Итак,
в прошлой части мы доехали по экзотической линии Лодейное Поле - Янисъярви до станции Ляскеля. Отсюда около 20км до конца линии - станции Янисъярви, и около 20-30км по автодороге до Сортавалы. Прогулялся я немного и по самой Ляскели - небольшому селу, выросшему вокруг старинной (1899 год) бумажной фабрики.
Ляскеля расположена очень красиво - среди сопок и хвойных лесов:
А лесопромышленная сущность видна невооруженным глазом:
Практически около вокзальчика, на трассе, стоит вот такой дом - явно финской постройки:
Неподалеку - полуразрушенная водонапорка:
И еще какие-то руины:
Село делит пополам небольшая сельга (то есть вытянутая гряда холмов), за сельгой и находится центр Ляскеля, а в Сортавалу дорога ведёт в противоположную сторону:
Перевал через сельгу - вдали видно придорожное кафе:
Самодельная церквукша за сельгой:
Впереди плотина на реке Янисъйоки (которая вытекает из озера Янисъярви и впадает в Ладогу), за плотиной сталинские дома, построенные, видимо, для рабочих бумажной фабрики:
На плотине был ремонт, но я настолько дикий, что всё равно фотографировал. Правда, очень осторожно - поэтому и качество не ахти.
Бумажная фабрика в Ляскеля была построена в 1899 году, как и многие другие небольшие лесоперерабатывающие предприятия Финляндии. Однако так получилось, что за последующие 100 лет фабрика практически не изменилась (хотя и несколько расширилась) - говорят, тут даже оборудование сохранилось с конца 19 века! Фабрику в Ляскеля называют иногда "работающий музей".
Хорошо сохранились старые цеха, плотина на пороги Янисъйоки... Хотя интересно, какого качества бумагу тут делают?
Особенно живописен цех на углу фабрики, у самой воды:
А вот вода бурлит в плотине:
К сожалению, все виды этой фабрики я снял только с плотины. Я искал проходы к ней дальше, но всё было засыпало снегом, в который я проваливался по колено или по пояс. К тому же, было у меня в Ляскеля какое-то смутное чувство дискомфорта, желание побыстрее отсюда уехать (и как оказалось, не напрасное) - поэтому я и не особо старался.
Вид с плотины вверх по течению Янисъйоки:
В Сортавалу я решил ехать автостопом, и опять перешёл через сельгу.
А ведь пейзаж тут вряд ли изменился с 1930-х годов...
У поворота были семафор и мост, показанные в конце прошлой части, а также тропка, уходившая через снега влево, к реке. По этой тропке я пошёл, надеясь найти хороший вид на фабрику:
Примерно от этого дома (похожего на финскую избу) я сняли и вводный кадр поста. Зато у реки открывалась впечатляющая панорама Ляскеля в качестве северной деревни:
Дальше я пытался уехать автостопом, мне это как обычно не удалось, и я вспомнил, что скоро здесь пойдёт автобус со стороны Олонца. В итоге, на автобусе я и уехал, но перед этим было небольшое приключение с милицией и пограничниками, о котором я уже
писал во вступительном посте.
Дорога в Сортавалу. Здешние пейзажи, особенно зимой (летом палитра другая) чрезвычайно напоминают Средний Урал - невысокие покатые горы, хвойные леса, скалы:
Основное отличие - в огромном количестве озёр, которые занимают в сумме 22% площади Карелии и 10% площади Финляндии. А еще в этих краях фантастически извилистые дороги финской постройки, похожие на горный серпантин:
Далее - рассказ о Сортавале, где я ночевал перед последним днём путешествия.
Старофинляндия
Старая Финляндия на довоенных фотографиях.
О моём путешествии и его сюрпризах.
Белоостров (Раяйоки). Бывшая граница (архивные фото).
Зеленогорск (Териоки)
Приморск (Койвисто).
Выборг. От вокзала к замку.
Выборг. Виды с башни Олафа.
Выборг. Старый город.
Выборг. Новый город.
Выборг. Остров Твердыш.
Железная дорога
Лодейное Поле - Янисъярви и станция Ляскеля.