Всего в 15 километрах от
Козельца с его роскошным елизаветинским собором, находится другой не менее уникальный храм. Я говорю про Юрьеву божницу в городке Остёр (6 тыс. жителей) на берегу Десны - едва ли не самую загадочную из древнерусских церквей. Точнее, это лишь небольшой, но подлинный фрагмент церкви 11 века.
Хотя от Козельца до Остёра не больше получаса езды, посетили мы их с разницей в неделю: Козелец - по дороге туда, Остёр - по дороге обратно.
Дорога в Остёр начинается прямо из Козельца, пересекая трассу Киев-Чернигов. Сразу понимаешь, что едешь в глухомань:
Вдоль дороги жгли прошлогоднюю траву, и дым довершил атмосферу "пути вглубь веков":
"Город на Востре", а точнее на Десне в устье реки Остёр (Востёр) известен с 1098 года, и изначально была опорным пунктом Переславского княжества на пути между Киевом и Черниговом. Тогда ещё не было ни России, ни Украины, ни взаимных претензий, но и век единой и могущественной Киевской Руси подходил к концу. Остёр был одной из любимых резиденцией Юрия Долгорукого, и в те века ненавидеть основанную им Москву было бы так же странно, как сейчас - ненавидеть Урюпинск.
Но так или иначе, с тех времён в жизни Остра не было значимых событий - и под Литвой, и в составе России, и в СССР, и в независимой Украине он оставался заурядным городком между Киевом и Черниговом, особенно после того, как Десна потерял роль транспортной артерии. Ныне Остёр, хотя и город, уступает ПГТ Козельцу и населением, и статусом (редкий случай, когда город подчинён посёлку-райцентру).
В общем-то, по городу хорошо виден этот многовековой упадок - большая его часть феноменально уныла, глазу просто не за что зацепиться.
Хотя кое-где попадаются деревянные белёные хаты - подозреваю, таких много в Украинском Полесье, но в тех частях Украины, где мне случалось бывать, я деревянных жилищ не видел.
Редкие, очень редкие дореволюционные домики:
Среди которых запомнился лишь один - даже не знаю, чем он мог быть раньше (управа?), да и дореволюционный ли он:
Центральная площадь:
В районе которой есть ещё сталинский ДК, выглядящий здесь шедевром:
Недостроенная церковь:
А Воскресенская церковь (1845) в центре села показалась мне весьма тривиальной - почему-то мы поленились подъезжать к ней близко. Хотя на её кладбище похоронен чувашский поэт Мишши Сеспель (Михаил Кузьмин), умерший здесь в 21 год от туберкулёз в гостях у друга.
Юрьева божница находится у окраины, и чтобы доехать к ней, въехав в город надо повернуть налево, на первую крупную асфальтовую улицу. Вот она, эта Божница - на древнем опустевшем городище:
Когда-то на этом круглом холме метров 100 в поперечнике и стоял весь город. Каменная церковь в деревянной крепости вполне могла служить донжоном, и именно в связи с её закладкой впервые упомянут Остёр. Построена же она была в 1098-1125 годах, и изначально была посвящена Михаилу Архангелу.
Первый раз её разрушили уже в 1152 году воины князя Изяслава, который воевал с Долгоруким. Последний восстановил церковь, и вероятно поэтому в народе её и называли Юрьевой. После Монгольского нашествия Остёр окончательно пришёл в запустение, и в каменной церкви не служили вплоть до 17 века. В 1695 году её восстановил полковник Мокиевский, а в 1753 году в храм ударила молния, которая и довершила то, что не сделали монголы, поляки и братья-славяне начиная с 12 века. Церковь продолжала ветшать, и на рубеже 18-19 веков её разобрали, оставив только относительно хорошо сохранившуюся апсиду.
Отсюда и название - это не храм, но вроде и культовое место. Поэтому - Юрьева божница. Звучит почти язычески...
Но благородную византийскую кладку не спутать ни с чем. Это единственный уцелевший памятник архитектуру Переславского княжества... точнее, 1/10 памятника.
Внутри - остатки росписей 12 века на стенах и потолке:
На оконце - миска, буквально заполненная парафином с торчащими огарками. Что это? Кто жёг эти свечи? Православные, не забывшие родства? Сатанисты? Или просто бомжи освещали помещение?
Прямо в божнице мы встретили трёх пьяниц - мужика и двух женщин. От запаха алкоголя в некогда алтарной части меня повело. Хорошо, что я был не один и на машине - иначе было бы страшно.
У божницы - могила впервые исследовавшего её в конце 19 века Митрофана Константиновича (это фамилия) и памятник погибшим в Великой Отечественной:
От городища мы поехали на берег Десны. Я эту реку, бывшую "становым хребтом" Черниговского княжества и основным путём из Киева в Залесскую Русь, видел и раньше в самом Чернигове. Большая и быстрая река с очень низким берегами, где в апреле ещё не сошла большая вода:
Островок погребен выброшенными на берег топляками:
Почти мангры:
Другой берег:
Озеро-старица у моста:
Вдалеке - опять же Воскресенская церковь:
Со стороны города на западный берег Десны смотрит пушка - памятник солдатам, державшим героическую и безнадёжную оборону в августе-сентябре 1941 года:
А на том берегу горит трава, и дым застилает столетия:
НОВОРОССИЯ-2011
Как это делалось в Одессе. Вступление.
ДОРОГА К МОРЮ
По России
Перемышль. Под разрушенным собором.
Локоть. Другая сторона войны.
Малороссия (Средняя Украина)
Глухов и
Батурин. Гетманские столицы.
Козелец и его собор.
Остёр. На руинах древней Руси.
Киев проездом без остановок.
Малороссийские зарисовки.
Умань и парк "Софиевка".
НОВОРОССИЯ
.