Словом "Пермь" исторически называли не индустриальный город на Каме, а земли, лежавшие гораздо дальше, в предгорьях Северного Урала. Слово "Пермь" происходило от "Пере маа", что означало "Далекая земля", "Задняя земля" или "Земля за Волоком", что недвусмыслено говорило об удаленности и труднодоступности этих мест. Населяли Пермь схожие по языку финно-угорские народы - коми. Тех, кто жил севернее, русские называли зыряне, а тех, кто южнее - пермяки. Поэтому исторически и Перми было две: зырянская Пермь Малая в бассейне Вычегды, и пермяцкая Пермь Великая в бассейне Камы. Обе они были по очереди присоединены к России: Малая Пермь - в конце 14 века, Великая Пермь - в 15 веке.
Обе Перми имели и свои древние столицы. В Перми Великой это была Чердынь (
часть 1,
часть 2), в Перми Малой - Емдынь, по-русски известная как Усть-Вымь. Уже в 17 веке обе они утратили своё значение, но остались духовными центрами своих народов. Нынешняя Усть-Вымь - небольшое село в 100км севернее Сыктывкара, примечательное уникальным для Республики Коми архитектурным ансамблем.
....В 1379 году на Вычегду пришел из Великого Устюга миссионер Степан Храп, позднее известный как Стефан Пермский. Его отцом был русский дьяк Симеон, матерью - зырянская крестьянка Мария. Стефан хорошо знал зырянский язык, перевел на него Священное писание, и был благословен на христианизацию Малой Перми. Первую проповедь Стефан начал в устье Вычегды, на месте нынешнего Котласа. По легенде, язычники сначала хотели сжечь его заживо, но не смогли - и остановило их даже не чудо какое-нибудь, а полное отсутствие страха и ненависти со стороны миссионера. Потрясенные этим зыряне отпустили Стефана, стали прислушиваться к его проповедям, и вскоре приняли Крещение. Стефан направил вверх по Вычегде, обращая в православие село за селом, и к 1380 году достиг Усть-Выми:
Здесь он вступил в духовный поединок с верховным жрецом Памой. По легенде, Стефан и Пама должны были выдержать испытания огнём и водой: пройти сквозь горящую избу и проплыть с берега на берега подо льдом Вычегды. В сущности, оба испытания значили верную смерть, но главное было то, что пройти их Стефан и Пама должны были вместе, связанные за руки одной цепью. Вопрос был лишь в том, чья вера окажется крепче. Пама испугался, и тем самым спас и Стефана. После этого зыряне окончательно поверили православному миссионеру. Малая Пермь в год Куликовской битвы стала частью России, а Стефан Пермский - первым её епископом.
Тогда же он создал Анбур - уникальный коми-зырянский алфавит на основе кириллицы и греческого алфавита, использовавшийся до 17 века. Древнейшая надпись на коми языке анбуром относится к концу 14 века, на иконе "
Зырянская Троица". Ни один угро-финский народ, за исключением венгров, не мог похвастаться подобным.
Впрочем, многие остались язычниками. Пама и верные ему люди ушли за Урал, где постепенно рассеялись. Осталась легенда о Золотой Бабе - главном зырянском идоле, который они спрятали то ли на горе Тельпозис (высшая точка Северного Урала, 1672м, в переводе "Гнездо ветров"), то ли в болотах Оби.
Центром Усть-Выми был так называемый Владычный городок, ныне переданный Михаило-Архангельскому монастырю. Именно здесь было древнее капище, разрушенное Стефаном Пермским. Простые и скромные церквушки относятся к 18 веку, хотя в дереве существовали с 1380-х годов. Ансамбль Владычного городка в советское время понес большие утраты, но все-таки по-прежнему интересен.
Слева направо: Введенская часовня из деревни Камсамас (1882), часовня Всех Святых над могилами пермских епископов (воссоздана в 1996), церковь Стефана Пермского (1755-67), церковь Михаила Архангела (1795-1806). Вид со стороны села:
Здесь ансамбль дополняет Птица Счастья - 12-метровый флюгер, поставленный к 625-летию описанных выше событий. Птицы Счастья - явление на Севере распространенное, но в виде флюгера я вижу такую первый раз. Возможно, это крупнейшая существующая Птица Счастья:
Церкви поближе:
С обратной стороны - здесь виден Святой источник в овраге, которому поклонялись еще язычники:
Церковь Стефана Пермского - старейшее здение республики Коми. Внутри маленький бесстолпный зал, росписи 19 века. Не очень красиво, но действительно свято.
А вот эта кирпичная часовня есть на всех фотографиях, но информацию о ней в Сети в 2008 году (когда я был в Усть-Выми) найти было невозможно:
Я узнал, что это такое, только "на местности" - часовня над могилой епископов Герасима, Питирима и Ионы:
Здесь же стоит маленький Введенская часовенка из деревни Камсамас. В Республике Коми сохранилось несколько десятков (а то и сотен) деревянных церквей и часовен 19-20вв., но все они подобны этой часовенке, и сильно проигрывают своими аналогам в "русских" регионах Севера.
От надмогильной часовни через овраг перекинут мост:
О "крепости" на том берегу - чуть позже. Здесь же стоит церковь Михаила Архангела, построенная по образцу церкви Стефана Пермского.
У обеих церквей очень простая и необычная архитектура. Что-то вроде "устюжского барокко" - но только упрощенного и измененного неимоверной удаленностью этого края.
Загадочный "острог" на противоположном берегу оврага превлек мое внимание сразу же - ведь о нем в Сети также нет ни строчки. Я долго бродил вдоль деревянных стен, пытаясь понять, что это. Этнографический музей в оригинальном оформлении? Попытка реконструкции Владычного городка 15-16 веков? Все двери были заперты, и наконец я нашел звонок, в который не замедлил позвонить.
Открыл мне монах "в штатском", и рассказал, что это закрытая территория Михаило-Архангельского монастыря. Старинный Владычный городок открыт для всех желающих, а здесь живут сами монахи, и войти можно только по благословению игумена. Монах был очень доброжелателен, рассказал обстоятельно обо всех старинных постройках Усть-Выми, несколько раз извинился, и только потом ушел. Как я понял, большая часть монастырских построек современна:
За исключением Преображенской церкви 19 века из какого-то другого села:
Усть-Вымь - село довольно большое (на некоторых кадрах даже видны пятиэтажки), но тем не менее... Я долго удивлялся, почему в Коми нет музея деревянного зодчества - а приехав, понял, в чем дело. Сохранность сельской архитектуры тут поразительна! Многие маленькие деревни, виденные мной из окна автобуса, могли бы стать музеями даже без добавления новых построек. . Усть-Вымь в этом смысле проигрывает маленьким деревням, и все же вот подборка местных изб, которые на языке коми называются "керки":
Похожи на поморские избы-дворы, но только более архаичные, приземистые, первобытные. По ним видно, что эта тайга - историческая родина коми.
Здесь же дом купца Камбалова - почти городской особняк. За деловитость и образованность коми в 19 веке называли "евреями Севера". Считается, что по уровню грамотности они уступали в Российской империи лишь немцам и евреям. Среди селян были настоящие миллионеры, а хотя бы пара вот таких особняков имелась в почти каждом крупном селе:
Вот так Усть-Вымь выглядела лет 100, а то и 500 назад....
Через Усть-Вымь проходит железная дорога - ветка Микунь-Сыктывкар, тупиковое ответвление знаменитой Печорской магистрали. Параллельно автомобильному мосту через гигантскую Вычегду (вид на ее русло показан в начале поста) проходит железнодорожный:
За рекой, в деревне Вогваздино - станция Усть-Вымь: одна из сотен глухих таежных станций, разбросанных по дорогам Республики Коми.
Моя поездка в эти края в 2008 году прошла на редкость бестолково - я увидел лишь Усть-Выми да сам Сыктывкар, в котором ничего не понял. И лишь спустя три года я вернулся в республику, проехался по ней из конца в конец - Сыктывкар, Ухта, Троицко-Печорск, Ижма, Инта, Воркута... Но в Усть-Вымь в 2011 году я возвращаться не стал.