И все же старый Архангельск - это в первую очередь набережная Северной Двины, огибающая Город 6-километровым полукольцом от моста до устья Кузнечихи. Здесь соединилось всё, что делает Архангельск Архангельском: пространство холодной воды и морские суда, средневековый Гостиный двор, старые церкви и фрагменты исторической застройки, различные здания, связанные с рекой и морем, крик чаек и северные закаты... Предыдущий пост - лишь пролог к прогулке вдоль набережной.
Фотографии будут очень разные по освещенности и качеству: во-первых, снималось это всё в разное время суток двух разных дней, а во-вторых, погода на Севере очень переменчива.
Граница Города (напоминаю - Городом в Архангельске называется центр, а остальное - посёлки) вверх по течению - автомобильно-железнодорожный мост через Северную Двину, открытый в 1964 году.
До этого мостов через Двину не было. Поезда прибывали на левый берег, а далее пассажиры должны были пересечь реку на пароме и сесть на другом ее берегу на трамвай. А Северная Двина - это без преувеличения самая широкая река, что я видел. Она довольно мощная по расходу воды - раза в 2,5 крупнее Оки, но все же до Волги и Днепра ей далеко. Однако в некоторых местах Двина шире Оби! Кое-где она разливается на 5 километров - и это естественное русло. Даже в узких местах ее ширина 1-1,5км - именно в таком месте и построен мост.
К мосту примыкают позднесоветские районы, и только у самого моста большой дом, который легко принять за сталинку. На самом деле это Архиерейский дворец 1792 года постройки, но я туда уже не дошел, а снимок из окна поезда не получился.
Отсюда и до Морского-Речного вокзала интересны лишь отдельные здания, в том числе сталинский главный корпус Архангельского технического университета с памятником Ломоносову (1832, старейший в России):
Еще 10 минут идти до Морского-Речного вокзала, или просто МРВ (в обиходе - Морской):
Огромный брежневский комплекс, включающий объединенные Морской вокзал и Речной вокзал - в прошлом безусловно главные ворота города. Он крупнее, чем ЖД-вокзал и автовокзал, вместе взятые. А есть еще и отдельный Пригородный Речной вокзал. Увы, ныне от былого величия почти ничего не осталось - всего несколько вялых рейсов.
Однако по традиции это главный в Архангельске узел городских автобусов, уехать отсюда можно куда угодно. Кстати, Архангельск полностью лишен электротранспорта - здесь нет ни трамвая, ни троллебуса.
Но вообще, хотя все знают, что Архангельск стал первым в России городом, угробившим свой трамвай (в 2004 году), куда менее известно, что Архангельск - первый в России город, запустивший у себя автобус (в июне 1907 года, на несколько месяцев раньше Петербурга). .
А у МРВ стоят морские суда:
В том числе ледокол "Диксон":
Северная Двина - река с активным судоходством, и с набережной редко не бывает видно идущего по ней грузового судна:
Да и пассажирская навигация даже в глубоком упадке тут в лучше состоянии, чем во многих других местах. Положение города на островах и его устройство берут своё - во многие места все еще ходят катера и паромы, являющиеся городским транспортом. Есть даже такое явление, как
пассажирская ледокольная навигация.
С площадки МРВ уже видны старые дома, в том числе (желтое здание) Новый Архиерейский дом (1819). Многоэтажка на заднем плане - Северное Морское пароходство.
За Пароходством - тот самый Чудо-Юдо-Рыба-Дом из первой части, напротив которого стоял Михайло-Архангельский собор конца 17 века, а теперь строят новодел с тем же названием.
Мне запомнилось подворье Николо-Сурского монастыря (раньше над крышей были церковные главки), построеное в 1907 году, причем проект одобрил Иоанн Кронштадтский - основатель монастыря в родном селе Сурское на Пинеге.
От собственно берега набережная отделена в этой части портовыми складами и небольшой промзоной, к которой примыкают обширные пустыри:
Где-то в километре от МРВ находится Пригородный Речной вокзал:
Его здание ныне в жалком виде, и все же он в отличие от МРВ не превращен в торговый комплекс, а используется по назначению. Перед ПРВ - несколько причалов с навесами и дебаркадеров:
Чуть дальше огромное здание с башней - бывший Дворец Пионеров (сейчас что-то вроде дворца творчества юных), считающийся одним из лучших в России. В его башне - обсерватория:
На другой стороне - один из самых цельных фрагментов старого Архангельска - пара кварталов двухэтажных домов конца 18 века:
Здесь почти рядом находятся еще два монастырских подворья - Николо-Корельское (на переднем плане) и Соловецкое (оба - 1904 года постройки).
Николо-Корельский монастырь располагался на месте Северодвинска - именно к нему и причалил в 1553 году английский купец Ричард Ченслер, "нашедший" торговый путь в Россию, именно там был первый русский порт до официального основания Архангельска. Однако самого монастыря уже не существует, и история его гибели - одна из самых безобразных и циничных в "культурной революции" 1930-х годов. Такие истории очень хорошо умел рассказывать Антон Тилипман, на статью
которого я и даю ссылку. Конечно же, "Севмаш" был нужен Советском Союзу (причем не только для "нападения на страны Европы", как написано по ссылке) и нужен России - но зачем было гробить памятник, не имевший аналогов В МИРЕ?
А Соловецкое подворье остаётся Соловецким. Ржавая железяка на переднем плане - один из экспонатов Морского музея:
Увы, для осмотра доступны лишь наружные экспозиции - якоря, пушки, приборы. На двери табличка - "Музей закрыт для посетителей". Интересно, кстати, как эти объекты пережили охотников за цветным ломом? Ведь в Архангельске они зверствовали, с их деятельностью связан взрыв газа в пятиэтажке несколько лет назад, когда под завалами погибли 50 человек.
Около музея, на причале - остов шхуны "Запад":
Это была парусная шхуна 1949 года постройки, долгое время использовавшаяся как учебное судно, а позднее - экспонат Морского музея. В 1990-е годы она пришла в аварийное состояние, а шторм обломал ее мачты. Еще один редкий цинизм - в 2005 году ее просто вычеркнули из списка памятников культуры.
Короче, вроде бы и красивый район у двух подворий - а уже 4 повода испортить себе настроение подряд. Но я, гуляя здесь, об этом не думал, а наслаждался архитектурой зданий и просторами Двины.
Памятник жертвам интервенции - вообще эта тема в Архангельск популярна, что и немудрено: ведь ставились памятники в Холодную войну, а в 1918-20 воевали тут не с кем-нибудь, а с настоящими американцами!
Здание Драмтеатра имени Ломоносова - на его месте стоял до 1930-х годов Троицкий собор, о котором я уже писал в
посте об утратах Архангельска. На заднем плане - уже знакомая Высотка. Я не знаю, чем поражаться больше - масштабам исторических потерь в Архангельске, или тому, что даже после этого город сохранил лицо?
В скверике у набережной не смог пройти мимо вот этой змеюки вентиляционной трубы.
Чуть дальше - еще один фрагмент старого Архангельска в аварийном состоянии - памятник Петру Первого и здания Присутственных мест и Благородного собрания конца 18 века:
Еще одно очень интересное здание, назначение и возраст которого мне не известен:
Интересно, что здание с двумя башнями - деревянное, но оштукатуренное под камень:
Отсюда недалеко до площади Ленина - хорошо виден Почтамт и здание областного МВД на переднем плане:
А как я писал в первой части, от Почтамта сотня метров до мыса Пур-Наволок - исторического сердца Архангельска у крутого поворота Северной Двины, и если до Пур-Наволока "мы" шли с востока на запад, теперь будем идти с юга на север.
На мысе Пур-Наволок стоит Гостиный двор - самое старое и уникальное здание Архангельска. Часто о нем говорят во множественном числе - Гостиные дворы.
Об этом ансамбле, построенном в 1668-84 годах я уже писал в посте об утратах (ссылку см. выше). Здесь повторюсь - пересказывать то же самое другими словами особого смысла не вижу.
Первоначально это был комплекс Гостиных дворов. С одной стороны располагался Русский гостиный двор, с другой - Немецкий гостиный двор, между ними находился Каменный город, то есть внутренняя крепость. Гостиный двор Архангельска одновременно служил и кремлем, что в 17 веке было не такой уж редкостью - так же устроен Меновый двор в Тобольске.
Строился Гостиный двор 16 лет, причем руководили строительством как русские, так и "немецкие" (то есть вообще иностранные) зодчие. Сооружение было огромным - вдоль Двины оно тянулось на 400 метров, общий периметр приближался к 1,5км - это размер крупного кремля.
С утратой роли Архангельска как главных морских ворот страны началась постепенная ликвидация Гостиного двора, который просто разбирали на камень. К концу 18 века остлся только Русский гостиный двор, который был переобрудован в 1788 году под таможню. К началу ХХ века и от него осталась около половины - стена, выходящая к Двине и одна из боковых стен.
Сторона Гостиного двора, обращенная к Двине, получила свой облик в 18 веке: и Таможня, похожая на церковь в стиле классицизма, и сам облик фасада:
Гораздо колоритнее Гостиный двор выглядит с другой стороны - вот та же самая башня и средневековый корпус около нее:
Та же самая стена:
Те же самые ворота:
В Гостином дворе размещается экспозиция поморской культуры и истории 16-17 веков, и средневековые своды для этого подходят идеально. Вход в музей - с внутренней стороны, и ворота открываются с открытием музея. В музей зайти советую - экспозиция небольшая, но чрезвычайно интересная и информативная.
От Гостиного двора путь вдоль набережной дальше на север. После поворота Двина резко расширяется, до 3-4 километров, а у берега появляется широкий песчаный пляж, где в сентябре - только чайки. На заднем плане - башня Гостиного двора:
Уже знакомые по первой части телевышка-мачта и шпиль лютеранской кирхи 18 века:
На набережной стоят и памятники - героям Великой Отечественной:
И очень пронзительный памятник погибшим морякам. Я, с детства привыкший ждать отца с моря по 3-4 месяца, тут с трудом не прослезился.
Чуть дальше - очень красивый деревянный дом начала 19 века:
К которому примыкает заброшенный винзавод начала ХХ века:
Дальняя часть набережной в историческом центре - видна Успенская церковь, новодел "по мотивам" снесенной в 1930-е годы церкви середины 18 века, а за ней еще какие-то здания - то ли екатерининского, то ли сталинского времени:
А волна набегает на берег совсем по-морскому. Носятся вороны и чайки, и дует холодный, соленый ветер. Набережная тянется на север еще на 3 километра, и вдали видны сооружения судоверфи "Красная Кузница" в Соломбале, на том месте, где первые верфи заложил еще Петр Первый.
Туда - в Соломбалу, а затем и в Новодвинскую крепость, от которой уже видно море, мы отправимся в следующих частях.