Чертков. Часть 2: замок, деревянные церкви, разное.

Oct 29, 2010 11:59



Итак, в прошлой части мы полюбовались общими видами Черткова и осмотрели его "центр центра" с двумя ратушами и двумя соборами. Теперь осмотрим другие интересные объекты: замок, две деревянные церкви, синагогу, старые кварталы рубежа 19-20 веков.

В полусотне метро ниже Старой Ратуши - мост через Серет, за которым начинается старое предместье Выгнанка:



Но хотя это предместье, именно здесь расположен замок, а также одна из двух деревянных церквей - гуцульская Вознесенская. Развилка находится близ этого дома: направо - к церкви, налево - к замку. Вид снят в сторону ратуши, поэтому правильнее сказать наоборот: прямо - к замку, налево - к церкви.



Замок из центра почти не виден, но рядом есть хороший ориентир - Покровская церковь (1905):



Подобные церкви с "восьмериком на четверике" в австрийской Украине распространены повсеместно, и я обычно принимаю их за новоделы. Впрочем, многие образцы русского модерна тоже мало отличаются от современных. А чрезмерно "русский" облик - возможно, результат русофильских настроений, в те времена достаточно популярных среди украинцев Галиции.

Руины замка - за храмовым двориком:



Церковь можно обойти как справа (снизу), так и слева (сверху). Во втором случае вскоре откроется такой вид:



Как уже говорилось, замок, основанный в 1611 году Гольским, является чудом инженерной мысли и исторической загадкой - НИ ОДИН человек не знает наверняка, почему его построили так: замок стоит у подножья холмов, с которых прекрасно простреливался. Разумных объяснений такой очевидной ошибке нет, а оказавшийся бесполезным замок явно порушен временем, а не войной:



Внутрь зайти нельзя - там сейчас обитает местная газовая служба. Снял кадр через решетку ворот:



Нижний фасад замка, обращенный к городу - самый эффектный:



Вдвойне обидно за строителей, так как сам по себе замок мощный, и поставь его на горе - может быть история этих мест сложилась бы немного иначе:



Казематы:





Вокруг замка живут люди:



Чьи-то дворы упираются прямо в древние стены - люблю Западную Украину (уже!) не вопреки, а благодаря таким видам:



Я искал подъем на холмы Горной Выгнанки, но не нашел. Тем не менее, с нижней Выгнанки тоже неплохие виды на центр:





Теперь вернёмся к зелёному дому, от которого уходит Железнодорожная улица, застроенная в основном коттеджами 1890-1930-х годов:



По ней около 15 минут ходьбы до Вознесенской церкви (1707) - образца гуцульской школы деревянного зодчества:



Как сюда попала гуцульская церковь? Всё просто: в Западной Украине, решив строить в селе новый храм, старый не разбирали, а продавали на самовывоз, и церковь просто переносили (в разобранном виде) в другое село. Это способствовало сохранения большого количества храмов, но напрочь лишило их ландшафтности. Другое дело, что обычно такие перевозки были в пределах одного региона, а ведь отсюда до Гуцульщины километров 300! Возможно, церковь перепродавали и перевозили несколько раз.



Как бы то ни было, но храм выглядит очень впечатляюще! И даже грозно. Гуцулы - это ведь карпатские горцы, лихие вояки похлеще казаков (помните "Старуху Изергиль" Горького - когда двоих на эшафот вели, молдаванин плакал, а гуцул трубку курил). Гуцульская церковь - это действительно деревянный храм-крепость. Черный гонт кажется бронёй, сама церковь (особенно из-за пристройки, сделанной уже местными зодчими) напоминает боевую машину.



Отсюда буквально пара сотен метров до ЖД-вокзала австрийской постройки, но я почему-то поленился туда дойти. Теперь жалею.

Так что закончим знакомство с Выгнанкой и отправимся ко второй деревянной церкви, расположенной недалеко от ратушной площади, выше по склону:



Успенская церковь (1635) - это уже образец подольской школы деревянного зодчества. Разница и с гуцульскими, и с галицкими церквями видна невооруженным глазом:



Вообще, деревянных церквей в Подолии ощутимо меньше, чем в Галиции. Облик их очень прост, храмы вместительные - но приземистые. Наверное, этот тип сформировала бесконечная война: прочность и приземистость помогали уберечь храм, а простота - восстановить, если не уберегли:



В паре сотен метров от церкви (выйдя из ворот у звонницы - направо) - Старая синагога (1682-86), стоящая между рынком и медучилищем (очень еврейское соседство!):



В отличие от показанной в прошлой части Новой синагоги, эта просто заброшена. Вообще, эту ситуацию - что такие удобные по своей планировке и расположению здания на всей Западной Украине стоит заброшенными - я могу объяснить только антисемитизмом. Хотя скорее всё прозаичнее, и тут какая-то неизвестная мне дыра в законодательстве.



Дверь синагоги - одна из самых красивых, что я когда-либо видел:



Теперь вернемся к костелу Станислава, от которого наверх ведет улица Бандеры:



Наверх и пойдем, отходя в соседние кварталы:



Вот например Дом культуры (1897) - как уже говорилось в прошлой части, это бывший "Сокол", славянское культурно-спортивное общество времен Австро-Венгрии, основанное в 1862 году в Праге. Как не трудно догадаться, к концу 19 века "Соколы" стали не только спортсменами, но и носителями славянской идеологии. Характерные романтические здания встречаются во многих городах бывшей Австро-Венгрии:



Сецессионные дома на улице Бандеры:



Опять же австрийский Дом Юстиции, для такого городка грандиозный:



Ныне здесь Институт предпринимательства и бизнеса, филиал Тернопольской академии хозяйства. На фронтоне неплохой барельеф:



Прямо на заднем дворе дома Юстиции - тюрьма, что было наверное очень удобно. Вот только суда давно уже нет, а СИЗО осталось.

К тюремному периметру примыкает школьной двор, а сама школа - образец польского функционализма:



Вообще, функционалистических зданий в этой части города очень много, я их отснял, но не выкладываю, чтобы не перегружать пост. Особенно запомнились вот эти домики - такое сочетание формы и материала неизменно ставит меня в тупик:



Вид сверху вниз - уклон улицы очень серьёзный:



На окрестных улочках - коттеджи межвоенного времени (кто в них жил - поляки, украинцы или евреи - предполагать не берусь):





Еще выше, на краю парка - ажурный крест:



Отсюда недалеко до бывшего монастыря шариток, где ныне находится управление Бучацкой епархии. Я уже показывал этот квартал со смотровой площадки, вблизи же он выглядит так:



Внизу обустраивается дворик для праздников и открытых богослужений (слева - крытая сцена). Здесь же детская площадка (при монастыре имеется приют) и не попавшее в кадр кафе. В архитектуре монастыря самое интересное - кирпичные орнаменты на стенах:





Здесь и закончим рассказ о Черткове. Мне кажется, без этого города знакомство с Западной Украиной нельзя считать полным.

Но вообще, в Западной Подолии самое интересное - это мелкие веси. Руины замков в сёлах Нырков (Червоногруд), Кудрицы, Скала-Подольская, дохристианский пещерный храм в селе Монастырёк, и многое другое. Увы, без автомобиля на поездку в каждое из этих мест нужно по полдня-день, чем я не располагал. Поэтому побывал я лишь в одной из мелких весей - селе Кривче, о котором в следующей части.

ПОДОЛИЯ и БУКОВИНА-2010
Введение. Обзор поездки.
Галиция.
Подкамень.
Тернополь.
Пролог. О Подолии в общем.
Западная Подолия (Тернопольская область).
Бучач. Справа Галиция, слева Подолия.
Чертков. Панорамы, соборы, центр.
Чертков. Замок, деревянные церкви, разное.
Кривче. Село и пещера.
Борщев. Обычный городок.
Средняя Подолия (Хмельницкая область).
Восточная Подолия (Винницкая область).
Буковина (Черновицкая область).

Подолия, замки-крепости, Тернопольская область, дорожное, "Черта оседлости", "Другая сторона", Западная Украина, Чертков, деревянное

Previous post Next post
Up