Ныроб - посёлок в 40км севернее Чердыни. По населению он превосходит райцентр (7 тыс. жителей), но визуально Ныроб представляет собой большое и мрачное село, которое я про себя окрестил "деревня Зековка". В наши дни это один из крупнейших центров "республики зеков", раскинувшей на севере Пермского края, да и тюремные традиции здесь насчитывают около 400 лет: в 1601 году сюда по приказу Бориса Годунова был сослан и замучен его основной соперник - боярин Михаил Никтич Романов. А в результате еще в конце 17в. здесь появилось нечто вроде современных "монастырей новомучеников" с красивейшей Никольской церковью.
Чердынский район удивляет своей историчностью - что-нибудь примечательное есть почти в каждом деревне, а церквей на единицу площади (а тем более на единицу населения) больше, чем в Тверской области. Помимо Ныроба, самое интересное село -
Пянтег, где сохранилась уникальная церковь, вероятно перестроенная из башни острога в 1617 году. Возраст самого сруба же не известен, и это не просто старейшее здание Урала, но и старше любого другого минимум на 100 лет.
Фото: Сергей и Мария Поповы, из "
Народного каталога православной архитектуры".
Однако Пянтег - по другой дороге, до него 60км, а автобусы ходят всего дважды в день и возят народ в Чердынь на работу, поэтому я туда не попал.
Но и на Ныробском тракте интересно почти каждое село. Например, Покча в 5км от Чердыни - здесь в 1472-1505 годах (когда Чердынское княжество было вассалом Москвы) помещалось русское воеводство, от которого сохранились едва заметные валы городища; в 19в. появилось несколько кварталов купеческих домиков, достойных уездного города, Казанская часовня примитивного вида и Благовещенская церковь (1885), в которую дважды (в самом начале и в самом конце ХХ века) ударяла молния:
В селе Вильгорт - тоже несколько купеческих особняков и очень красивая Троицкая церковь (1772, трапезная и колокольня 1902):
Фото: Сергей и Мария Поповы, из "
Народного каталога православной архитектуры".
Еще две церкви - в сёлах Камгорт и Искор. В тайге в 5км от Искора - скала Узкая Улочка высотой 50м, рассечённая от основания до вершины трещиной чуть меньше метра в ширину. На горе - остатки валов и святилища, а поверье гласит, что тому, кто взойдёт по "улочке" наверх отпустятся все грехи.
Словом, концентрация истории в Чердынском районе на уровне Псковщины.
А потом въезжаешь в Ныроб, точнее в его дальний район Люнва:
Путника тут встречают ЗОНЫ. Они тянутся вдоль дороги на несколько километров - тройные заборы, кольца колючей проволоки, вышки, бараки, трубы котельных, угрюмые тюремщики, горы дров и опилок. Лай собак и вой пилорамы. "Население" этих лагерей - по разным данным (неофициальным) от 2 до 4 тысяч человек, то есть в "республике зеков" это полноценный город.
И здесь же жилые дома. Страшно представить эту жизнь среди зон, когда происходящее за периметром можно наблюдать из окон. К слову, побеги из лагерей тоже регулярны, и опасность столкнуться с беглыми уголовником велика по всему району.
Адекватно фотографировать на Ныробском тракте у меня не получилось - оба раза автобус был переполнен, а я сидел не там, где надо. Поэтому прошу прощение за использование чужих фото и убогое качество своих.
Сам Нароб по своему устройству напомнил мне Соликамск, только меньше раз в 10. Тоже длинный и беспорядочный, и тоже состоит из трёх районов. В Соликамске - промзона, Старый Соликамск и Боровск. В Ныробе - Люнва, Старый Ныроб и Городок.
Старый Ныроб - большое и неуютное село, у меня ассоциирующееся скорее с Сибирью, чем Уралом. Хотя при всей удалённости главная улица тут асфальтирована, а на увале стоят вышки сотовой связи:
Приземистые и грубо сколоченные уральские избы на фоне увалов:
Водопровода тут нет, и воду набирают вот в таких сооружениях - почему они такого размера, сказать не могу. Может быть, насосные станции, а может быть резервуары:
Народ тут, как мне показалось, не агрессивный - но угрюмый и замкнутый. Впрочем, от взглядов мне часто делалось не по себе. Козлы и петухи тоже встречаются:
Однако в Ныробе есть кое-что, ради чего стоит сюда приехать - Никольская церковь, построенная в 1704 году в память Михаила Романова:
В начале 17в. Ныроб был одним из самых дальних владений России - Сибирь тогда была еще в процессе колонизации, и ссылать туда кого-то было негосбезопасно. Михаил Никитич был сослан сюда, по сути, на смерть - его держали в яме с решёткой, куда проникали и дождь, и снег, и где нельзя было даже встать в полный рост, да еще и в оковах весом около 30кг. Жители, видя такое изощрённое и непонятное издевательство, в тайне помогали боярину - носили ему еду и воду, за что неоднократно подвергались пыткам. Романов умер спустя полгода.
Что было дальше, все знают. Хотя Годунов был достаточно мудрым правителем (например, Московский университет вполне мог появиться в начале 17 века), ему не повезло с погодой, два неурожая подряд вызвали страшнейший во всей русской истории голод (погибло до 1/3 трети населения), перешедший в Смутное время, финалом которого стало воцарение Романовых. Про Ныроб они не забыли - еще при Михаиле Фёдоровиче жители Ныроба были освобождены от податей, а в конце 17в. началось строительство мемориальной церкви.
Храм вышел одним из красивейших на Урале - его украшения достойны церквей Соликамска:
Правда, впечатление малость испортил разговор с настоятелем - поп тут точь-в-точь такой, каким его представляют ненавистники РПЦ. Ну что ж - бывает, не все ж такие! А вот девушка, мывшая пол в храме, наоборот показалась мне очень доброй и светлой.
Дом при церкви:
Крест "В память репрессированных РОССИЯН" - это очень неполиткорректно:
Вторая церковь - Богоявленская (1736), обезглавлена и невзрачна:
Здесь же и замечательный деревянный Дом Культуры:
А чуть в стороне - вот такой домик, занятый неким "Мемориальным центром М.Н. Романова":
Подозреваю, это что-то типа музея, но на дверях висел замок, и никаких признаков того, что кто-то его откроет, не было.
А еще чуть дальше (точнее, если ехать из Чердыни, чуть ближе) - Яма Романова:
"Яма новомучеников" - это именно уральский феномен. Ганина Яма, куда были сброшены тела царской семьи, Алапаевская шахта, где так же было с телами семи великих князей - они появились в 1918 году. Династия Романовых вышла из Ипатьевского монастыря и прервалась в Ипатьевском доме, и более того - начала и закончила свою историю в уральских ямах.
Очень красивую модерновую ограду вокруг Ямы построили еще в начале ХХ века. Внутри ограды - обширный пустырь и ажурная часовня над собственно Ямой, похожая больше на клетку:
Ворота оказались наглухо заперты, как и дверь Мемориального центра. В общем, я решил тупо перелезть через забор. Часовня оказалась закрыта на засов, но не замок, и я спокойно отворил дверь:
Вот и сама Яма. Мне не верится, что это подлинник - скорее, всё-таки муляж. Но муляж исторический, ему не менее сотни лет:
На дне - цветы, иконы и мусор. Причём они там мирно уживаются - в этом, по-моему, вся наша жизнь!
Две мемориальных доски 1915 года, когда Яма реконструировалась (а сама часовня, кстати, современная - до Революции была деревянная):
В прошлом тут лежали и подлинные оковы Романова, ныне хранящиеся в Чердынском музее:
Тридцать килограмм, а еще решётка над головой и негде защититься от холода... В общем, судьба Николая Второго, которого "всего лишь" расстреляли, ЗДЕСЬ кажется еще не такой жуткой. В прошлом паломники надевали оковы на себя и молились в яме. Ныне приходят в музей и просто прикладываются к ним.
Около ограды - бывшая богадельня, а ныне больница в приятном модерновом здании (единственном в посёлке):
Дальняя часть Ныроба, в которой находится автостанция - Городок. Пешком от автостанции до церкви идти около получаса, но так как весь Ныроб - одна улица, автобус проезжает мимо храмов и туда, и обратно, причём в черте посёлка еще и с кондуктором.
Застроен Городок в основном вот такими домами, а народ там более люмпенизирован, чем в Старом Ныробе - видимо, пришлые:
Ныроб считают тут "краем земли" - далее нормальные люди почти не живут, а зон больше, чем деревень. А еще дальше, за полосой глухих лесов, вновь начинается обитаемая земля Республики Коми. Вообще же, Чердынский район находится на широте Южной Карелии.
В Ныроб я ездил из Чердыни ненадолго. В самой Чердыни ночевал две ночи - вечером первого дня приехал из Соликамска, утром третьего уехал в Березники. И в целом Пермь Великая вполне достойна Вологодщины.
С Пермью Великой на этом закончим, но поездка в Пермь Великую - меньше половины всего этого путешествия.
УРАЛЬСКАЯ БЫЛЬ-2010
Первая часть (апрель-2010).
Вступление.
Пермское Прикамье.
Хохловка.
Ильинский.
Пермь. О разном.
Пермь Великая.
Усолье.
Березники.
Соликамск.
Соборная площадь.
Соликамск.
По центру.
Соликамск.
Усть-Боровский сользавод.
Чердынь.
Пейзажи.
Чердынь.
Архитектура и музеи.
Ныроб.
Свердловская область.
Малая родина.