Я люблю путешествовать в марте. Ну и что, что сугробы и гололёд. Зато в марте совершенно зимние пейзажи и весенние небо, и к тому же не холодно. Март - это "небо, снег да Солнышко" (с). Причём даже на вечно пасмурном и промозглом Северо-Западе.
В целом, 4-дневное путешествие по Старофинляндии прошло очень успешно. Жаль, что места в основном брендовые, хотя всё же несколько объектов и архитектурных пластов, которыми туристы интересуются мало, я нарыл. А еще эта поездка оказалась чрезвычайно богата на разные сюрпризы - и приятные, и не очень, но слава Богу без откровенно плохих.
В этом посте речь пойдёт не о городах и весях, а именно о том, как я путешествовал. Потому что тот редкий случай, когда это достойно отдельного рассказа.
Сначала я приехал в Петербург около 5 утра. Блинная на Московском вокзале, где я обычно ем, оказалась закрыта. Съел шаверму в "Быстроежке" - дрянь оказалась редкая. А потом пошёл по Невскому проспекту, желая свернуть на Литейный и дойти пешком к Финляндскому вокзалу за Невой.
Однако у поворота на Литейный меня встретили кенты в количестве 4-5 особей. Кенты были совершенно классические: в кэпках, мятых пиджаках и брюках, обратились ко мне "Слышь, братан, закурить есть? Да ты не ссы, братан!"... Короче, после такой встречи я решил идти по освещенному и людному даже в 5 утра Невскому, а не Литейному... Но так как Невский через Финляндский вокзал не проходит, дошёл я только до метро.
В Зеленогорске всё стало еще хуже - через полчаса моего пребывания в сём славном городе разыгралась дикая метель:
У меня возник сильнейший соблазн вернуться на вокзал, и уехать "обратно в свою Маааськву!". Если погода останется такой все эти 4 дня, то нафиг оно надо? 4 дня скитаться по слякоти и серости, по довольно заезженным туристами местам, да еще и потратить на это в сумме 7000р. (с ЖД-билетами) - ни удовольствия, ни хороших фотографий, ни терры инкогнита.
Однако поворачивать в дороге нельзя ни в коем случае, в чём я вскоре убедился. На вокзале в Зеленогорске стоял раритетный дизель на Выборг, идущий через Приморск, и я решил: если уж ретироваться - то хотя бы сначала добраться до Выборга (где я уже бывал осенью-2004).
Два часа до Приморска ехал в сидячем вагоне с мужиком-военным, у которого лучшая подруга - 45-летняя байкерша из Ивано-Франковска, и он периодически ездит к ней в Карпаты. Метель тем временем кончилась.
Небо над Приморском стало проясняться:
А ветер был такой, будто на меня навели воздушную помпу. Оценил я и масштабы сугробов Зимы Большого Снега. Пейзажи почти дальневосточный:
К моменту моего прибытия в Выборг погода окончательно наладилась. Последующие два дня серость стояла только утром, к середине дня же становилось вот так. А на третий день было ясно и утром.
В Выборге позволил себе немного пожировать на крови несчастного народа и поселился в гостинице "Викинг", что прямо около вокзала. По идее, стандрат там стоит 1900р., но в будние дни зимой действует скидка 30%. За 1300р. я снял вот такой номер:
В общем, Народ, прости меня!
Жалею, что провёл тут по сути всего одну ночь. Вообще же, на осмотр Выборга у меня было полтора дня. Ну а Выборг - это один из тех городов, которые в представлении не нуждаются.
Правда, думается, "европейский" он только по русским меркам. Думаю, что если бы он остался в составе Финляндии - его бы рекомендовали евротуристам как "типичный русский город". В сущности, отличия минимальны: северный модерн вместо русского; валунные дома вместо палат (всего 7 штук!); замок с башней вместо кремля с собором; функционализм вместо конструктивизма; и даже улицы прямые - только без деревьев.
Думается, для Европы Выборг - это примерно как для нас Казань или Астрахань. Но менее прекрасным он от этого не становится!
Вообще, Выборг замечателен не только тем, что это еврогород в России.
Только в мировом масштабе самое главное в Выборге - не средневековости, а функционализм 1930-х годов. Очень колоритная архитектура, разительно непохожая на наш конструктивизм.
А еще в Выборге в тот день снимали кино (куча угля на старинной улочке - тоже оттуда же). Кажется, "Белая гвардия". Крепостная улица (главная в Старом городе) была перекрыта и украшена декорациями:
Выборг символизировал Киев. Ну как, похоже?
А в районе Крепостной улицы и Крепостной площади можно было видеть очень колоритный казаков и красноармейцев:
Милиции в городе было очень много, но вели они себя очень вежливо. И в сущности, осмотру Выборга съёмки почти не помешали.
Потом я вернулся в Петербург, в основном провёл там пару часов в метро и пару часов на Ладожском вокзале:
А дальше поехал на ночном поезде к станции Ляскеля в 30км от Сортавалы. Точнее, это даже не поезд, а прицепной вагон к поезду Петербург-Петрозаводск, который идёт по линии Лодейное Поле - Янисъярви. Там я уже
был в декабре-2009, и эта линия с семафорами и однопутной глухоманью произвела на меня огромное впечатление.
В принципе, по всем параметрам, кроме ширины колеи, она приближается к узкоколейкам. Также я немного пофотографировал Питкяранту (район вокзала), а от Питкяранты до Ляскеля ехал один в вагоне!
В Ляскеля я осмотрел старинный финский завод и плотину, и стал думать, как лучше выбраться. Сначала попробовал автостопом - но безрезультатно, не дружу я с этим методом. Тогда пошёл на автобусную остановку - должен был быть автобус.
А там меня поймала милиция. Дальше началось самое интересное: за 3 часа я поимел дело с ДПС, пограничной службой и ФСБ! Но напрасно вы уже предвкушаете очередную историю о милицейском произволе... Нет, конечно, вы можете предположить, что я вру, и сижу тут весь в гипсе и нагло вру, а фотографии чужие - чего только не стерпишь из любви к начальству, хе-хе. Но на самом деле все инстанции со мной обращались крайне цивилизованно и даже вежливо.
Менты сказали, что это погранзона и меня надо проверить. Вызвали пограничников.
Пока ждали, разговорились. Никакой враждебности не ощущалось. До меня дошло, что это не разводилово, а просто тут НЕСТРОГАЯ погранзона, то есть въезд сюда свободный, но положено всех проверять. Потом меня отвезли на соседнюю остановку, обо всём кратко расспросил пограничник в камуфляже, переписал мои паспортные данные на листочек и долго потом куда-то звонил, держа этот листочек в руках. Меня же отпустили без малейшей попытки развода или угроз.
То есть, ВООБЩЕ ничего плохого не было - даже словесного хамства.
Под конец еще и посадили на автобус. Я поехал в Сортавалу. Карелия - это очень красиво, в том числе зимой.
В Сортавале приключения продолжились. На одной из боковых улочек около меня остановилась машина, вышел человек в штатском, очень вежливо спросил, надолго ли я сюда приехал... а потом предъявил удостоверение сотрудника ФСБ! С ним также всё было очень вежливо, даже более вежливо, чем с гайцами и пограничниками в Ляскеля. В Сортавале я еще до этой встречи пошёл на вокзал и купил билет в Приозерск, и билет этот сразу же показал агенту.
Потом агент сопроводил меня в гостиницу "Ладога" (одна из двух самых дешёвых гостиниц Сортавалы), в квартале от которой мы и встретились, и под его контролем я туда заселился. Он объяснил мне, что в Сортавале где, и ушёл. Однако после я не мог отделаться от ощущения, что за мной следят.
Например, утром милицейская машина караулила в переулке за гостиницей. Нет, совсем не утверждаю, что они следили за мной. Но подумалось сразу именно это. По крайней мере мой отъезд в Приозерск они наверняка контролировали.
А в целом Сортавала (где я тоже был в 2004 году) мне очень понравилась.
В Приозерск я ехал в сидячем вагоне поезда Костомукша-Петербург. И на вокзале Приозерска увидел милицейский автобус и фургон, и целый взвод вооруженной милиции. Они снимали людей с соседнего вагона - каких-то нерусских с сумками. Всего сняли 13 человек - уж не знаю, кто это были. Контрабандисты, наркоторговцы (а города вдоль финской границы имеют репутацию наркоманских), или просто нелегалы.
Я подумал, что и ко мне такое пристальное внимание было не в связи с погранзоной, а в связи с этой спецоперацией.
Однако я лишь еще раз уверился, что зря говорят о ТОТАЛЬНОМ произволе милиции. Произвол чинят отдельные отморозки в самой милиции и во власти (как с дачей Муромцева), но одного случая произвола вполне досатоточно, чтобы перекрыть 1000 случаев добросовестной работы. Страшно подумать, что могли бы сделать со мной там, если бы произвол был действительно тотальным... Но со мной обошлись как с порядочным гражданином, имеющим презумпцию невиновности.
Приозерск с одной стороны мне понравился, с другой разочаровал. Очень приятный город, но я ожидал большего.
С окрестностями я решил не мудрить, и посетить Тиверск и Коневец как-нибудь летом. Дальше было 3 часа пути до Петербурга, опять осмотр метро, посиделки в кафе-блинной "Чайная ложка" на Невском и прогулка по маршруту: Гостиный двор - Дворцовый мост - стрелка Васильевского острова - Биржевой мост - набережная у Петропавловской крепости (Кроверк в темноте смотрится здорово!) - Троицкий мост - Марсово поле - Фонтанка - Невский - Московский вокзал.
Фотографировал здесь немного, но всё же кое-что есть (пардон за лучи - это объектив засорился, а я не почистил):
Я очень люблю Петербург. Вообще, он всегда казался мне более цивилизованным и комфортным в человеческом плане городом, чем Москва. Особенно Питер похорошел в последние несколько лет. Сейчас я думаю, что если бы имел возможность выбирать, в какой из двух столиц жить - поселился бы в Петербурге. Запросы у меня небольшие, и обе столицы позволяют их удовлетворить в примерно равной степени.
Но в этот раз о Петербурге больше ничего не будет, кроме этих фотографий. Всё же основной темой путешествия была Старофинляндия.
Рассказ о ней представляю пока примерно так:
1.
Старая Финляндия на довоенных фотографиях.
2. Белоостров (по старым фото, своих нет).
3. Зеленогорск (Терийоки)
4. Приморск (Койвисто, Бьёркё, Берёзовск).
5. Выборг (Виипури, 4-5 частей).
6. Линия Лодейное Поле - Янисъярви (станции, виды, Питкяранта, Ляскеля).
7. Сортавала (думаю, 2 поста).
8. Приозерск (Корела, Кексгольм, Кякисалми).
Не попал я в Лахденпохью и Лумиваару (с транспортом не сложилось, да и ФСБ злить не хотел), Тиверск и Коневец (подожду лета), Каннельярви (поленился).
А еще меня поразило то, насколько Сатрофинляндия лишена "нерусскости". Не считая необычной архитектуры, нет совершенно никакого ощущения, что это была заграница (разве что в окрестностях Сортавалы и Лахденпохском районе). Разве что непривычно извилистые автодороги.
Но сама аура Финляндии отсюда была стёрта безжалостно. Посему предлагаю пустить еврослезу, послать очередное проклятие Сталину и произнести заветную фразу "А могли бы жить как люди!", без которой обходится редкий текст про эти края.
UPD: оглавление экспедиции
Старая Финляндия на довоенных фотографиях.
Белоостров (Раяйоки). Бывшая граница (архивные фотографии).
Зеленогорск (Териоки).
Приморск (Койвисто, Бьёрке, Берёзовск).
Выборг. От вокзала к замку.
Выборг. Виды с башни Олафа.
Выборг. Старый город (в пределах Рогатой крепости).
Выборг. Новый город (в основном межвоенная архитектура Финляндии).
Выборг. Остров Твердыш (Линнасаари).
Железная дорога
Лодейное Поле - Янисъярви и станция
Ляскеля.
Сортавала. Южная сторона.
Сортавала. Северная сторона.
Приозерск (Корела, Кексгольм, Кякисалми).