Нынешний Полоцк напоминает украинский Каменец-Подольский и сибирский Тобольск - город с великой историей, столица крупной исторической области, превратившийся в 19-20 веках в пусть большой, но райцентр. В нынешнем Полоцке живет 82 тысячи человек, но фактически вдвое больше, так как его продолжением является индустриальный Новополоцк (98 тыс. жителей) с огромным нефтезаводом.
О
Софийском соборе и древней истории Полоцка я уже рассказал в прошлой части. Теперь же прогуляемся по центру города, который здесь небольшой и очень белорусский.
Полоцк, хотя и райцентр, а связан с Москвой прямым поездом (впрочем, 2/3 его пассажиров едут в Витебск) - в пути около 10 часов. Неэлектрифицрованная станция весьма колоритна:
А вот прилегающая часть города - мягко говоря, не очень:
Как и многие крупные райцентры, Полоцк выглядит несколько более "капиталистическим", чем Минск и областные центры Беларуси - на привокзальной площади много ларьков и магазинчиков, а также вполне привычные россиянам приставучие таксисты. Здесь же очень оживленный автовокзал и очаровательное своей советской аутентичностью заведение "Бульбяная", где я еще в январе-2007 впервые попробовал драники.
А этот вот купчина - уже по дороге к центру. От вокзала еще минут 10 придется идти через унылые хрущобные кварталы.
Первое примечательное здание - вот этот театр, сочетающий классические, конструктивистские и хрущовские элементы:
Понемногу начинаются сталинки - судя по
фотографиям Прокудина-Горского, уездный Полоцк был в основном деревянным городком с сельской застройкой, не пережившей войны:
Зато в 1944-54 годах Полоцк был областным центром, и Полоцкая область включала практически всё Поозерье. И хотя цельного сталинского ансамбля здесь не сложилось, в городе есть несколько совсем не районных зданий. Первое на нашем пути - гостиница "Двина" (она же "Славянская"):
Впечатляющий угловой фасад обращен к площади на проспекте Франциска Скорины с памятником одноименному персонажу. В этой гостинице я ночевал - она единственная в собственно Полоцке (без Новополоцка). Я зашёл сюда рано утром, еще в сумерках. Передо мной заселялись какие-то мужики, и я краем уха услышал, что одноместных номеров нет. Разобравшись с мужиками, администраторша ответила на звонок, и когда я осторожно спросил "А одноместных у вас свободных нет?" даже с каким-то удивлением ответила: "Только что позвонили и отказались". Гостиница оказалась по белорусским меркам весьма неплохой (а по российским и украинским - средненькой), одноместный номер мне обошелся в 600р.
Левее относительно верхнего кадра начинаются остатки уездного центра, но мы пока пойдем направо:
Центр Полоцка вытянут параллельно Двине вдоль двух главных улиц - в прошлом Ленина и Маркса, а ныне Нижне-Покровская и Франциска Скорины. Границы его образуют еще две улицы, переходящие в мосты через Двину. Огромное здание на кадре выше - как раз за одной из этих улиц. Границу центра отмечает Покровская церковь (новодел по мотивам храма середины 19 века), которая особенно хорошо смотрится с моста:
А вот просто панорама Полоцка:
Дальняя часть поближе - в кадре уже знакомая нам Полоцкая София (в нынешнем виде 1735-50, фрагменты 1044-67) на холме и Богоявленский монастырь (1761-66) внизу.
Сто лет назад на фотографии Прокудина-Горского это же место выглядело вот так:
Над уездными домами появились многоэтажки и был снесен в 1964 году грандиозный иезуитский костел Святого Стефана (1733-45). Не устаю поражаться тому, как много в Белоруссии было уничтожено именно в 1960-е годы.
Теперь спустимся с моста и пойдем по Нижне-Покровской улице в сторону Софии:
Сталинки с барочными мотивами:
Редкие и очень примитивные уездные домики:
Конкретно в этом - "детский музей". Во дворике очень симпатичная скульптура девочки:
Понемногу пейзаж меняется, появляются симпатичные переулки и цельные панорамы старых зданий:
На берегу - памятник героям Великой Отечественной, форсировавшим в 1944 году Двину:
За рекой - Задвинье, ныне почти ничем не примечательный район. Но между двумя разделами Речи Посполитой (1772-93) по Двине проходила граница, а Полоцк в 1776-96 годах был губернским городом. Задвинье оставалось литовским, и думаю, его жители ощущали примерно то же, что нынешние жители Дальнего Востока, глядя через Амур на растущие Хэйхэ и Фуюань. Впрочем, их опасения были недолгими - вскоре под Россией оказались Вильнюс, Гродно и Каменец-Подольский, а чуть позже и сама Варшава.
За рекой хорошо виден костел Андрея Баболи - на самом деле всего лишь новодел:
Вообще, в русско-литовских и русско-польских войнах Полоцк почти всегда принимал на себя первый удар с востока. Что, впрочем, не мешало ему быть одним из важнейших городов Великого княжества Литовского. В 1563-79 годах (Ливонская война) Полоцк и вовсе оказался в составе России, и если верить современной историографии, за это время москали успели изничтожить где-то 300-500% его населения. Более достоверный факт о еврейском погроме 1563 года: в Полоцке русские едва ли не первый раз столкнулись с еврейской общиной, и отнеслись к ней вполне по-европейски - то есть разгромили. А Иван Грозный предпринял, наверное, первую в Европе попытку "окончательного решения еврейского вопроса" - приказал всем евреям Полоцка просто взять и принять Крещение. Около 300 человек за отказ утопили в Двине. Далеко не самый кровавый еврейский погром в средневековой Европе - что впрочем не мешает преподносить его как свидетельство "звериной жестокости московитов".
А вот этот домик связывают уже не с Иваном Грозным, а с Петром Первым. Собственно, "домик Петра" есть почти в каждом городе, где император успел пожить за свою бурную жизнь, и как правило на эту роль ставят старейшее гражданское здание города. Связь этого купеческого домика (1692) с Петром не подтверждена.
В 2007 году здесь был музей, а рядом стоял памятник Толстому - но теперь какая-то реконструкция.
А по соседству - Богоявленский монастырь, собор которого мы уже видели с моста:
Монастырь был основан в 1650-е годы православным Богоявленским братством - подобные объединения, поддерживаемые православными купцами, сложились в Речи Посполитой сразу после Брестской унии. В Полоцке к тому моменту, стараниями униатского епископа Иосафата Кунцевича (впоследствии убитого повстанцами в Витебске) не осталось православных храмов и монастырей, и после его смерти община просто основала новый. Богоявленский собор (1761-79) изначально был построен в "сарматском" стиле, а купол и широкие окна получил уже в 19 веке. Главы позолотили и вовсе недавно, и
без позолоты, на мой взгляда, смотрелось куда лучше.
Напротив - местный аналог Царскосельского лицея, монастырский корпус, более известный как "дом Симеона Полоцкого":
Вопреки расхожему мнению, русская литература началась не с Пушкина - Александру Сергеевичу предшествовала долгая традиция, и "Золотой век" был не более чем переходом количества в качество. Основоположниками этой традиции считаются два человека, никак не связанных между собой и пришедших в Москву с разных сторон: поэт-богослов Симеон Полоцкий (Самуил Ситнянович-Петровский) и прозаик-раскольник Аввакум Петров. Аввакум был идеологом старообрядчества и автором первого русского романа - "Житие протопопа Аввакума, им самим написанное", Симеон Полоцкий - богословом, педагогом и просто очень пробивным человеком. Закончив Киево-Могилянскую академию и Виленский университет, в 1656-59 годах он вернулся на родину и преподавал в школе Богоявленского братства. Полоцк же в 1653-67 годах был под властью России, и после посещения города царем Алексеем Михайловичем Симеон отправился в Москву, где обучал царских детей от первого брака. Там же он прославился как поэт-силлабик, автор многочисленных стихов (в том числе рифмованное переложение "Псалтыри") и дидактических поэм, сложившихся в книгу "Вертоград Многоцветный", а также двух дидактических пьес.
Я поэзию 17-18 веков совершенно не воспринимаю, но сталкивался с мнением о Симеоне как о весьма заурядном авторе (в отличие от Аввакума), который просто сделал хорошую карьеру и прославился благодаря близости к царю. Впрочем, чаще его характеризуют как выдающегося поэта. В любом случае, силлабической поэзией увлеклись и другие, и русская литература Нового времени начала набирать обороты. Что же касается "дома Симеона Полоцкого", то никаких достоверных сведений, что Богоявленская школа находилась именно в этом корпусе 17 века, нет. Само здание в 1780-е годы было перестроено по проекту Кваренги, а ныне здесь помещаются Музей-библиотека Симеона Полоцкого и музей белорусского книгопечатания. О том, что не успел посетить их - очень теперь жалею.
Идем дальше по Ново-Покровской:
Чудом переживший войну уголок деревянного Полоцка:
Прямо по курсу башни Святой Софии и маленькая кирха рубежа 19-20 веков:
Кирха поближе. Откуда она здесь, я не совсем понял. Конечно, в Российской империи каждый губернский город в те годы комплектовался костелом, кирхой, мечетью и синагогой, но Полоцк-то был уездным. Вероятно, ее выстроил какой-нибудь фабрикант немецкого происхождения. Ныне в кирхе краеведческий музей:
А стена с контрфорсами принадлежит гигантскому комплексу бывшего Иезуитского монастыря, занимающего целый квартал:
В одном квартале отсюда - Софийский собор, но мы пойдем наверх, вдоль коллегиума. Иезуиты в Полоцке обосновались в 1579 году, как и во многих других польско-литовских городах, куда их пригласил Стефан Баторий. При своих монастырях иезуиты открывали коллегиумы - аналог современных институтов, где можно было получить качественное по тем временам и идеологически правильное образование. Полоцк как важный центр православия особенно "нуждался" в иезуитах, поэтому здешний монастырь стал одним из крупнейших в Литве.
Нынешние постройки монастыря появились в середине 18 века. В 1822 году иезуитов отсюда выгнали, еще несколько лет монастырь принадлежал ордену пиаров (занимавшихся благотворительным образованием), а с 1830 году здесь обитает кадетский корпус. Размеры здания потрясают - это масштаб петербургских дворцов:
Раньше здесь находился еще и костел Святого Стефана, в 1833 году перестроенный в православный Никольский собор. Его грандиозные размеры можно оценить на панораме города - башни выше, чем у Софийского собора, раза в полтора-два! Как уже говорилось, костел был разрушен в 1964 году.
Многоэтажка, выстроенная на его месте, отделяет коллегиум от главной площади с памятниками двум Отечественным войнам. Памятник 1812 году имеет
двойника в Смоленске:
Площадь и прилегающая часть проспекта Скорины даже сохранили рядовую застройку:
Панно напротив памятника 1812 году - как зеркало, в котором отражается утраченное прошлое. Тут стоит вспомнить, что и сам памятник воссоздан в 2010 году. А вот с костёлом сложнее - и кому надо было строить многоэтажку именно на его месте?!
Застройка проспекта Скорины:
Очень красивое здание - так и не понял, модерн или авангард межвоенной эпохи:
По соседству - пожарная каланча (1927):
На бульваре много интересных памятников - от мемориала Победы близ Покровской церкви до памятника букве, которой нет ни в русском, ни в украинском:
Еще здесь есть один из пяти "географических центров Европы", а в одном месте прямо друг на друга с разных сторон бульвара глядят Симеон Полоцкий и Ленин:
От площади уходит перпендикулярный Двине проспект Ефросиньи Полоцкой, ведущий к Спасо-Ефросиньину монастырю. У начала этого проспекта - еще пара роскошных зданий периода Полоцкой области. Администрация:
И Дом Офицеров - одна из лучших сталинок, что я видел вообще. У Полоцка были шансы стать городом "высокого сталианса", причём не факт, что соборы от этого пострадали бы сильнее.
По соседству - пара старинных домиков и опять же не посещенный мной музей белорусского ткачества:
В следующей части пойдем в Спасо-Ефросиньин монастырь с церковью 12 века - последним уцелевшим памятником полоцкой архитектурной школы. Там же я расскажу о другом монастыре - Бельчицком, а точнее о гибели еще двух домонгольских храмов.
P.S.
Мой пост о
Полоцке-2007. Написан в середине 2008 года, то есть текст не так уж и примитивен, а вот фотографии снимались на 4-мегапиксельную цифромыльницу.
БЕЛАЯ РУСЬ-2011
Вступление.
Витебская область.
Глубокое. Родина "виленского барокко".
Полоцк. Софийский собор.
Полоцк. По центру.
Полоцк. Спасо-Ефросиньин монастырь.
Витебск. Задвинье.
Витебск. Улица Ленина.
Витебск. Старый город.
Орша.
Могилёвская область.
Могилёв. Площадь Ленина и Первомайская улица.
Могилёв. По улице Ленина к Ратуше.
Могилёв. Николаевский монастырь.
Бобруйск. По городу.