Как это делалось в Одессе

Apr 25, 2011 04:10



Ну а теперь, закончив с Республикой Коми, начну выкладывать фотографии из путешествия на юг. По изначальной задумке мы хотели ехать в Одессу, но в итоге с Одессой как раз и пролетели. Не знаю, чем мы руководствовались, закладывая на неё всего два дня - на самом деле только для осмотра Одессы нужно дня 4 минимум, а чтобы её изучить как следует - не хватит и недели. Так что я сюда ещё вернусь.

Зато всё остальное... Кажется, у меня ещё не было путешествий с таким разнообразием тем. Руины древней Руси, соборы и реплики гетманской Малороссии, герои войны и коллаборационисты, хасиды и староверы, Румыния и Османская империя, Суворов и Шухов, Беня Крик и "Гамбринус", судоверфи и ядерные ракеты, каменные бабы и греческие церкви, крепости и порты, автобаны и аисты, устья трёх великих рек - Днепра, Днестра и Дуная... Такого калейдоскопа впечатлений и смешения всего со всем я ещё не видел. Уж не знаю, в чём тут дело - специфика Новороссии или возможности автомобилиста.
А на заглавном кадре - Привоз, первое увиденное нами цветущее дерево и Елена Иваненкова, без которой этого путешествия бы не состоялось.

Такая интенсивность поездок - в Новороссию через неделю после возвращения из Коми - была вызвана тем, что съездить туда мне предложили люди, которым я не мог отказать:



Если точнее - мой папа Алексей Ильич, в этом журнале уже пару раз упоминавшийся ( Баренцево мореКурильские острова). Но машину водил не он, а его хорошая знакомая Елена - и её самоотверженности и целеустремлённости за рулём я могу лишь позавидовать. Вообще, с автомобилем я так близко и долго не общался ещё ни разу, и понял, насколько всё это непросто. Ну а третий человек на этом кадре - её сын Володя, который в городке Перемышль родину защищал и не далее как сегодня демобилизуется. Собственно, его демобилизация и определила дату поездки: между 5 и 25 апреля. С нами он, по понятным причинам, не ездил.
А это - наш транспорт, старенькая "Нексия" узбекской сборки, или просто "Ласточка". Тоже держалась молодцом:



Вот так, тихо, мирно и по семейному мы отправились на юг. Маршрут у нас был немного не в том порядке, что я покажу дальше, но это неважно. Особого выигрыша в скорости машина не давала, но зато позволяла забираться во многие места в такое время, в которое автобус туда не ходит. Например, в глухое село в устье Днепра практически в сумерках. Да и ездили мы зачастую там, где автобусов нет.

Перемышль. Депрессивный городок в Калужской области с руинами собора времён Ивана Грозного.



Локоть - посёлок в Брянской области, известный тем, что в войну был столицей Локотской республики, лояльного фашистам русского полунезависимого государства. Один из самых малоизвестных и спорных эпизодов войны.



Киевская трасса оправдала репутацию танкодрома. Достаточно сказать, что там есть огромные участки бетонки -  до этого я по бетонкам ездил только в Архангельской области! Бред, да и только. Зато таможня оказалась на удивление гуманной: "туда" мы потратили около часа, "обратно" - и вовсе полчаса. Сотрудники вежливые, вымогательства не замечено. Первая ночёвка была в Глухове.

Три города гетманской Малороссии. Глухов - большой и очень аутентичный. И с первых минут здесь понимаешь, что ты уже на Украине.



Батурин. Город реконструкций и мемориалов, созданных при Ющенко в качестве очередной иллюстрации того, как... ну в общем вы поняли.



Козелец. Маленький городок с роскошнейшим собором, построенным с подачи самой Елизаветы Петровны - отсюда был родом её морганатический муж.



Остёр на реке Десна. Вообще-то дыра дырой, но с руинами церкви 11 века.



Аисты на фонарном столбе - самая яркая примета Малороссии. В Новороссии их меньше на порядок.



Я надеюсь Вы поняли, что под Малороссией я имею в виду не украинское государство, а историческую область, примерно совпадающую со Средней Украиной? Надо сказать, что унизительным этот термин считается совершенно зря - первоначально, в византийских хрониках, под "Малая Русь" подразумевалась не "Младшая...", а "Внутренняя Русь", "Собственно Русь", Русь без колоний. Соответственно, Великая Русь - значило, Внешняя Русь, Русь с колониями.

А вот и Киев показался. Его мы проехали оба раза без остановок (не считая светофоров и пробок), но я кое-что поснимал. Например, вантовые мосты через Днепр:



Или Воскресенский собор почти напротив Киево-Печорской Лавры - ныне главный храм Украинской греко-католической церкви, один из интереснейших образцов современной архитектуры в бывшем СССР.



А за Киевом - вот такой вот автобан. Качество асфальта отличное, планировка также на высоте. Можно спокойно гнать 150км/ч - не будет даже трясти. Мы, впрочем, не разгонялись больше 130.



Умань. Парк "Софиевка", заложенный Станиславом Потоцким в первые годы под Россией. Похож на парк Монрепо в Выборге, но несколько скромнее.



И еврейский квартал, созданный в последние годы израильскими хасидами вокруг могилы цадика Нахмана из Браслава.



В 40км от трассы, по дороге на Николаев, находится ещё одно не слишком известное место - музей Ракетных Войск Стратегического Назначения. А точнее не то что музей, а целая ракетная база с командным пунктом, пусковой шахтой, подземной инфраструктурой и бывшими ракетчиками в качестве экскурсоводов. Этот музей стал для меня едва ли не сильнейшим впечатлением от поездки. Достаточно сказать, что чёрная ракета - ни что иное, как легендарная "Сатана", мощнейшее оружия серийного производство в истории человечества.



Ещё в полусотне километров дальше по дороге на Николаев - вполне себе действующая атомная электростанция в городе Южноукраинск. Вот такая вот ядерная диалектика.



Пейзажи Новороссии. Вот дорога пересекает по узкой насыпи лиман - солёный залив Чёрного моря. На эти лиманы ещё в Средние века со всей Украины ходили чумаки - охотники за солью, стремившиеся привезти хотя бы воз в родное село.



Типичная новороссийская деревня. Дома менее роскошные, чем в Западной Украине, но не менее опрятные.



Курган в степи - ведь некогда это было Дикое поле, по которому ходили скифы и сарматы, печенеги да половцы.



Перекрёсток культур - тысячелетние каменные бабы у костёла начала ХХ века в Николаеве. Русские и украинцы, греки и болгары, евреи и армяне, румыны и албанцы, поляки и немцы, татары и турки, эллины и римляне, китайцы и арабы - все они оставили тут свои следы.



И две тысячи лет война, война без особых причин...



Чёрное море. Хотите искупаться? Не выйдет - вода +6 градусов. Такую воду интереснее фотографировать. Где-то я этот Понт таким уже видел. А, точно - у Айвазовского!



Устья трёх Великих Рек.
Днепр ниже Херсона и уникальный Аджигольский маяк:



Днестр, а точнее Днестровский лиман. За узкой, но плотно застроенной полосой земли - уже Чёрное море.



И Дунай, настоящий Дунай в заповедных камышовых плавнях.



Итак, Одесса. Как уже говорилось, мы составили о ней лишь самое общее впечатление. Я просто не представлял, что она настолько огромна, самобытна, разнообразна. Богатейшая история - кажется, в центре Одессе в принципе нет мест, не описанных в литературе, не воспетых фольклором, не тронутых хоть раз великими личностями.



Это город очень пышных форм:



Немногочисленные, но просто ГИГАНТСКИЕ церкви:



Огромный, но какой-то сонный порт, особую необычность которому придают многочисленные эстакады:



Мрачноватые закоулки Молдаванки. Вообще же, в Одессе без преувеличения каждый двор заслуживает отдельного осмотра.



И конечно же люди. Одесситы, конечно, уже не те, о которых писали Бабель и Олеша, но это всё ещё особая порода людей. Здесь весело. Впрочем, в Одессе не только людей много - собаки бродят стаями, кошки по деревьям скачут, как обезьяны, а антропоморфная бытовая техника устраивает дуэли на транспорантах прямо на проезжей части.



Но как уже говорилось, в общем-то об Одессе удалось составить лишь общее впечатление. Мы детально изучили пассажирский порт, обошли пешком центр и Молдаванку, съездили на Фонтан и в Аркадию, прокатились по Французскому бульвару, из окна машины наблюдали Поскот и Седьмой километр... но когда-нибудь я приеду сюда минимум на неделю.
Зато другие города осмотрели почти исчерпывающе.

Херсон - некогда столица Новороссии, а ныне бедный и запущенный областной центр. Былое величие постепенно ветшает.



Николаев - грандиозный индустриальный город, всю свою историю бывший едва ли не главной верфью России и СССР. Вот это, например, стапель "0". Под этим краном грузоподъёмностью до 1000 тонн свободно помещался авианосец.



Но это на восток. Можно из Одессы поехать на запад, за Днестр, в бывшую Бессарабию. Вообще эта местность между Днестром и Дунаем имеет своё название - Буджак. В переводе с турецкого - "угол". В современной Украине очень актуально - край, соединённый с остальной страной двумя узкими перемычками, действительно расположен в углу.
Его исторический центр - Аккерман, или Читате-Альба, или попросту Белгород. Ну, ладно - Белгород-Днестровский. Здесь находится непостижимо гигантская крепость, строившаяся несколько веков генуэзцами и молдаванами. Но ещё в Древнем Риме здесь отбывал ссылку Овидий.



Много интересного и в самом городке. 500-летние армянская и греческая церкви, молдавская часовня над колодцем. А вот этому дольмену, известному как Сарматская могила - несколько тысяч лет.



Молдавское (болгарское?) село где-то в степях Буджака - облик очень характерный:



Измаил. Вон то сооружение с куполом - бывшая мечеть, всё что осталось от неприступной крепости, которую Суворов со товарищи взял за один день. Река внизу - не что-нибудь, а Дунай. Сам же Измаил - большой, оживленный, и весьма уютный город, похожий на небольшой областной центр.



Килия. Исключительно депрессивный райцентр, разделенный Дунаем пополам. На Украине - Килия-Нова, в Румынии - Килия-Вече (Старая Килия). В кадре - вторая:



Вилково - наверное, самый глухой и труднодоступный город Украины, затерянный в плавнях почти что в устье Дуная. Это заповедная "старообрядческая республика", построенная на узких протоках. Самобытная архитектура, настоящий траффик моторных и вёсельных лодок, три церкви, из которых две староверческие, и очень необычные внешне люди - одно из самых колоритных мест, что я когда-либо видел. Тем более туристами Вилково окучено как следует, поэтому старообрядческий мир здесь не столь закрытый.



Ну а вообще очень много всего было. И разбитая в хлам дорога вдоль Дуная, закрытого пограничным забором. И уманские хасиды, не знающие русского и даже украинского языка. И вкуснейшая, просто вкуснейшая еда во всех кафе, где мы обедали. И весна, день за днём наступавшая у нас на глазах. Всего не описать, поэтому напоследок - почти тропический закат в дунайских плавнях:



Ну а напоследок скажу, что эта часть Украины - от Киева до Одессы и далее вдоль побережья - показалась мне самой благополучной частью своей страны. По сравнению с Западной Украиной здесь явно ниже безработица и выше уровень жизни - это видно по одежде людей, по маркам машин, по базарам (которые в основном меньше и цивильнее западноукраинских). Видно, что гораздо меньшей процент людей ездит на заработки. Гужевой транспорт - редкость, в полях достаточно много техники. Кроме того, здесь реально хорошие дороги, почти как Белоруссии - гораздо лучше, чем в России и тем более в Западной Украине, причём значительная их часть (например, трасса Одесса-Николаев, об убитости которой слагали легенды) отремонтированы недавно. Но в отличие от Восточной Украины, здесь нет того промышленного ада и не столь абсолютна власть крупного капитала.
Ну и ещё несколько моментов, кратко.
1. В райцентрах и сёлах Средней Украины украинский язык безоговорочно преобладает, человека, не владеющего русским, встретить даже легче, чем на Тернопольщине. Южная Украина почти полностью русскоязычная, в крупных городах украинская речь звучит не чаще, чем в Москве.
2. Нет того религиозного многообразия, которым славится Западенщина. Может быть, "киевские" и греко-католические церкви и попадаются где-нибудь на задворках, но в целом в Новороссии господствует Московский Патриархат. На Дунае много староверов, в Одессе замечены греческая церковь и действующая церковь катакомбников. Вторая по значению конфессия - иудейство. В Одессе есть ещё и очень красивая мечеть, построенная в 1990-е арабской (!) общиной. Особого мракобесия не замечено - например, в Херсоне мы спокойно во время службы зашли в соборе к могиле Потёмкина, причём Елена была не только в джинсах, но и с непокрытой головой - ругался только я. А старообрядческие храмы Вилково - наверное, самые открытые во всём старообрядческом мире.
3. Повсеместно ощущаются явные симпатии к России, нарастающие по мере приближения к Чёрному морю. Россиян здесь любят, Россию уважают и возлагают на неё определённые надежды.
4. Люди попадались в основном очень доброжелательные. В малых городах - в большей степени, в больших - в меньшей. Пожалуй, определенный дискомфорт я испытывал только в Херсоне и Николаеве - но тут дело не в этнической принадлежности и не в религии, а в тяжелой промышленности. Рабочие - люди жёсткие в любой стране мира. Тем более рабочие, вышвырнутые с обанкротившихся заводов на улицу.
5. К туристам отношение везде очень лояльное, даже в индустриальном Николаеве и в приграничной Килие. Самое странное - даже те, кто видят туристов первый раз в жизни, не принимают их за злоумышленников. В этом сходство Новороссии с Западной Украиной и отличие от Восточной (да и от России).
6. Везде ОЧЕНЬ вкусная еда. Только ради этой еды поехал бы туда ещё раз.
7. По вечерам в мелких посёлках довольно много гопоты - впрочем, это я отметил ещё в Западной Украине. Сравнивать размеры популяций не берусь, но в общем и там, и там гулять в ночь с пятницы на субботу не стоит. Кроме того, очень много пьяных - пьют на Украине по сравнению с Россией как минимум не меньше. Опять же, я это отмечал ещё во Львове. Но в целом и там, и там очень хорошо видно, что украинцы - мирный народ. Нет той разбойничьей лихости, которая отличает деклассированных элементов в России.

А в целом, всё-таки мне очень нравится путешествовать по Украине - и по Западной, и по не-Западной. И один из главных выводов этой поездки в том, что неправильно делить эту страну на "цивилизованных западенцев" и "православно-совковую биомассу" (причём есть у меня подозрение, что это деление придумали не в Галиции, а как раз-таки на Восточной Украине и в Киеве). Люди в основном доброжелательные и гостеприимные по обе стороны старой довоенной границы.

UPD: оглавление поездки.
НОВОРОССИЯ-2011
Как это делалось в Одессе. Вступление.
ДОРОГА К МОРЮ
По России
Перемышль. Под разрушенным собором.
Локоть. Другая сторона войны.
Малороссия (Средняя Украина)
Глухов и Батурин. Гетманские столицы.
Козелец и его собор.
Остёр. На руинах древней Руси.
Малороссийские зарисовки. Деревни, природа, автобан и немного Киева.
Умань и парк "Софиевка".
Музей ракетных войск под Голованевском.
НОВОРОССИЯ
Новороссия. Калифорния Российской империи..
Западная Новороссия
Аджигольские маяки в устье Днепра.
Херсон. Проспекты и набережные.
Херсонская крепость.
Херсон. По центру.
Николаев. Вдоль Ингула (верфи и набережные).
Николаев. Старый город и Черноморский судозавод.
Одесса и окрестности
Одесса. Какой я её увидел.
Одесса. Над портом.
Одесский порт.
Одесса. Перекресток культур: Привоз, вокзал и храмы.
Одесса. Улицы и виды.
Одесса. Молдаванка.
Одесса. Большой Фонтан.
Одесса. Аркадия.
Буджак.
Днестровский лиман. Овидиополь, Каролино-Бугаз, Затока.
Белгород-Днестровский. Крепость.
Белгород-Днестровский. Город.
Между Днестром и Дунаем.
Дуга Струве. Самый странный объект ВКН ЮНЕСКО.
Измаил. Город на Дунае.
Измаил. Бывшая крепость.
Килия. Два берега.
Вилково. Староверы дунайских плавней.
.

Новороссия, дорожное, рыбацкое, Юго-Восточная Украина

Previous post Next post
Up