Продолжаем исследовать Сортавалу - прекрасно сохранившийся финский уездный город на территории России, интересный не только как пункт отправления на Валаам. В прошлой части мы обошли южные районы, примечательные деревянными домами и железнодорожным наследием. Теперь же осмотрим север города, где и находится важнейшие архитектурные памятники.
В прошлой части мы остановились на Карельском мосту через залив Ладожского озера, разделяющий Сортавалу. С моста уже прекрасно видны функционалистические здания, образующие городской "фасад":
Две гостиницы рядышком, а у самого их подножья - пристань, с которой ходят суда на Валаам. Ведь Валаамский архипелаг административно является частью (!) Сортавалы, по прямой до "монашеской республики" отсюда около 50 километров - это час на скоростном судне и два-три на обычном.
Гостиница "Нево" в старинном здании - одна из двух самых дешёвых (наряду с "Ладогой"). Изначально тут располагалась гостиница "Сеурахуоне", в которой останавливался Рерих в 1916 году, но нынешнее здание 1939 года:
Карельская улица - главная на обоих берегах:
Пересекая залив, улица приводит к сердцу Сортавалы - треугольной площади Вяйнямёйнена. Это вовсе не какой-нибудь финский коммунист, а один из трёх героев "Калевалы" - карело-финского эпоса. Правда, площадей Ильмаринена и Лямикяйнена здесь нет. Кстати, ударения в фамилиях на последний слог перед окончанием: ВяйнямЁйнен.
Центр площади украшает памятник Рунопевцу, то есть сказителю (ведь Карелия всегда славилась сказителями, тут была впервые записана не только "Калевала", но и русские былины):
Название площади не имеет аналогов в России. Архитектура - тоже (вид с севера):
Функционалистические жилые дома были построены Уно Ульбергом - великим финским архитектором, постройки которого определили облик городов Выборгской губернии периода независимости. Деревянное здание с башней - пожарное депо (1888). Есть на площади и памятники северного модерна.
Почта:
Мэрия (1907, изначально дом купца Сиитонена):
Прежде, чем идти дальше по Карельской, осмотрим окрестные кварталы. Если на площади Вяйнямёйнена повернуть налево (стоя спиной к мосту), выйдешь к скверику, где до Зимней войны размещались
деревянная кирха и ратуша. Кирха сгорела в войну, Ратуша (1885) стоит и по сей день:
Я видел деревянные храмы (в том числе мечети), деревянные крепости, деревянные вокзалы, даже деревянный завод - но деревянную ратушу вижу первый раз!
Ныне Ратуша занята библиотекой. Обратите внимание - табличка продублирована, но на карельском или финском - не знаю:
Чуть поодаль на холме - стоящие рядом Мужской лицей (1911) и Женская гимназия (1901):
Теперь пойдём с площади Вяйнямейнена направо, в район функционалистических зданий. Сортавала проигрывает Выборгу в плане количества и качества зданий этого стиля - но даже опережает целостностью:
Другие улицы в центре Сортавалы, между Карельской улицей и берегом Ладоги:
В том числе автовокзал (1923, Уно Ульберг) в конце улицы Кирова - опять же то, чего нет в России:
Напротив автовокзала стоит одно из самых больших и красивых зданий Сортавалы - управление Православной Церкви Финляндии, построенное в 1931 году архитектором Юхани Вийсте:
Сейчас здание используется не по изначальному назначению, но нужно обязательно заглянуть в его арку (обратите внимание на ажурную решетку, кстати):
Во дворе Архиерейского дома стоит церковь Иоанна Предтечи, похожая на кирху. Тем не менее, церковь изначально строилась как православная, а Юхани Вийсте пытался обыграть в ней тему шатровых храмов:
Вплотную к бывшему Архиерейскому дому примыкает ГРЭС, что создаёт очень необычные ракурсы.
А еще Сортавала, особенно модерновые здания, крайне богата архитектурными деталями:
Деревянные дома попадаются и в северной части сортавальского центра:
Вообще, целостность Сортавалы очень высока, но не уникальна. При желании столько же можно найти в очень многих русских райцентрах... Но непривычность здешней архитектуры заставляет видеть то, чего не видишь обычно.
Возвращаемся на Карельскую улицу:
Никольская церковь (1875):
Две "коробки" - финская и хрущевская:
Если смотреть на карту Сортавалы, можно обнаружить, что северную часть центра охватывает полукольцом железная дорога. Это действительно так - только ветка не используется, её пути погребены под толстым слоем снега и не видны даже на тротуарах - только на проезжей части. Но придорожные постройки определяются безошибочно:
Чуть дальше, на холме - функционалистическая кирха. По идее,
Новая кирха в Сортавале была построена в 1939 году, но по фотографиям она выглядит совершенно не так. Видимо, эта кирха - новодел... Однако всё равно в традициях 1930-х годов, которые так и не дошли до русского храмостроения (по причине того, что в 30-е годы храмостроения у нас и не было):
Обратите внимание на звонницу в виде сторожевой вышки - такое в Старофинляндии распространено.
Здесь исторический центр Сортавалы заканчивается, начинают избы, прилепившиеся к склонам сопок и извилистым улицам:
Я дошёл до вот этого финского здания, оказавшегося школой:
С её заднего двора открывались красивые виды на районы частного сектора, старинную фабрику и лесистые сопки:
Напоследок - еще один кадр с площади Вяйнямёйнена. Обыкновенный вечер в районном городке:
Переночевав в гостинице "Ладога", утром я уехал в Приозерск на поезде Костомукша-Петербург. Ходит он через день, покидая Сортавалу в 7:20. Ежедневно ходит еще две электрички - вечерняя (около 6 вечера) и утренняя, выходящяя в 5:17. На узкой полосе между Ладогой и финской границей расположен лесопильный
городок Лахденпохья, куда я не успел, и
село Лумиваара с одной из лучших кирх Старофинляндии (1935). Теоретически, я мог бы осмотреть и их, но поленился вставать в пол-пятого утра.
Впрочем, летом в этих краях намного красивее (а я был тут летом-2004, когда ездил на Валаам), и возможно я сюда еще вернусь.
Старофинляндия
Старая Финляндия на довоенных фотографиях.
О моём путешествии и его сюрпризах.
Белоостров (Раяйоки). Бывшая граница (архивные фото).
Зеленогорск (Териоки)
Приморск (Койвисто).
Выборг. От вокзала к замку.
Выборг. Виды с башни Олафа.
Выборг. Старый город.
Выборг. Новый город.
Выборг. Остров Твердыш.
Железная дорога
Лодейное Поле - Янисъярви и станция
Ляскеля.
Сортавала. Южная сторона.
Сортавала. Северная сторона.
Приозерск (Корела, Кексгольм, Кякисалми).