В третьей, заключительной, части речь пойдет о самых разных сторонах Днепропетровска.
Здесь будет немного непарадных видов центра (дворы и подворотни); красивейшая Брянская Николаевская церковь в заводском районе; Детская железная дорога в парке Глобы; несколько станций Днепропетровского метрополитена и вызванный их фотосъёмкой инцедент с опером; депрессивные пейзажи заводских окраин и жутчайший завод имени Петровского. Пожалуй, самая яркая черта Днепропетровска - это именно дикая смесь красоты и уродства.
Начнем с автовокзала, который я уже упоминал в первой части. Автовокзал здесь - без преувеличения, самый большой, что я когда-либо видел:
На фотографии - его мала часть. Найти точку, с которой здание видно целиком, мне так и не удалось. Он намного крупнее ЖД-вокзала, посадочных платформ более 30 на двух ярусах, и все непрерывно загружены - ведь Днепропетровская область солидного размера даже по российским меркам, но при этом в ней выше плотность населения, да и с соседними областями сообщение развито. Причём там, где в РФ запустили бы большой автобус раз в два часа, на Украине ходят маршрутки раз в полчаса. Внутри автовокзала - огромное количество торговли (как продуктовой, так и вещевой), закусочных, на верхних этажах гостиница и даже какие-то медицинские центры...
Теперь перенесёмся в центр города.
Ведь старый Екатеринослав, как и почти все южные города, интересен своими непарадными видами - дворами и подворотнями. Здесь они не такие загадочные, как в Ростове, и не такие урбанистические, как в Краснодаре - но тоже интересные.
Какие-то они здесь... Столичные, что ли? Но опять же: старых домов, а тем более кварталов с двориками в Днепропетровске осталось так мало, что такие дворы - почти что элитные.
Еще из центра города запомнился вот этот Дом Архитектора на улице Либкнехта, ведущей от Проспекта к Троицкому собору. Улица - едва ли не самая ухоженная в Днепропетровске. Делигации по ней возят, что ли?
А на Проспекте, недалеко от дома, где был штаб Махно, я увидел на модерновом особняке вот такую мемориальную доску.
No comments.
В
первой части, показав парк Глобы, я упомянул, что в парке помимо Летнего театра есть еще и Детская железная дорога (то есть летняя школа-полигон для юных железнодорожников). О ней, как о более специфическом явлении, я расскажу здесь. О характеристиках дороги и ее истории лучше прочесть на
сайте о Детских железных дорогах. Я же как всегда буду субъективен.
Узкоколейные рельсы в парке видны сразу, стоит лишь туда свернуть. Протяженность дороги очень невелика (2км), но Днепропетровская ДЖД явно одна из самых капитальных в бывшем СССР. Вот так ее единственная станция Пионерская выглядит с мостика через пруд:
Здесь находятся аутентичные ТУ2 - старые узкоколейные тепловозы, которые в основном на ДЖД и остались. Увидеть такой тепловоз - это примерно как увидеть бегемота или носорога в живой природе.
На Пионерской имеется капитальное здание вокзала 1949 года постройки. Да, хоть он и "детский" - а все же полноценный вокзал.
Вид снят из тоннеля им. Маяковского - на самом деле просто проездом под мостом. На Днепропетровской ДЖД есть два тоннеля и переезд.
ДЖД выглядит парализованой (у тепловозов заделаны окна), но все же не заброшенной - вагоны (построенные здесь же, местным вагоноремонтным заводом) внешне в хорошем состоянии, да и вокзал выглядит очень достойно.
Интерьер вагона (снято через окно):
За вокзалом - вагон-памятник 1930-х годов постройки.
Но все же главная транспортная достопримечательность Днепропетровска - не ДЖД, а метро. Ведь здесь находится один из 3 метрополитенов Украины, и единственный на Украине "малый метрополитен". Строиться он начал еще в 1982 году, открыт был лишь в 1995 году (во многом потому, что к власти пришла "днепропетровская команда" Леонида Кучмы), и с тех пор не расширялся. Днепрометро имеет сомнительный статус самого короткого метрополитена в миире (7,8 километров, 6 станций, 14 минут из конца в конец), а также "славится" огромными интервалами, достигающими 17 минут.
Кроме того, Днепрометро - еще и одно из самых сложных и убыточных по содержанию, так как все его станции (кроме "Коммунарской") глубокого заложения. Линия ведёт от вокзала в промзону, хотя под центром города есть две недостроенные станции. Содержать их очень накладно, бросить нельзя, а достроить нет денег.
Станция "Вокзальная" непосредственно около вокзала - стильная и красивая. В метро прохладно и тихо, людей мало, хотя в вагонах трудно сесть из-за большого интервала.
Далее следуют 4 станции-двойника: "Метробудивники" ("Метростроевцев"), "Металлургов", "Заводская", "Проспект Свободы".
Они построены по одному проекту, но отличаются цветом.
Красная "Метробудивники"
Желтая "Металлургов":
Далее фотографий не будет, но они есть на сайте "
Мир Метро", где можно прочитать подробнее. Следующие станции похожи: "Заводская" - синяя, "Проспект Свободы" - зеленая, а последняя - "Коммунарская" (с таким названием ее в 1995 году и открыли!) - не очень красивая колонная станция. У меня же на "Металлургов" буквально через секунду после съёмки этого кадра вышло приключение.
Кто-то схватил меня за руку, и обернувшись, я увидел злобного человека, требующего ответа, что я фотографирую и кто мне разрешил. Это оказался, как выяснилось далее, опер в штатском, следивший за мной все эти 3 станции. Дальше был такой диалог:
-Что ты тут фотографировал? Кто тебе разрешил?
-Я путешественник, культурное наследие изучаю... Новомосковск, Петриковка...
-А Павлоград?
-Не, в Павлоград я не собирался (я и так был в курсе, что там делают атомные ракеты).
-И зачем ты путешествуешь?
-Ну... Меня история интересует, этнография. Сейчас изучаю культуру казаков. Был вот на Дону, Кубани, в Оренбурге, завтра вот в Запорожье поеду...
-А в Павлоград?!
-Да зачем мне в Павлоград? Меня тут интересовали Новомосковск как казачий центр, Петриковка как центр росписи, ну и сам Днепропетровск осмотреть решил (про Днепродзержинск тоже решил умолчать).
-А что в Днепропетровске фотографировал?
-Архитектуру, дома старинные, виды на Днепр, набережную...
-Ну ты еще Павлоград сфотографируй!
-Не, там ничего исторического нет, мне там делать нечего.
-А зачем тут выходил? Я за тобой от вокзала иду!
-На Брянскую церковь посмотреть, которая Органный зал. (а сам подумал - вот нифига ж себе!) Ладно, честно скажу, еще там трубы такие были, чёрные, я еще их сфотографировал. Ну просто впечатляюще выглядит.
Надо было видеть, с каким выражением лица и слышать, каким тоном была произнесена следующая фраза:
-ТЫ СФОТОГРАФИРОВАЛ ЗАВОД ИМЕНИ ПЕТРОВСКОГО?!?!
Дальше опер повёз меня на конечную станцию. На вопрос "Там милиция?" ответил нервно "Откуда ты знаешь?!". Я старался не перечить, делать вид, что всё так и должно быть и разговаривать спокойно и даже непринуждённо. Однако была мысль: если он меня сдаст в милицию, будет ОЧЕНЬ ПЛОХО.
Мы вышли на "Коммунаров", в спальном районе (несколько менее депрессивном, чем заводские), а дальше еще около 40 минут был настоящий психологический поединок. Опер попался серьёзный - никаких попыток "договориться". Периодически звонил в милицию, там же проявляли преступную халатность, и он ругался: "Как ты не понимаешь?! А если завтра этот террорист нам что-то взорвёт? Если завтра в нашем метро бабахнет?! Представь - и ты, и я, и Наташка!!!". Начал диалог он довольно агрессивно, порываясь вызвать то милицию, то знакомых. Я пробовал разные линии поведения - то говорить спокойно и объяснять, рассказывать о культурном наследии; то - дурачка строить; то - просить по-человечески. Понемногу опер начал сдавать позиции, и в какой-то момент сказал:
-Вот смотри: сейчас я тебя отпущу, а завтра в метро что-нибудь бабахнет. Так мало того, что люди погибнут, так ведь еще и меня в тюрьму посадят, за то, что тебя упустил. А теперь подумай, чем ты рискуешь.
Впрочем, что в милиции я сильно рискую, он видимо вполне понимал. Я вдруг нашёл козырь, и сказал (дрожащщим голосом):
-Вообще, я литератор. Ну, писатель, то есть. Если со мной случится что-нибудь - меня реально искать начнут! Не верите - у меня книга с собой есть, только я её в гостинице оставил.
Этот аргумент оказался действеннее всех остальных: опер понял, что рискует в обоих вариантах, да и видимо мой статус несколько вырос. Дальше напряжение начало спадать. Позвонив еще раз в милицию, он услышал примерно следующее: "Да чо ты с ним церемонишься? Возьми с него на коньяк и пусть гуляет!". Тут уже опер пожаловался мне на своего начальника. Потом спросил, сколько у меня денег, и я честно сказал - около 7000р., но я их оставил в гостинице. Тут у опера совсем сдали нервы, он потребовал с меня денег на водку (я дал 40 гривень, которые при мне были) и отпустил, попрощавшись рукопожатием и напуствием "не фотографируй больше в метро, особенно в Харькове!".
В общем, сначала я эту историю вспоминал с содроганием, потому с гордостью, а теперь и с юмором.
Помимо самого Днепрометро я осмотрел еще и один из районов рядом с ним: от "Метробудивников" до "Металлургов". Я искал здесь Брянскую Николаевскую церковь, а увидел и много всего другого. Здесь - другая грань Днепропетровска.
Прямо около "Метробудивников" находится заброшенный Дворец Ильича - дом культуры довоенного времени. Потрясающе красивое здание!
За дорогой - памятник, рядом с ним вот такой раритетный броневик:
А дальше, в глубоком котловане - тот самый Металлургический завод им. Петровского. Он простирается куда-то в бесконечность, но его коптящие трубы хорошо видны:
Просто характерные здания старых екатеринославских предместий.
Я не знаю, насколько хорошо это видно по моим фотографиям, но субъективное же впечатление жуткое. Столь мрачных, запущенных и грязных окраин я не видел ни в одном российском облцентре. А тем более - в миллионниках. На меня этот район произвел гнетущее впечатление, а как оказалось после нескольких выездов за город - большая часть промышленных районов Днепропетровска такие.
Но здесь стоит побывать ради красивейшего храма - Брянской Николаевской церкви (возведена в 1913 году к 300-летию Романовых). О происхождении ее названия - чуть позже.
Ныне церковь используется как Органный зал. Под таким названием она известна жителям.
Потрясающая красота! Мне кажется, чтобы увидеть ее, стоит потерпеть и депрессивнные пейзажи, и отравленный воздух, и тяжелые взгляды.
Ну а от церкви совсем недалеко до проходной Металлургического завода имени Петровского. Основан этот завод был до революции (пущен в 1887 году), и назывался в те времена Александровский Южно-Российский металлургический завод Брянского страхового общества, или, сокращенно, Брянский завод (отсюда и название церкви).
Брянский завод давал 6-8% чугуна, стали и проката России начала ХХ века (правда, соседний Каменский завод давал 12-18%), и именно этот завод был "колыбелью революции" в Преднепровье. На нем работал и сам Петровский, имя которого завод получил в 1922 году.
Однако, видимо, его сооружения мало изменились со конца 1940-х - и Петровка производит совершенно инфернальное впечатление.
Все эти черные от копоти и ржавчины машины, едкий дым из труб, осязаемая на языке сажа - очень тягостное, но сильное впечатление.
Вообще, Днепропетровск перегружен промышленностью в непостижимом масштабе. Здесь есть два металлургических комбината (им. Петровского и им. Бабушкина), Коксохимический завод, два трубных завода (Днеропвский и Нижнеднепровский), шинный завод, огромная ТЭС, несколько предприятий тяжелого машиностроения, а также секретно-знаменитый "Южмаш", на котором производят ядерные ракеты. По масштабам индустрии из наши миллионников сравниться с Днепропетровском мог бы только Челябинск.
Но мне Днепропетровск не понравился. То ли из-за ужасного воздуха (а я не раз замечал, что плохой воздух часто портит впечатление о городе), то ли из-за разрухи окраин. Кажется, в России, Украине и Беларуси нет другого города, где бы настолько сильно отличались элитные районы от районов "для простых смертных". Блеск небоскребов, достойных Америки - и жуткая нищета "внизу".
Впрочем, "понравилось - не понравилось" - слишком условное понятие. Скажу точнее: этот город меня впечатлил. Даже очень.