Маленький-маленький (5,2 тыс. жителей) городок на полпути между Зеленогорском и Выборгом, Приморск известен с 1268 года, то есть он старше, чем Выборг. Новгородцы называли его Берёзовск, шведы - Бьёрке, финны - Койвисто. Собственно, финское название было официальным лишь в 1918-48 годах. До недавнего времени это было захолустье, однако в 2000-е годы здесь был построен гигантский нефтегазовый терминал, известный также как Порт-Лукойл, через который пошёл основной морской экспорт нефти в обход Прибалтики.
Койвисто - по сути дела город одной достопримечательности: кирхи Марии Магдалины, построенной в 1900-1904 годах Йозефом Стенбёком и ставшей вехой в финской архитектуре, прототипом многих других кирх независимой Финляндии. Однако, и сам Приморск весьма колоритен.
Из Зеленогорска в Приморск я ехал на дизеле. Изначально я планировал поездку в Койвисто из Выборга, так как дизель уходил довольно рано - но метель в Зеленогорске вынудила меня прийти на вокзал пораньше, и я успел. Приморская железная дорога проходит параллельно Финляндской, но идёт почти по берегу моря (правда, само море не видно за деревьями), однопутная и неэлектрифицированная. Путь из Териоки в Койвисто, на классическом дизеле из локомотива и двух вагонов занял около 2 часов.
Финский вокзал в Койвисто ныне используется как жилой дом, но на боковой стене осталась табличка "Приморск".
Станционные здания. Спереди - гидрант, при помощи которого заправляли водой паровозы. Сзади - веерное депо. Примерно так, не считая разрухи, крана и светофора, выглядели железные дороги в 19 веке.
Привокзальная слободка:
Попадаются кое-где и финские домики. А вообще - атмосфера глуши (хотя фактически Приморск таковой не является).
Строительство церкви Новомучеников Российских:
А вот уже и залив. Открытое море загораживает цепочка островов.
На заливе - бешеный ветер, похожий на направленную воздушную струю. Видно, как вдалеке он метёт по поверхности залива снег. И это не метель, а буран - некое подобие пыльной бури.
Порт находится в 5 километрах южнее города и отсюда не виден. Суда за заливом:
В том числе небольшие военные корабли - видимо, катера береговой охраны:
А с другой стороны видна основная цель путешествия в Приморск - кирха Марии Магдалины:
По дороге к ней, у залива, красивый воинский мемориал:
Дальше начинается центр - здесь это буквально один квартал кирпичных домов:
Магазин "Ветеран":
Дорога к кирхе:
...В составе Российской империи Финляндия имела очень широкую автономию, на грани независимости: здесь были собственная монета, собственная таможня, своя внутренняя политика, другие законы (например, крепостное право тут отменили при Александре Первом). Финны, как и карелы, были к тому времени достаточно развитым народом со своей культурой, но жили в основном в сельской местности, в то время как городское население было почти исключительно шведским - шведы составляли 15-17% населения Финляндии.
Россия с самого начала сделала ставку на финнов и способствовало развитию их культуры в противовес шведской. К концу 19 века Финляндия подошла к мощному национальному подъёму. Это было к тому времени не просто почти готовое независимое государство, это было еще и именно ФИНСКОЕ (не шведское или русское) государство.
В первой половине ХХ века сложилась и финская архитектура - модерн (национальный романтизм) и функционализм. И кирха в Приморске стала настоящей вехой в развитии финского модерна.
Она послужила прототипом для многих других финских церквей. Только в России сохранились 2 её "потомка", построенных Йозефом Стенбёком - в Зеленогорске и Мельниково (Райсяля), похожей планировки и конструкции. Многочисленные её "потомки" строились и в самой Финляндии, в том числе
кафедральный собор в Тампере, созданный уже другим архитектором. И даже в
новодельных кирхах Карелии и Ленинградской области угадываются какие-то её черты.
Однако кирха в Койвисто, кажется, осталась непревзойдённой по своей самобытности и оригинальности. До недавнего времени она была в плачевном состоянии, ныне отреставрирована. Её здание разделено между краеведческим музеем и домом культуры.
О том, почему такая уникальная церковь была построена в селе (которым тогда являлся Койвисто), точной информацией не располагаю. Может быть, случайно. Но не стоит забывать, что в 30км южнее Койвисто, на мысу Кюрёниеми похоронен Микаэль Агрикола - великий финской просветитель, деятель Реформации, первый лютеранский епископ Финляндии, создатель финского алфавита и переводчик на финский первых книг - "Катехезиса" и "Евангелие". Умер он возвращаясь из посольства в Москву.
Много интересного и во дворе кирхи (ходить там было трудно, так как почти везде снег по пояс). Например, традиционный для Старофинляндии памятник погибшим в Зимнюю войну финнам.
Кривые и крепкие сосны, побитые морскими ветрами:
А ветер здесь реально валит с ног. Вид от кирхи на город:
Рядышком, в деревянном доме, находится действующая кирха Марии Магдалины:
Приморск - вообще очень веротерпимый город. Где-то слышал, что в городке с 5 тысячами населения действуют храмы и молельни 8 христианских конфессий! Лютеранская кирха в центре, православная церквушка на окраине (заснять из окна автобуса не успел, церковь новодельная и очень маленькая), несколько церквей и моленных домов разных сект. Например, Новоапостольская церковь в паре сотен метров от кирхи по главной улице:
Собственно главная улица Приморска, район рынка:
В основном же Приморск вот такой:
При этом город достаточно ухоженный и благоустроенный. Нефтегазовый порт - хорошее градообразующее предприятие.
Еще в Приморске есть несколько очень эффектных новорусских вилл в "варяжском" стиле:
Еще одна достопримечательность находится в 5км севернее Приморска, в посёлке Манола около базы отдыха - так называемая "банка" или "стакан". Я туда добраться не успел, поэтому воспользуюсь чужими
фотографиями с сайта посёлка Глебычево.
"Банка" - это цельная железобетонная тумба, стоящая в воде у берега. А на тумбе лежит гигантская Цепь:
В чём было назначение этой штуковины? На ней в 1959 году проходили испытания первого в мире атомного ледокола "Ленин". Корабль должен был сдвинуть эту банку с места, а такая мощная цепь была нужна потому, что даже якорная цепь бы порвалась. По результатам испытаний, мощность "Ленина" составила 44000 лошадиных сил. Подробнее об этой машине, которая ныне стоит в Мурманске как музей,
я уже писал здесь.
Ну а мне в Приморске оставалось только пойти на автовокзал. Роль которого играет вот этот павильон, а автобусы просто останавливаются у соседней остановки и оплачиваются при посадке:
Из Койвисто мой путь лежал в Выборг - столицу Старофинляндии. О нём и пойдёт рассказ дальше - это 5 постов. Расскажу и о брендовых достопримечательностях, и о менее известных пластах - таких как финский функционализм.
Старая Финляндия на довоенных фотографиях.
О моём путешествии и его сюрпризах.
Белоостров (Раяйоки). Бывшая граница (архивные фото).
Зеленогорск (Териоки)
Приморск (Койвисто).