чудища чуяли порой аллон-биллон - аналог русского духа в наших сказках... Многие ушли с половцами в Венгрию, где до сих пор есть
край Ясшаг и народ ясов (100-200 тыс. чел.), чьи предки до 17-18 веков говорили на диалекте осетинского. На Кавказе выжившие укрылись за узкими теснинами в глухих ущельях, вперемешку аланы и половцы: от Эльбруса до Казбека соседи могли верить в разных богов и говорить на разных языках. Степь пустовала недолго, в 15-16 веках став
Кабардой - черкесской колонией вдали от родного Причерноморья, и в ущельях над ней взяли верх ислам и тюркское начало -
так появились балкарцы. А вот лежавшая восточнее Малая Кабарда, княжества Тлостан и Джяляхстан выбывших из междоусобиц династий, влиянием на горцев не смогла превзойти Грузию: там, где аланское начало взяло верх, остались осетины. Вот их вещи из средневековых склепов:
16
Жизнь в горах - это и горский образ жизни с его куначеством, аталычеством и кровной местью - и теперь остаётся лишь спорить в интернетах, что аланы сюда привнесли, а что переняли.
16а
Осетинские кау (аулы) отличались лишь видом участков - более свободных и отделённых заборами до 3 метров высотой... так же были устроены и города Алании.
17а
Над ними стояли масыг - башни до 20 метров и 7 этажей высотой в форме усечённых пирамид с плоской крышей, по сравнению
с башнями вайнахов более грузные и широкие (4-8 метров). У них грубее кладка, бойницы вместо окон, каменные перекрытия этажей (где хранились припасы на несколько дней обороны), но тоже вход на втором этаже, над хлевом и ямой косагов.
17
Галуан - не просто башня у дома, а замок на неприступной горе:
18
Наскальные замки, по сути укреплённые пещеры, охраняли теснины и перевалы:
19
Ганах - полубоевая башня, большой и неприступный дом с хлевом и кладовками на нижних этажах:
20
Простой дом назывался хадзар - по главной, а то и единственной комнате с рядом опор цаджындз. Под ними теплилась кьона - неугасимый (как в храмах зороастризма) очаг, над которым в музеях стабильно забывают повесить дымарь в форме колокола. Но так лучше видна сафа - священная надочажная цепь, на которой горцы (и не только в Осетии) давали клятвы, прощали кровников, отпускали рабов...
21
Кьона разделяла женскую и мужскую половины, но лишь на второй стояла деревянная резная мебель, включая круглый 3-ногий столик фынг. Женщины трудились не покладая рук и на ночь стелили циновки, мужчины же... "вдруг война, а я уставший" - в горах не сарказм.
22
В домах покрупнее хадзар был гостиной, его дополняли уат (комнатки родителей и сыновей с жёнами) и кунацкая - гостевая комната с отдельным входом, открытая всем. Выйдя на плоскость, осетины строили хаты с тем же планом, но просторнее:
23
Если горные кау вмещали 10-15 дворов, то сёла на плоскости - сотни. В ХХ веке дерево и турлук сменил кирпич, но пейзаж длинных домов вдоль прямых улиц узнаётся:
24
В отличие от соседей по Кавказу, осетины явно опираются на старое русское зодчество:
25
Вид комнат оставался суров - кроме резьбы и реже войлочных ковров, тут не было традиции украшения дома.
26
Пейзаж голых стен оживляла утварь - от пивных чаш с кадра выше до переносной колыбели:
27
Не хуже дерева осетины обрабатывали металл... обратите внимание на светильник очень скифского вида:
27а
Среди изделий кузнеца же впечатляет обилие
орудий пахаря: главным богатством осетин, как всех горцев, был скот (особенно коровы), но многие общины обеспечивали себя зерном - в основном ячменём и пшеницей. В правом нижнем углу - дзывыр, лёгкий горный плуг для обработки тонкой, часто нанесённой почвы:
28
А вот мощный деревянный гутон под 2-3 волов. На плоскости осетины освоили овёс и просо, а кукурузу уважительно прозвали нарт-хор (богатырь-хлеб) - на прошлом рубеже веков она господствовала в полях предгорий. Однако и местная красная пшеница с её твёрдыми круглыми зёрнами славилась далеко.
29
В дорусскую эпоху не обходилось без набегов, для осетин бывших скорее удалью уазданов, чем залогом хозяйства. Кинжалы в музее Владикавказа куда больше похожи на изысканный аксессуар:
30
Мужские одежды - с 18-19 веков панкавказские бешмет (куырат), бурка и башлык, папаха (уэлдзарм худ), шаровары, ноговицы и под ними бельё. Осетинская деталь - рон, необычайно тонкий пояс:
31
Ещё - цвета: осетины реже носили зелёное, и чаще - красное и чёрное. И, конечно, узоры: аланские кресты, скифские олени, арийские свастики отличали их от любых соседей.
32
Теперь национальный костюм надевают разве что на свадьбу - на двух праздниках (родовом и религиозном), где был я, его не носил никто.
33
Самым живучим и самым специфичным предметом одежды оказалась нымат-худ - войлочная шляпа. Такие тут носят даже в быту:
34
Куда лучше сохранилась кухня:
35
Осетинские пироги (как и сойе-фых - лепёшки без начинки) - и правда осетинские. На кадре выше - фыччин, который только в Осетии делают по всем правилам: "плошка" из плотного и "крышка" из тонкого теста, а между мясо и бульон, в котором размякает низ. Рядом соусы - аджика и гораздо более острый цахтон из сметаны и листьев перца. Ещё есть сырные уалибах, цахарджин (со свекольной ботвой, на мой вгляд самый интересный), давонджин (с черемшой, поэтому - только весенний). Остальные, - кабускаджин (капуста), картофджин (картошка), кадурджин (фасоль), насджин (тыква), балджин (вишня), - новодел, и многие осетины их не признают. Хотя бы потому, что такие не принесёшь на ныхас: круглый и жёлтый, как Солнце, пирог - ритуальная сущность. Вернее, 3 пирога, или 5, или 7: чётное число берут только на похороны, а продавщицы дадут неразумным туристам к 2 или 4 пирогам хотя бы кусок хлеба.
36
Ещё в ходу лывжа (вроде говяжей шурпы) и дзыкка - тягучая каша из сыра, муки и сметаны в топлёном масле, которая, остыв, становится запеканкой. Готовят дзыкку только женщины, причём молча - считается, что разговоры ей вредят. Теоретически, есть ещё, например, супы кадур (из фасоли), толон (сливочный с курицей), туйра (баранья лывжа) и дргуие блюда, но я не видел их даже в ресторанах. А вот чем Осетия, особенно Южная, богата - это сыр, и именно отсюда родом сылыджын, нам более известный в мегрельском варианте сулугуни.
36а
Не обремённая шариатом земля богата и напитками: по восходящей алутон (похож на странную несладкую колу), баганы (пиво) и желтоватая зерновая (в идеале - ячменная) арака - с 25º она пьётся куда легче водки... но куда хлеще даёт по шарам. Атрибут осетинских музеев - гигантские пивные котлы для праздников:
37
А какой праздник без музыки? В основном её создавал фандыр: дала- (щипковый), киси- (типа скрипки) и двухдековый кырнаг-фандыр (типа виоланчели):
38а
Реже увидишь в музеях уадындз (свирель), казын (флейту), фидиуаг (рог), лалым (типа волынки), карцганаг (трещотки), гумсаг (барабан). А вот внизу дыуадастанон - 12-струнная арфа:
38
Осетинский кафт (танец) ярок и разнообразен - хонга (плавный парный), датагуй (вприсядку), гогызы (шутливый), зилга (круговой), но в первую очередь - массовый праздничный симд. Иногда - двухэтажный, а в старину плясали даже в 3 этажа! Увы, минус этих танцев - они очень сложны и в наше дни чаще бывают на сцене.
38б
...как без башен, Кавказ немыслим без мавзолеев (дзаппадз), одинаковых от Балкарии до Чечни. Древних аланов хоронили в подземных гробницах вроде тех, что под курганами скифов; в эпоху Алании врезали в склон полуподземные плосковерхие склепы, и лишь с 14-15 веков в горах появились мавзолеи в виде островерхих домиков или башенок. Они корелируют с Аланией, но мавзолеи-здания - возможно, привнесены половцами: кочевой тюрок в смерти обретает дом. Внутри - каменные полки, куда клали усопших: такой обычай явно восходит к древней религии ариев, в других местах ставшей зороастризмом.
39
С 18-19 веков на могилах ставили цырты - стелы (иногда нескольким людям) в каменных рамках:
40
Цыртдзаваны же - в память не людей, а событий, важных для всей общины:
41
Стоят по горам и часовни - маленькие и простые, но порой очень старые (как Зругский храм 11-12 веков, построенный армянами или грузинами). Самая яркая грань Осетии - религия:
42
Как и весь Северный Кавказ, Россия нашла Осетию землёй свободы веры, на которую наступал ислам. В 1744-м туда отправилась Осетинская духовная комиссия из московских грузин во главе с архимандритом Пахомием (Церетели). Их экспедиции вернули в христиаство сотни уазданов, а ответом стало в 1749-52 годах посольство Зураба Магкаева, дошедшее до Петербурга проситься в состав России. Многие горцы пошли служить в Моздок, где в 1762 открылась первая осетинская школа. Но тот порыв выдохся, а сменившая комиссию в 1793-99 Моздокско-Маджарская епархия была упразднена от малолюдья и регулярных грабежей. Переломить ситуацию смогла лишь новая Осетинская духовная комиссия (1816-60), сделавшая ставку на подготовку священников-осетин, а те, в свою очередь, вжились в роль просветителей.
Во Владикавказе появилась Осетинская церковь Рождества Богородицы, а в 1912 году в ней прошла и первая служба на осетинском:
43
Теперь осетины - вполне православный народ... но с заметным стремлением обособиться и от русских, и от грузин. В том числе -
архитектурой новых храмов:
44
Ислам сюда принесла Золотая Орда, причём - опосредованно: святыней осетин стали руины Джулата. Продолжила дело Кабарда, и к России в 1774 году осетины присоединились скорее мусульманским народом. Но кабардинцы, в отличие от турок, чьё влияние было слабо, не умели взращивать фанатиков. Преобладал в Осетии народный ислам с обилием мистики вроде гадания на Коране, а под Россией оказалось, что можно и на Библии гадать. Идейные определились в 1830 году со стороной Кавказской войны, но их мятеж жестоко подавил генерал Иван Абхазов. С 1850-х многие ушли в мухаджиры, как называли в Османской империи религиозных беженцев, но то не было катастрофой, как у черкесов: обычная в общем эмиграция группами по несколько сотен человек, немалая часть которых возвращалась. Ныне
в Турции, в основном в городах (чисто осетинские всего 2 села в иле Йозгат) живёт от 20 до 40 тыс. осетин около 100 фамилий (переведённых на турецкий: Дзасоховы стали Кылыдж, Золаевы - Айдован и т.д.). В России доля осетин-мусульман к началу ХХ века снизилась до 1/3, а ныне и вовсе 15% - при Советах погибло почти всё духовенство, а в Перестройку на волне конфликта с ингушами многие потомки мусульман не вернулись к вере предков.
45
Но колокол звонил или азан звучал, а осетин узнавал мир из нартских былин, носил 3 пирога Уастырджи и жил по этическому кодексу Агъдау. На кухне где-нибудь в Шалдоне или Молоканке доцент СОГУ Сослан и инженер "Электроцинка" Бетроз спорили до хрипоты, можно ли считать это религией. В 1980-х у осетинской интеллигенции вошёл в обиход термин эцэг-дин (Истинная вера), который поднял Стыр-Ныхас (Великий Совет) - созданная в 1993 году организация осетинских националистов. Абсолютно, кстати, пророссийских - их волновала ирредента с Южной Осетией, защита земли от ингушей и грузин и морали от непотребства. Последней, на грани абсурда, Стыр-Ныхас и известен ныне, но тогда - консолидировал интеллигенцию. Они же вытащили из тьмы веков Аланию, в 1995 году официально включённую в название республики. Возникали религиозные организации, издавались книги, выражались идеи... С 2010 осетинская религия существует официально и называется уацдин (то же, но с другим оттенком - скорее "вера в истину"), а в обиходе - ирон-дин, ас-дин или просто ассианство. Важно: НЕ язычество: это слово адепты традиционных вер нигде не любят, но тут - на уровне оскорбления. В 2007 году Слава Джанаев в трактате "Три слезы Бога" создал одноимённый символ ассианства:
46а
В его основе - пантеизм: Вселенная - тело Хуацао, всемогущего непознаваемого Бога в Эцэг-Дуне (Исинном мире). Его силы-посредники (дауджита) принимают вид бардуагов - божеств. Особо чтима Семибожица, лишь их вторые имена теперь не эллинские, а христианские (хотя в последние годы активисты ассианства это весьма резко отрицают): заступник людей Уастырджы (Георгий Победоносец), громовержец Уацилла (Илья Пророк), царь зверей Уастутыр (Фёдор Тирон), покровитель скота Фалвара (Флор и Лавр), хранитель плодородия Мыкалгабырта (Михаил и Гавриил), бог воды Донбетыр (Апостол Пётр) и кузнец Курдалагон без аналогий. Их проявления в нашем иллюзорном мире (Манг-Дуне) - жады, вызывающие минжвар (укрепление уац - истинного порядка), а в людях - уалимоны, высшие состояния ума, просветление. Бесов и ада в ассианстве нет, но есть уаиги - злые силы, ломающие порядок и пробуждающие далимоны - по-нашему, "низкие вибрации" ума. Человек - "микрокосм в космосе" с полной свободой воли, а его душа уд - фрактал божетсвенной сущности мон. Но надо слышать, как гордо осетины говорят: "мы - единственный народ, который перед своими богами не встаёт на колени". Этика ассианства очень кавказская, и даже вместо греха и добродетели тут стыд и честь. Из зримых табу я заметил только крайне резкое отношение к шортам (стыд!), а пищевые ограничения касаются лишь богослужений - примерно за неделю нельзя есть свинину и птицу:
46б
По всей Осетии бесчисленны кувандоны и дзуары, то есть святые места и постройки на них. Вида любого: часовни (когда-то, может, христианские), рощи, пещеры, статуи. Заметьте, что в Семибожице нет женских бардуагов - вот и на дзуары вход только для мужчин.
47
Духовенства в ассианстве нет - только дзуарлаги. Когда-то - жрецы, но теперь - лишь хранители святилищ:
48
На дзуары приносят мысайнаг - подношения, завёрнутые в белую ткань. Свечи жечь запрещается, но я не раз видел нарушения этого табу:
49
Главные дзуары - те самые 3 слезы Хуацао, пролитые по герою Бетрозу, что бился за правду с другими богами.
Это Реком в Цейском ущелье:
50
Мыкалгабырта над Транскамом:
51
И Таранжелоз в Южной Осетии, её самом глухом селе Ерман:
52
А Уастырджи - заступник не только всех людей, но и аланского народа. Его главный кувандон - роща Хетага под Алагиром, но статуи и картины на дзуарах - что-то вроде икон:
53
Городской аналог дзуаров - хадзары, такие вот залы собраний, с 1970-х строившиеся во дворах. Под ними нет кувандона, но народ с квартала собирается на ныхас и на кувд:
54
То есть - на ритуальное мужское застолье у фынга или длинных столов с тремя пирогами, отварным мясом жертвенного быка или барана (3, 5 или 7 рёбер с правой стороны), аракой и алутоном. Ну а молитвами служат длинные витиеватые тосты, в конце которых осетины восклицают "Амен Хуацао!".
55
Простые осетины говорили, что ходят и на дзуар, и в церковь. Причём иногда - сами священники, которые уж по крайней мере ассиан не осуждают и анафемой не грозят. В СМИ всё иначе - активисты регулярно обмениваются нападками с епархией и муфтиятом. Как бы то ни было, ассианство как религия состоялось, увлекло молодёжь и наступает:
56
Глядя на Кавказ, легко подумать, что мусульманский он со времён Пророка. Осетия напоминает, что большую часть своей истории это был край священных рощ и пышных застолий, и в этой исконности - её красота. Инаковость Осетии не заметна беглым взглядом, но - глубока. Родной язык тут в ходу, даже и эстраде. На Юге он основной, а вот вывесок больше на Севере. России осетины дали много ярких имён, не выставляя на показ национальность - как Валерий Гергиев и Гайто Газданов:
57
Развенчание культа личности Сталина этот край обошло стороной. Обе Осетии полны памятников ему, а интернет - аргументами от анализов ДНК
до строчки Мандельштама, что на самом деле он и вовсе не Иосиф Джугашвили, а Сослан Дзугаев и даже псевдоним его восходит к стальной коже нарта.
58
Портреты Сталина порой висят и в домах:
58а
Советская власть не ломала осетин так, как карачаевцев или вайнахов, и даже репрессии имели тут меньший масштаб. Распад СССР обернулся для самого обособленного народа Кавказа двумя конфликтами, и ингушский продолжился в 2004 самым подлым и чудовищным терактом в истории, а грузинский - в 2008 первой войной из цикла "за жизнь как Европе". 1990-2000-е в Осетии были эпохой водочного бума, начатого грузинскими ворами-в-законе на турецком, а позже украинском спирту. Многие тогда богатели на шальных деньгах, но десятки жизней ежегодно уносили криминальные войны и сотни - отравления палёнкой, расходившейся по стране. В общем, после таких уаюг и далимонов совсем не мудрены симпатии к Союзу и Вождю.
58б
Осетины - абсолютно пророссийский народ. И нет, не покорный, - так, в трагедии
Беслана тут многие винят силовиков (вплоть до "нас уничтожали по приказу"), а в 2020-м Осетия бурлила беспорядками против ковидных мер, - но в этом нет и намёков на сепаратизм. Власть может и плохая, но страна - своя: тут это понимание крепче, чем у иных русских. И даже в Великую Отечественную осетины воевали храбрее всех - официально: среди них Героем Советского Союза стал 1 человек из 11088, тогда как у русских - 1 из 12204.
59.
Не буду оригинален - мне нравится осетинский характер. Мужчины тут спокойны, отзывчивы, почтительны к женщинам, гостям и старикам. Женщины не очень идут на контакт, но держатся вольно и достойно. Многие кажутся совсем не по-кавказски простыми и житейскими. Когда в горах у нас сдулось колесо, двое на встречной машине не только остановились и всё поправили, но ещё и ухитрились не вызвать во мне стыд. К ошибкам, наоборот, осетины нетерпимы: легче всего заставить их вспылить - это неподобающе повести себя в храме, какой бы он ни был веры... ну или написать в блоге пост с ошибками. Воюют осетины без показной жестокости, но врага уничтожают в прах. Нет, конечно же здесь тоже водятся бандиты, жирные чинуши, гопники и истерично-агрессивные интернет-активисты. По сравнению с мусульманскими республиками больше разрухи. Но сплошь идеальным не бывает ни один народ, а осетины - не только знают, что такое честь, но и умеют быть, а не казаться.
А на заглавном кадре - Скифский Акинак, один из расставленных по горам в 2020 году мастерской "Мах-Конд"
символов Осетии.
60
Обзор поездки и оглавление.