"Надену я белую шляпу, уеду я в город Анапу...", "Замечательный мужЫк, бабу вывез в ГенелджЫк!", "Тёмные ночи в городе Сочи" - курортная слава побережья Краснодарского края однозначна, и даже горы с водопадами, кажется, насыпаны гидами и таксистами в межсезонья. Однако машиной для отдыха этот угол был далеко не всегда, и
открыв его для себя всего-то в прошлом году, сегодня я расскажу о то сюрреалистическом, то мрачном прошлом - пляжи да кафешки не располагают вспоминать про войны, эпидемии, работорговлю, политтехнологии и геноцид...
"А ты стоишь на берегу в синем платье, и краше ничего не могу пожелать я..."
-Ярослав, сядь ровно! Ярослав, сядь, я сказала! Сядь, б..., на тебя люди смотрят!
-Горячая кукуруза, покупаем! По 150 рублей, берём!
-Девушка! За буйки не заплываем!
-Малой, отстань со своим мороженым. Мы ссать хотим!
-Морские экскурсии, морские экскурсии! Увидете яхту Медведева! И дельфинов! Недорого!
"И шашлычок под коньячок - вкусно ооочень!"
-Электропоезд №6009 до станции Аэропорт Сочи прибывает на вторую платформу.
-Молодой человек! Немедленно покиньте волнорез!
-А вот представь - придёшь такой на пляж, а там станки, станки...
-Уберите собаку!
-Ярослав, хорош выть! Я не знаю, где ты спайдермена потерял!
* шум поезда *
-Так, я не поял, а ты тут с камерой чего? Детей фотографировать любишь?!
2
Думаю, всем знакома эта атмосфера постсоветского пляжа, к которой стоит добавить колючую гальку и мутную воду - то ли от стоков, с которыми не справляется в переполненном городе канализация, то ли просто от обилия палькающихся тел. Как дикий курорт Черноморское побережье Кавказа проигрывает Крыму с его духом вечной молодости или Абхазии с её выпадением из географии и времени. Как цивильныйй курорт - наверное, всё же доросло до зарубежных аналогов по инфраструктуре, но атмосфера здешняя скорей расшатывает нервы, чем успокаивает их.
3
Единственный в общем способ полюбить ЧПК - это приехать в несезон, особенно в мае, когда всё надраено до блеска в ожидании курортных толп, но вода пока чиста, а напротив пляжей, где через месяц будут штабеля людей, качаются на волнах лебеди. Купаться в мае откровенно холодно, но морской воздух и ароматы южных садов уже ласкают лёгкие, а к красотам и древностям свободны пути.
4
Черноморское побережье Кавказа лежит на пару градусов ближе к экватору, чем к полюсу, на широте Лазурного берега Франции или хорватской Адриатики. От устья Кубани до пограничной реки Псоу оно тянется на 270 километров, и этого достаточно, чтобы в Сочи в сентябре вода была существенно теплее, чем в Крыму. Предбанник ЧПК, его связующее звено с Крымом и Азовом - Таманский полуостров с его мелким пахучим морем и травянистыми степями, над которыми стоят купола
грязевых вулканов. Природой и атмосферой он похожее скорее на Крым, зато исторически - связан с ЧПК неразрывно: в его степях жили те же народы, а Тамань
в своих ипостасях античной Гермонассы, византийской Таматархи, русской Тмутаракани, генуэзской Матреги была для них главным окном во внешний мир.
5
Чуть дальше Кубань, крупная река по меркам юга, ухитрялась раньше впадать в два моря сразу - пока черноморское устье не засыпали казаки. Без наносов её дельты Таманский полуостров скорее представлял бы собой архипелаг. Наносит Кубань мелкий нежный песочек, которому Анапа, в былые века грозная турецкая крепость, ныне обязана славой детской здравницы всея Руси.
6
Но прямо в черте города песок сменяет галька, а у окраины стоит знак "Начало Кавказских гор". Их первый небольшой хребет Абрау своей геологией и растительностью больше похож на филиал Крыма, где даже
делают лучшее российское вино.
7
На другом конце хребта стоит Новороссийск - огромный (270 тыс. жителей) и самый нетипичный город этого побережья. Главный порт России, индустриальный гигант под облаками цементной пыли, город-герой Великой Отечественной, поднятый после неё из щебня и праха, своей некурортностью Новороссийск даже гордится. Тем более от курортников город хранит бора (для своих - просто норд-ост), поднимающую в Цемесской бухте высокие волны и в одночасье роняющая температуру на 15-20 градусов.
8
Туристам, однако, Новороссийск незаменим как перевалка - следующие 120 километров вдоль побережья нет железных дорог. Главный курорт здесь - Геленджик, который между гречнево-молочной Анапой и шашлычно-коньячным Сочи можно назвать золотой серединой. Строятся, впрочем, все три города со страшной скоростью, но то немудрено - думаю, у каждого читающего эти строки кто-нибудь знакомый да переехал в Краснодарский край.
9
За Новороссийском начинаются субтропики, пока - сухие, как в Средиземноморье. Их "визитка" - пицундские сосны, которые логичнее было бы назвать геленджикскими или джанхотскими. Они часто растут на отвесных обрывах, оставляющих место для посёлков лишь в долинах рек - внизу даже палатку не поставить из-за камнепадов и штормов. Плюс этой части побережья - тут есть действительно укромные бухты, куда тайком ездят купаться сами жители курортных городков. Минус - ужасная логистика: единственная трасса, причём - узкая и неприятно извилистая, - проходит за 7-10 километров от моря и соответственно большинства курортов, а в транзитных автобусах обычно нет мест. Сюда стоит ехать за покоем - снять домик на недельку и не ходить из него дальше пляжа.
10
Центр этой части побережья - Архипо-Осиповка, небольшой и разгильдяйский, но чрезвычайно колоритный ПГТ, который можно назвать столицей музеев Черноморского побережья. К тому же - с трагической историей:
11
Ну а за Джубгой, где выходит к побережью кратчайшая дорога от Краснодара (до него около 100 километров) среди низкогорий не выделяется Главный Кавказский хребет. Однако - остаётся главным: в Закавказье наступают влажные субтропики, и леса на склонах гор делаются всё более кудрявыми, воздух - всё более сырым и душным, атмосфера - всё более чуждой.
12
Там, откуда вплоть до 19 века не было возврата, и сюрреализм природы встаёт в полный рост. Пласты горных пород Западного Кавказа часто стоят вертикально, а реки пробивают в них пугающе узкие теснины с каскадами небольших изящных водопадов и глубоких "ванн".
13
Здешние леса для Европы слишком большие и девственные (за что в 1999 году Западный Кавказ даже вошёл в ВКН ЮНЕСКО), а для России - слишком экзотические, с обилием ценных пород вроде грабов, буков, тисов или самшитов, ныне сожранных зловредной итальянской бабочкой с олимпийских строек. От Новороссийска до Очамчиры тянется такое Средиземноморье, которое видел Одиссей, И более того - его населяли почти те же народы...
14
Середина побережья - индустриально-портовый, но уютный и какой-то очень человечный Туапсе, где к морю вновь спускается железная дорога:
15
И тянется вдоль него, так что 9/10 пути до Сочи не всегда понятно, на поезде ты едешь или на судне. С 6 утра до полуночи, с интервалом от 15 минут до часа, после Олимпиады укомплектованная модными "Ласточками", от Туапсе до Олимпийского парка и Аэропорта Сочи линия работает почти как метро, не считая дальних поездов в десятки городов России. За окнами мелькают как курортные посёлки, так и пляжи, в том числе - дикие, даже нудистские. На всё это, начинаясь километрах в 20 от Туапсе, нанизан БОЛЬШОЙ СОЧИ, вытянутый на 80 километров до границы. Он располагает скорее к динамичному отдыху, когда спишь в одном месте, купаешься в другом, а обедаешь в третьем. Более того, в бешеном сочинском трафике, редком даже для России хамстве напонтованных водил, невыносимо сложных развязках и мёртвых пробках узких дорог электричка куда удобнее автомобиля.
16
В середине этого побережья стоит собственно Сочи - огромный (520 тыс. жителей), живой, лопающийся от денег и понтов, неимоверно колоритный город, где курорт - лишь одна грань. Летний вечер здесь не отличается от московского.
17
В обе стороны от него тянется целая гирлянда посёлков со звучными названиями вроде Дагомыс, Мацеста или Лоо. С севера её узел - уютное Лазаревское, с юга - рассеянная по лесистым склонам Хоста. За ней горы отступают от моря, открывая Имеретинскую низменность. Вот только гора Ачишхо над Хостой - самое влажное место России (в среднем 3200мм осадков в год), соседние горы суше ненамного, а как результат - тут веками лежала поганая комариная топь.
I
Теперь она застроена почти тотально. Большую её часть занимает АДлер, который лучше обходить стороной в СИЗОн. АвтоВАЗ по сравнению с ним - "Тесла" и "Бентли", сборная России по футболу - чемпионы десятилетия, а послы на Украине 2000-х - гении-политтехнологи: так компактно собрать всё худшее в курортном деле - это мастерство!
18
Наконец, замыкает побережье Сириус, после Олимпиады-2014 похожий на уголок будущего с окраины Шэньчжэня или Уханя. И огромные пространства тут пугают, но в олимпийских объектах и теперь кипит жизнь. С 2020 года это отдельный посёлок, первая и пока единственная в России "федеральная территория", правовой режим которой устанавливают напрямую из столицы.
19
А над всем этим висит Красная Поляна, в прошлом - последний рубеж горской обороны. Что-то приличное из неё сделать пытались полтора века, а смогли лишь в 2010-х - после Олимпиады тут модный горнолыжный курорт с десятками канаток.
20
Теперь - пройдёмся вдоль побережья по времени: как и положено субтропикам, благодатный край обжит давно. Если точнее - около 2 миллионов лет: примерно столько древнейшим палеолитическим стоянкам Тамани, а во многих пещерах Западного Кавказа успели наследить неандертальцы. К энеолиту местные жители исправно охотились в горах, рыбачили на реках и море и даже возделывали поля каменными мотыгами
особой местной конструкции.
21а. Музей истории города-курорта Сочи, - далее С
И вместе с тем побережье оставалось для Кавказа задворками. На южные склоны часто добирались рудознатцы и торговцы из Урука в низовьях Евфрата - на протяжении 3 тысяч лет (!) крупнейшего (50-80 тыс. жителей) города мира и кузницы технологий. С севера подходили кочевники-скотоводы, однажды поставившие месопотамский гончарный круг на ребро и разъехавшиеся на получившемся колесе по всей Евразии. В узле всех этих контактов 4-6 тыс. лет назад находилась майкопская культура (и её продолжение - новосвободненская), оставившая огромные курганы с гробницами из расписных каменных плит, которые иногда подпирали древнейшие в мире колонны (на фото).
21. музей
в Майкопе.
Вот в кадре "чашечный камень", в котором легко узнать карту звёздного неба. Скорее всего, майкоп был полиязычен, и в степь продолжился ямной культурой племён, которым предстояло стать индоевропейскими. В горах же, где колесо далеко не укатится, 4-5 тыс. лет назад расцвела дольменная культура:
22. Анапский археологический музей - далее А
Древнейшие рукотворные постройки России, дольмены Западного Кавказа - ровесники Египетских Пирамид: одни чуть старше самых старых, другие чуть моложе самых молодых. Более того, у моря дольмены просто лучше сохранились: осваивать этот угол Россия начала в те времена, когда памятники старины уже ценились больше, чем халявный стройматериал. Если в Адыгее из тысяч дольменов уцелели единицы, на побережье - хотя бы десятки. В 1990-х, слышал, их облюбовали анастасиевцы и прочий нью-эйдж, повадивший устраивать разные обряды (иногда - нагишом), но теперь это редкость - чинно-мещанская атмосфера здешних курортов как-то не располагает к нью-эйджу.
23
А дольмены - стоят: и не такое повидали. Явно произойдя от подкурганных гробниц (тем более в горах курганы сыпали не землёй, а галькой), дольмены не были мавзолеями. Общие у них размер (примерно с легковой автомобиль или чуть меньше), трапециевидный силуэт и фасад с отверстием. По факту же каждый дольмен уникален: одни украшены простейшими узорами, астральными картами, чередующимися участками отполированной и грубой поверхности; другие дополнены террасами (иногда слагающими "зиккураты"), кромлехами и "двориками" у фасадов; третьи подпёрты камнями и балками. Но всё же конструкция их сводится к нескольким типам. На кадре выше - самый распространенный плиточный дольмен, собранный из 6 огромных плит. Уцелели из них лишь самые простые и потому самые прочные, однако археологи опознавали в грудах камней даже многогранные шатровые дольмены. На кадре ниже - куда более сложный и от того куда более заурядный составной дольмен:
24
Ближе к Сочи встречаются полумонолиты, выбитые в скалах, но дополненные плитой фасада или крыши:
25
А в Волконке уцелел последний в своём роде дольмен-монолит, целиком выбитый в камне:
26
Ещё одним типом я бы назвал "дольмен для сборки", прекрасно узнающийся в груде рассыпавшихся плит:
27
А кроме того, во всех конструкция попадаются ложнопортальные дольмены с имитацией закрытой дыры на фасаде и входом с другой стороны:
28
В музеях (на местности, увы, всё давно растащили) ещё можно видеть "дольменные пробки" и то, что за ними хранилось: в "чёртовых хатках" (как называли их казаки) и испы-унэ ("домах испов", местных гномов, в нартских былинах живших на Кавказе до людей) тысячелетиями копились подношениям. Дольмены не были и храмами, скорее - хранилищами святынь и порталами в иные миры, чьих обитателей пытались задобрить.
28а. С
Впрочем, складыванием дольменов в те тысячелетия занималась вся Европа, с Азии же всё настойчивее веял ветер перемен. Около 3500 лет назад пала
Хаттуса - богатый и укреплённый по тем векам город в Малой Азии. Однако индоевропейские кочевники не уничтожили её, и даже напротив - сами назвались хеттами, доведя заодно местную производственную базу до первой в мире чёрной металлургии. Позже хетты овладели письменностью, а в ней запечатлели бесписьменный хаттский язык, оказавшийся в дальнем, но явном родстве с абхазо-адыгейским языками. Другие индоевропейцы эллины планомерно, как японцы у айнов, отвоёвывали эгейские берега у пеласгов, ещё успевших выступить союзниками Трои. Сведения о них столь противоречивы, что это вряд ли был единый народ (примерно как "татары" у монголов), но недобитых пеласгов греки с удивлением нашли опять же на востоке Понта. Иными словами, в дебрях Черноморского Кавказа нашли последние убежище древнейшие народы Малой Азии, и кровь дольменостроителей так и текла в жилах тех, кто в 19 веке сёк шашкой русского солдата где-нибудь в устье Паукпсе. Край Ойкумены, порог Гипербореи, Страна Восходящего Солнца, обитель хтони и архаики - такими виделись эти места из Милета и Афин. Именно здесь, согласно античным мифам, 30 тысяч лет терпел налёты орла бессмертный, но восприимчивый к боли титан Прометей, в не столь давние века освобождённый Гераклом. Прометей - символичен: на заре человечества индоевропейцы были слабее окрестных народов и потому ушли от них в степь. Но какие их идеи и нюансы мировоззрения намертво пропечатались в индоевропейском культурном коде?
29
Эллины знали несколько народов побережья. С юга его подпирали колхи - картвельские племена, приходившие волнами через несколько веков откуда-то с Ближнего Востока, но уже 3600 лет назад отлично владевшие бронзовой металлургией. Те колхи были, скорее, предками сванов, а вот явившиеся около 3300 лет предки мегрел уже сумели основать полулегендарное царство, куда Ясон ходил за Золотым руном. В последнем усматривают кавказский способ добычи золота на притопленную в пороге золотоносной речки шкуру. Та Колхида уже воевала с могучей
Урарту, пала под ударами кочевников 2800 лет назад и совсем уж достоверно возродилась через несколько веков под опекой Ахеменидской Персии. Но всё же ядро Колхиды было южнее и дальше от моря, в теперешней Имеретии, а побережье до Туапсе оставалось глухой окраиной.
30. Абхазский государственный музей - далее П
С другой стороны Кавказа
до самого Дона жили меоты - первые кубанские куркули, чрезвычайно воинственные оседлые племена, из круглых глиняных хижин строившие крупные сёла. Объединял их уклад земледельцев и подсобных скотоводов, не гнушавшихся разбоем: греки упоминали меотских царей (коих могло быть более одного) и скептухов - атаманов в набегах. Всего - полтора десятки племён: агры, аррехи, аспургиане, ахаи, дандарии, досхи, зихи, керкеты, кораксы, макропогоны, псессы, обидиакены, ситтакены, тарпеты, тореты, фатеи, - сами их названия явно из разных языков: иранских (родственные скифам), хурритских (родственные киммерийцам и, отдалённо, Урарту) и адыгских. История сохранила лишь одно меотское имя - Тиргатао, супруги царя синдов, как называлось видимо самое прогрессивное меотское племя, научившееся строить города и об античной философии поддерживать беседы.
31. А
Ну а собственно горцев греки называли гениохи и пугали ими детей, изображая чуть ли не как людоедов. Ведь с гор никто не возвращался: гениохи были известны как пираты и работорговцы. Их суда, - камары или кафы, - имели узкие борта, которые во время шторма задраивались досками, и очень короткие вёсла, державшиеся почти вертикально. Пираты высаживались в неприметном месте, на плечах заносили камару в лес, а потом нападали внезапно. Странный гибрид триремы и драккара, камара старше тех и других: похожие корабли бронзового века находили
аж на Сардинии. Однако и в 19 веке "черкесские галеры" доставили немало бед русским кораблям, тихо подкрадываясь ночью на ружейный выстрел. Реплика камары с моторчиком бороздит теперь озеро Рица:
32
Греки охотно скупали у гениохов древесину и золото, мёд и воск, шкуры и рабов, а вот селиться рядом с ними - побаивались. Если на одном лишь Таманском полуострове колонисты основали пяток полисов, то на Кавказском побережье единственный город Горгиппия (Анапа) вырос как столица Синдики.
33
А всяческие Бата (Новороссийск), Торик (Геленджик) или Триглиф (Гагра), редко мелькающие в хрониках и не оставившие городищ, представляли собой скорее фактории, которые держали не выходцы из Эллады, а лучше знакомые с местными реалиями купцы
из Боспорского царства. Их товары земля хранит там, где не ступала нога эллина.
34. С
Греков сменили римляне, от которых уцелел даже фундамент
дозорной башни в устье речки Вулан, близ Архипо-Осиповки. В их гарнизонах проповедовал христианин Симон Кананит, один из 12 апостолов, в 57 году заживо распиленный тупой пилой в руках легионеров. И если апостол Андрей доходил чуть ли не до Баку и Киева, но словно по воде без следов, то Симон - духовный покровитель Черноморского Кавказа, с которым тут связано немало святынь, как вот эта келья в Новом Афоне:
35
К тому времени и геонихов потеснили (не ясно, на местности или только в названиях) зихи и керкеты, в которых легко узнаются адыги и черкесы. Я писал о них не раз, особенно подробно
в Кабарде и
Агуй-Шапсуге, но и здесь не обойтись совсем уж без повтора. Надёжно хранимые горными дебрями от внешнего мира, адыги представляли собой десятки племён, порой отчаянно враждебных друг другу, но живших по одним законам. Я бы даже сказал - по одной Правде: адыгское слово Ха́бза значит и мировоззрение, и кодекс чести, и право, и этикет. Особенно верны ей были уорки - многоуровневая военная знать, составлявшая до 1/4 народа. Высшие уорки назывались тлекотлеши, и лишь в некоторых племенах над ними стоял пши - князь с дружиной и стражей. Уоркская удаль требовала постоянных набегов, их богатство могла обеспечить лишь работорговля, а как результат - уорк не выпускал шашку из рук. В отличие от сванов или
вайнахов адыги даже башен не строили: доктрина их была всегда сугубо наступательной, хабль (хутор одного рода) или куаже (селение нескольких родов) редко стоял дольше несколько лет на одном месте.
Зодчество адыгов сводилось к турлучным хатам и дозорным вышкам, которые не жалко сжечь и легко воссоздать вокруг надочажной цепи, для каждой семьи служившей домой святыней.
II
Трудовой люд представляли свободные крестьяне фокотли и рабы унауты. Основой хозяйства адыгов было кочевое земледелие меж переложных полей, полудиких тысячелетних садов и виноградников, плоды которых шли в том числе на хачэч - традиционное вино. Растили в первую очередь просо, сюда проникшее ещё при хаттах и дольменниках, реже - полбу, ячмень и овёс да прижившуюся в Новое время кукурузу. Конь оставался другом уорка, а хозяйство фокотля тянули буйволы, запрягавшиеся целым стадом в тяжёлый, словно трактор, колёсный плуг. На мясо пахари держали кур, а в горах богаче были скотоводы, разводившие коз и овец: в конце 18 века только на экспорт шерсти настригли как минимум с 6 миллионов животных. Вне сословий же оставались черкесогаи - проникавшие в дебри Кавказа с 11 века армянские беженцы, тут взявшие на себя роль купцов. Они сохраняли религию и идентичность, а вот в быту и языке полностью унифицировались с горцами.
III
Тем более адыгский быт, позднее ставший панкавказским, был красив и для своих условий совершенен: отстутствие зодчества горцы компенсировали в одежде, украшениях, оружии. Вот слева мужской кафтан, - повседневный бешмет или праздничный цый (богаче украшен) с газырями (нагрудными карманами для патронов), а над ним платок-капюшон башлык. Бурка, папаха, чувяки из кожи или сафьяна - также адыгский костюм. Правее расшитые золотом женские кафтан сай с чеканными поясам и нагрудниками, шапка пыэ и сандалии на подпорках пхэцуаки. Эталонная черкешенка - невысокая, с тонкой талией и маленькой грудью (так что княжён зашивали в корсеты), а красоту её лица определяли брови. Лиц горянки не прятали, до брака жили вольно и могли говорить с мужчинами, и даже в браке - сами встречали гостей.
36 С
Справа - инструменты ремёсел, а на кадре ниже - инструменты войны: кама (кинжал) и ятаганы. Хотя главным оружием черкеса считается шашка: не меч и не сабля, а огромный нож (до 80-90см и вес до 1,5 кило), она применялась почти без фехтования, молниеносными ударами на скаку. Всё вместе слагало суровый, очень мужской мир с почти первобытными обычаями вроде сорората (мужчина брал жену с её родными сёстрами), левирата (вдова имела право на второй брак, но только с братом мужа) или избегания (люди в определённом родстве, например жена и свёкр не должны пересекаться в доме). На фоне прочего Кавказа адыги были меньше одержимы кровной местью, чаще вынося обиды на народный суд. Зато научили Кавказ аталычеству: горские воины не воспитывали родных сыновей. Вскормленный матерью, мальчик отдавался в семью вассала или друга, где оставалась до совершеннолетия, пока отец был аталыком для сыновей сюзерена. Смысл странного обычая прост - уничтожить чувственную связь, без любви и нежности взрастить мальчика воином без жалости и страха. Сын знал отца как далёкий идеал, а если поступал как не адыг - отцовская рука не дрогнет.
36а С
Соседями черкесов были народы, полностью интегрированные в их быт и Хабзу, но - явно иные по языку. Например, абазины, делившиеся на земледельцев ашвыуа (тапанта) и скотоводов ашхаруа. Были то абхазы, ушедшие за горы или изначально отдельный, но очень близкий им народ - теперь уже не ясно, зато известно, что сплотили абазин в 11 веке 6 фамилий аху (князей) во главе с Лоовыми, не принявших унию Абхазского царства с грузинской державой Багратионов. Ашвыуа, помогавшие черкесам строить Кабарду и легко нашедшие общий язык с Россией, и ныне живут
в Карачаево-Черкесии. Ашхаруа, давно отвергшие князей - напротив, оказались самыми непримиримыми из горцев. Их былые пастбища и ныне выдают ацангуары - каменные "лодки", скорее всего служившие загонами для скота:
37
Ниже, в районе Хосты, Адлера и Гагры, известных тогда как Малая Абхазия, обитали садзы, или джикеты (у грузин) - уже собственно абхазское племя по языку, не подчинявшееся, однако, абхазским князьям Чачба, хотя и помогавшее им в войнах с Мегрелией. Самым эе загадочным народом выглядят убыхи, компактно жившие на на месте будущего Сочи. Себя они считали также адыгами, а вот адыги - те побаивались их: даже на фоне иных горцев эти выделялись жестокостью и отвагой. Большинство убыхов к 19 веку переняли адыгский, точнее - абадзехский язык, но старожилы ещё именовали себя туахъы или пех. Разночтение не мудрено: звука между "т" и "п" нет ни в русском, ни в абадзехском, а вот в убыхском - есть. Будь у убыхов письменность, их алфавит включал бы 84 буквы с всего двумя гласными вроде "а" и "э", по сути просто паузами в дроби согласных, по разнообразию которых убыхский уступает лишь языкам африканских койсанов (да и то лишь потому, что у тех щёлкающие звуки есть). Он представлял третью ветвь абхазо-адыгейской семьи, не понятный ни абхазам, ни адыгам.
IV
Путь, пройденный народам Хабзы в последние тысячи лет, раскрывает религия. Её символ - Т-образный крест, где горизонталь - всемогущий, вездесущий, непознаваемый и не имеющий облика бог-демиург Тхьа, а вертикаль - мир, который он создал, но не вмешивается в его жизнь. Его творения - и боги, имеющие облик: например, Уашхо не давал небу упасть, Кадис держал в берегах море, особо чтимый Тлепш был кузнецом, а Тхагаледж - пекарем. Впрочем, все эти классификации - фолк-история: тот же Уашхо известен по восклицаниям вроде "О, небо!". Иные боги - явно из греческих мифов, тенгрианства, зороастризма, но логика синкретизма проста: если бог имел облик - адыги включали его в свой пантеон, а если нет - считали, что это другое имя Тхьа. Ещё мир населяла нечисть, как испы, иныжи (циклопы), абнауаю (местный йети, иногда с лезвием на груди), с которой бились нарты - панкавказские богатыри неимоверно красивых былин. Время адыги сравнивали с колесом, а дошли и до теории Большого Взрыва - Вселенная вышла из яйца, разбитого о небо. Но самой красивой идеей Хабзы мне видится загробный мир без рая и ада, где человечью пса (бессмертную душу) судили не боги, а предки.
V
Хабза запрещала служение богам в рукотворных стенах, а потому Черкесия была
землёй священных деревьев и камней. Их отмечал крест Тхьа, сведённый вноль подлесок и паникассана - копившиеся веками подношения, включая сбрую, кольчуги, мечи. В былые века - ещё и гробы на ветках... И хотя сведение священных рощ было в 19 веке частью "когнитивой войны", старые-престарые "черкесские дубы" - не редкость и поныне:
38
Нерегулярно, раз в несколько лет, под ними совершаются простейшие обряды - старейшина читает молитву, режет барана и раздаёт его мясо малоимущим.
VI
В музеях - маски и гремящие ореховой скорлупой посохи адыгских шаманов:
39а. музеи в Черкессе и Агуй-Шапсуге
Народы внешнего мира, понимания бессилие покорить эти "джунгли Сайгона", из века в век пытались обратить адыгов в свою веру. Первыми рискнули византийцы, при которых фактории и форты разрослись в полноценные города с православными храмами и станами миссионеров. Их стараниями в горах появились шогены (священники) и карданы (дьяки), в пантеоне Хабзы - боги Ауш Герге (Иисус Греческий) и Псатхье (Святой Дух), а в истории - урымы, "черкесские греки", потомки скорее православных общин, чем переселенцев и пленников. С 6 века известна Зихийская епархия, чей епископ Дамиан в 536 году ездил на собор в Константинополь. Первым её центром был таинственный Зихополь, известный ещё от Страбона, но не локализованный до сих пор... а впрочем, с таким названием это мог быть просто самый актуальный для греков зихский куаже, разный от века к веку. Одна из гипотез отождествляет его с Анапой, близ которой ещё в 19 веке стоял каменный крест с греческой надписью "Упокоился раб божий Охормаз Генеджуатаю. Жена Канатола в 11?? году".
39а. А
Не менее таинственным выглядит Никопсис - средневековый епископский город, центр культа Симона Кананита на периферии владений мегрельских князей. Логично соотнести его с Анакопией (Новым Афоном), где и ныне находятся келья и храм Кананита... да только в Абхазии была своя епархия. Теперь с Никопсией ассоциируется посёлок Новомихайловский близ Туапсе, в устье речки Нечепсухо, почти напротив знаменитого летнего лагеря "Орлёнок". В буйной растительности под дачами генералов и купцов там лежат фундаменты из белого камня, в том числе - крупной базилики. Всего на ЧПК известен десяток византийских церквей, но самая сохранная из них в Лоо выглядит так; остальные - не выше культурного слоя:
39
Наконец, временами (то объединяясь с ней, то выделяясь) центром Зихийской епархии служила Тмутаракань, в 965-109 годах бывшая центром самого дальнего и экзотического русского княжества. Условно-русского: населяли её в основном касоги, как называли на Руси адыгов, да и в более северных городах они были не менее заметны, чем нынешние кавказцы. Особенно в Чернигове, где ходило даже явно адыгское слово (обозначало хозяина) - унеин. В 1022 году Мстислав Храбрый, воюя с племенем сагинов, убил в поединке вождя-силача Редедю и крестил его сыновей. Старший Роман позже умер бездетным, а вот от Юрия Редигина разошлись десятки дворянских родов, которым принадлежал, например, Фёдор Ушаков. В 1064-67 годах сплотить касогов пытался ростовский князь Ростислав Владимирович, свергнутый и бежавший в Тмутаракань... но его отравили греки. Они же на рубеже 11-12 веков возвели на зихийскую кафедру монаха Николая из Киево-Печерской Лавры. Но в общем роман с Русской церковью не задался: Зихийская епархия всегда была верна Константинополю, служила его надёжным тылом от ересей начиная с иконоборчества, а в поздней Византии, подозреваю, номинальные епископы и не покидали столицы. Последний раз епархия упоминается в 1396 году.
39б. А
К тому времени греков на Чёрном море снова потеснили итальянцы, теперь - генуэзцы, в период слабости Византии через неравные договоры застолбившие за собой приоритет в проходе через Босфор. География, впрочем, не изменилась: столицей Восточного Причерноморья оставалась Матрега (Тамань), а фактории вроде Мапы (Анапы), Батарио (Новороссийска), Мавролако (Геленджика) стояли на тех же местах, что и при эллинах. Как и, например, византийская крепость Годлик в Волконке, отстроенная генуэзцами в 14-15 веках. С адыгами они нашли общий язык и в быту (например, мамалыга тут и теперь называется "паста"), и в религии, в 1336 году учредив Матрегускую епархию: адыги-католики ферренкардаши стали опорой Генуи, а последний раз упоминаются в Крыму под в 1696 годом. Но главное - генуэзцы смогли нарушить герметичность адыгского мира: достаточно сказать, что именно с их подаче вся Европа знает адыгов как черкесов.
40
Генуэзцы и покупали рабов, из которых была, как недавно раскопали историки (причём - не кавказские!), горская княжна и итальянская служанка Катарина - мать Леонардо да Винчи. Боеспособных мужчин же продавали арабам в мамлюки, как у тех назывались солдаты-рабы. Впрочем, их рабство сводилось к пожизненной службе, а богатства и власти имели они поболее многих свободных. Особенно ценил мамлюков исмаилитский Фатимидский халифат со столицей в Каире, где в 1250-х годах, на радостях от разгрома монголов, они сами взяли власть. Сперва - половцы Бахриты во главе с Бейбарсом, а затем - уже их мамлюки черкесы Бурджиты, правившие Египтом в 1382-1517 годах, до прихода Османов. Ну а на старости лет они возвращались домой, сообщая родне новое имя Тхья - Аллах.
40а С
На горских кладбищах стали появляться сыныжи - антропоморфные стелы с арабской вязью, как вот эта парочка с кадра выше. На левом надпись "Покойный мулла Хусейн сын ал-хаджи Мустафы-аги Масыралы. Душе его - Фатиха. Год 1189 [1775/76]", на правом "Покойная Хавва, супруга Берзек-Мехмет-аги. Душе её - Фатиха. Год 1207 [1792/93]. А в 19 веке в куаже попадались деревянные мечети вида "дом с минаретом":
VII
Мамлюком был и султан Инал аль-Ашраф из рода Карамоко, свергнутый в 1461 году в Каире и доставленный в Матрегу генуэзцами. По крайней мере примерно тогда же князь Инал Светлый единственный раз сплотил адыгские племена и создал госструктуры вроде совета 40 судей. В памяти он остался героем, благодетелем, последней надеждой разобщённого народа, а вот современники воплощать его идеи ушли в Кабарду: распри возобновились со смертью Инала, да и Малая Азия вновь потеснила Италию - в 1479 году сюда пришла власть Османской империи. В Анапе ещё стоят ворота турецкой крепости, державшей под прицелом степи Предкавказья, порой накапливая немалые силы вторжения. Пушки, впрочем, русские: война двух империй и стала началом конца для последнего оплота хаттов и пеласгов.
41
...по факту это два поста, для которых я не нашёл удобной линии разделения. Поэтому:
ПРОДОЛЖЕНИЕ и КОММЕНТАРИИ - ЗДЕСЬ.