Холуй, Мордовское, Теза.

Jun 21, 2009 11:57



Как уже говорилось, в Юже нас встретили, и вглубь Южского района мы отправились на машине. Преимущества такого перемещения в глуши оказались очевидны - мы посетили старинное село Холуй, где священник отец Владимир в деталях показал нам свой погост; побывали в разрушенной церкви в селе Мордовское; достигли 5-го шлюза Тезинской водной системы.

От Южи до Холуя всего 8 километров, но автобус почти не ходит, а ехать придется вот по такой дороге:



Но здешние деревни, жители, сама атмосфера - чувствуется, что попал в такой уголок привычной нам Средней России, где будто бы остановилось время.



Нынешний Холуй - средних размеров (около 1000 жителей) село на двух берегах Тезы. Если Иваново когда-то было пригородом Шуи, то Южа была пригородом Холуя - в этом селе располагалась вотчина князя Пожарского. По некоторым версиям, именно отсюда его призвали в Нижний Новгород командоваться ополчением. Само же село известно с начала 16 века.

Принципиальный момент: название села произносится как ХОлуй, а не как ХолУй. Последний вариант оскорбителен для местных жителей, ведь ХолУй - это холоп, раб, "шестерка". Причем оскорбителен на самом деле: в морду может и не дадут, но отвернутся наверняка.

У въезда в село стоит часовенка конца 19 века:



От нее открываются красивые виды вдоль Тезы, на Холуйский погост:



Или главную улицу села (на этой улице есть музей - в Холуе была своя школа живописи по типу палехской):



Особенно зрелищен Холуй в половодье: вода поднимается на 5 метров, а видимые на фотографии бетонная стенка и деревянный мост почти целиком скрываются под водой. В этом время связь между двумя берегами Холуя прекращается, и людей возят паромщики, использующие для этого лодки-однодревки, то есть долбленки. Я этих лодок не видел, но они есть в музее деревянного зодчества в Костроме. Выглядят они вот так:

Фото alaft , отсюда.


Лично меня удивляет факт того, что долбленки - самые старые плавсредства в мире (такие лодки мастерили еще первобытные люди 10000 лет назад), могли уцелеть. И тем не менее, в некоторых местах России долбленки по-прежнему используются.

Мы же направились к церкви, точнее, к церковному ансамблю, который представлял собой классический погост-тройник.

Троицкая церковь (1748-50):





Ворота погоста и часть его ограды:



Мы долго осматривали церковь снаружи, со стороны Тезы, а рядом купались мужики: преспокойно прыгали с 5-метровой стенки в мелкую речку, прямо в воде курили и пили водку, и настроены были в целом благожелательно ("-Эээээй, папарацци! Сфотографируй нас!!!").

А у ворот нас встретил священник и сам пригласил войти.



Разговор с отцом Владимиром был одним из самых сильных впечатлений. Он рассказал нам, как еще в 1970-е годы церковь была отреставрирована, жизнь тут кипела, приезжали тургруппы... а в 1990-е пришла разруха, и священники "не уберегли" - воры из местных пьяниц постепенно украли почти все иконы. Без реставрации церковь вновь обветшала и облупилась. И теперь он, отец Владимир, восстанавливает храм.

Он говорил, что церковь - это в некотором роде отражение того, что творится в душах людей в округе. А я думал, что фальшивая позолота в больших городах еще хуже, чем запустение.





Отец Владимир отвел нас во вторую церковь - Введенскую (1775), зимнюю.



Эта церковь была относительно цела, и уже в ее холле стояли старые сундуки, которым не менее сотни лет:



Он показал роскошный старый иконостас, лишенный икон - и сказал, что здесь, в Холуе, 40 человек являются членами Союза Художников, но все пишут на продажу, и никто не готов пожертвовать икону для храма в родном селе, а у отца Владимира нет денег на новый иконы.





Но в словах отца Владимира не было уныния и не было обвинений. В его речах был сила, и я готов был верить, что этот человек смог бы в одиночку поднять храм из руин. Он рассказывал о монастырях и жизни в них, об искушениях, и о том, что Зло существует для того, чтобы с ним боролись, что в борьбе со Злом и возникает Добро. И доказывал это своим примером. Он говорил о старых священниках дореволюционной поры, которые умели исповедовать иноверцев, и что тогда вражды между религиями фактически не было. Он ничего не говорил о помощи от людей - говорил о молитвах.

Я сказал ему, что в моих силах рассказать многим людям о нем и его погосте. И сказал, что вряд ли кто-то сможет помочь, но наверняка многие помолятся. Отец Владимир сказал, что это главное.

Еще он открыл нам колокольню и позволил подняться. И путь наверх - по темным коридорам, по скрипучим ветхим лестницам, по площадкам, где сквозь доски виден нижний ярус - тоже был сильнейшим впечатлением.





Наверху висели била (то есть колокола без языков), сделанные их газовых балонов, позвякивали на ветру:



Такое я видел в сельской церкви в Поджигородове, где живут мои друзья, а настоятеля тоже зовут отец Владимир. Да и вообще, это распространенная практика в сельских церквях - денег у духовенства не так много, как некоторые считают.

С колкольни открывались красивы виды:

Церковь:



Ворота:



Домики села, а вдали - деревня Борок:



Там находится Борковская Николаевская пустынь, основанная в 1650-е годы. Храм построен в 1750-м. Но ныне монастырь занят детским домом.



Виды на прибрежную часть Холуя:







Пора было спускаться... Пока мы стояли на колокольне и говорили с батюшкой, подошла грозовая туча, поднялся ветер и пошел дождь. Мы поехали дальше, к Тезинским шлюзам. Через деревянный мост (кадр я заснял еще до ненастья):



Здесь стоит сделать небольшие отступление.
Теза - речка совсем небольшая, приток Клязьмы шириной менее полусотни метров. Однако в давние времена, до появления железных дорог, Теза была главной транспортной магистралью на юге Ивановщины. Но так как река была маловодной, для поддержания уровня воды на ней шуйские купцы (а Шуя тоже стоит на Тезе) выстроили в 1830-е годы уникальную гидротехническую систему: каскад из 5 деревянных шлюзов, которые поддерживали уровень воды. В последующие 100 лет на Тезе было мощное судоходство: ходили специальные баржи-тезянки, а в советское время и специальные укороченные "Зори", жизнь тут кипела, и крошечная речка использовалась активнее, чем многие крупные реки. При этом старые шлюзы исправно работали, за 170 лет подвершись всего одному капремонту в 1930-е годы.

Все поменялось в 1990-е: судоходство исчезло в одночасье, шлюзы были брошены, и начали разрушаться. В 1994 году паводком был разрушен 3-й шлюз в селе Хотимль, и река начала мелеть, в окрестных селах пропадала вода. Позже 3-й шлюз был восстановлен, а в 2005 году была разработана программа "Теза-2010", которая подразумевала восстановление водной системы: 1-й (в деревне Сергеево около Шуи) и 4-й шлюзы (около Холуя) планировалось продублировать бетонными плотинами, а 2-й (в 5км ниже 1-го) и 5-й (почти в устье) оставить деревянными.

Видимо, постепенно программа изменилась в худшую сторону, так как 4-й шлюз бы не продублирован, а полностью заменен обычной бетонной плотиной:



Мы отправились через поля по проселкам к 5-му шлюзу, так как его планировалось сохранить без изменений. Вообще, кадры с восстановленными 1-м, 2-м и 5-м шлюзами обошли весь интернет, и сложно поверить, что их восстанавливали, чтобы через пару лет снова сломать.

По дороге к 5-му шлюзу мы проезжали село Мордовское с заброшенной церковью:



Ивановщину не зря называют Край Заброшенных Церквей - если в большинстве регионов России разрушенные церкви были почти все восстановлены, то в Ивановщине увидеть восстановленную церковь случается очень редко. Количество храмов тут потрясающее - кажется, на единицу площади их больше, чем в соседних областях... но почти все в руинах.

В эту руину, с подачи водителя, мы забрались посмотреть. Впечатления - странные...

Сфотографировав зал без вспышки, я поймал призраков:



Под потолком кружила птица, зачем-то ударяясь о своды.

На стенах - граффити, которым тоже без малого 70 лет...



Внутри:







Я видел много заброшенных церквей, но внутри был первый раз...

В нынешнем Мордовском храм вряд ли нужен кому-то: "селообразующим предприятием" тут является клуб, где проводятся дискотеки за 20 рублей. В этот клуб народ ездит со всего Южского района.

До 5-го шлюза путь лежал прямо через поле, и шанс найти его самостоятельно я бы оценил как близкий к нулю. Без знающего человека не разбораться во всех этих колеях, пробитых через заросшие поля...

У входа на шлюз - запертвые ворота и предупреждение о том, что вход запрещен. Нужно пройти по тропинке чуть-чуть правее, и откроется вот такой вид:



Спустившись к берегу, мы увидели, что к нам плывет охранник на весельной лодке. На территорию он нас не пустил, но поснимать с берега запрещать не стал, хотя и был явно недоволен и пытался нас минут 5 убедить, что смотреть тут нечего.

Впрочем, нам не повезло: верхняя часть шлюза была разобрана, а нижняя - полностью под водой. Оказывается, незадолго до нашего приезда прорвало несчастный 3-й шлюз в Хотимле, и на Тезе сильно поднялась вода. Плотина 5-го шлюза была целиком под водой, мы видели лишь небольшой перекат и боковые стенки:





Между этими двумя сооружениями была конструция, похожая на мостик в Холуе. Что стало с ней, я не знаю - возможно, ее уничтожили, вопреки планам "Тезы-2010" и законодательству об охране памятников. Увы, этим у нас никого не удивишь!

И все же мы увидели хотя бы фрагмент Тезинской водной системы, чему я сам очень рад.

От 5-го шлюза мы отправились в Южу, так как уже опаздывали на автобус.



В чистом поле - дожди косые.
Эх, нищета, за душой ни копья!
Я не знал, где искать Россию,
И куда же я без нея...

(..........)

В чистом поле - дожди косые.
Да мне не нужно ни щита, ни копья.
Я увидел тебя, Россия!
А теперь посмотри, где я.

(Александр Башлачев, "В чистом поле - дожди", первая и последняя строфы)

Среднерусское, дорожное, судоходные каналы, "Молох", ручная работа, транспорт, Ивановская область, этнография, деревянное, русские (этнография)

Previous post Next post
Up