В Николаеве, областном центре (500 тыс. жителей) в устье Южного Буга, с первых минут ощущается тяжелый индустриальный дух. Что-то неуловимо общее с Магнитогорском или районом Уралмаш в Екатеринбурге - и это неслучайно. Основанный в 1788 году Потёмкиным как верфь Святого Николая (в день которого несколькими месяцами ранее был взят Очаков), почти сразу город превратился в главный на Чёрном море центр судостроения, к ХХ веку выросший в сверхгигант с тремя судозаводами (военные завод имени 61 Коммунара и Черноморский завод, гражданский "Океан"), которые строили крейсера и линкоры, океанские сухогрузы и танкеры, а в последние годы СССР - даже авианосцы.
Военные заводы пережили две Мировые войны, но не выдержали перехода к рыночной экономике и украинской независимости - авианосцы Украине не нужны, а построить крейсер или эсминец тупо нет денег. И хотя Николаев в целом держится на плаву благодаря "Океану" и глинозёмному комбинату, впечатление он оставляет исключительно мрачное.
Николаев стоит на полуострове между Южном Бугом и впадающей в него рекой Ингул, и на севере (со стороны Ингула) находится завод 61 Коммунара, а на юге (со стороны Буга) - Черноморский завод. В первой части осмотрим центральную площадь и первый из двух заводов, вплотную прилегающий к ней, а во второй части прогуляемся по старому городу и доедем до второго завода.
В Николаев мы ехали со стороны Одессы, и решили воспользоваться преимуществом автомобиля - а именно, отклониться от маршрута и полюбоваться городом с другого берега, из посёлка Корениха. Другой берег, вдобавок, оказался высоким, и с первой остановки напротив центра открывался вот такой вид:
Старая часть города, увы, не видна - во-первых, она не доходит до берега, а во-вторых в основном одноэтажная. То, что внизу - это конечно уже не сам Южный Буг, а его эстуарий, залив Чёрного моря, вдающийся в берег на 80 километров. В этом отношении Николаев напоминает Мурманск.
Позади - районы частного сектора, по которым пролегал путь:
А впереди вырисовываются силуэты стапелей Черноморского судозавода:
Мы проехали ещё несколько километров, и среди виноградников обнаружили курган, на которой не замедлили подняться. Отсюда вид был уже таким:
Черноморский судозавод образован из двух заводов, построенных в 1895-97 годах - собственно Черноморского судозавода и франко-бельгийской верфи "Наваль". Именно он и стал в советское время главной военной верфью СССР, причём и в 1920-30-е, и в 1950-80-е уверенно шёл к тому, чтобы стать лидером военного судостроения и в мире: так, накануне войны здесь заложили крупнейшие в мире линкоры "Советская Россия", "Советская Украина" и "Советская Беларусь", которые были бы крупнее и мощнее знаменитых японских
"Ямато" и "Мусаси"... но до войны успели сделать лишь корпуса, а затем Николаев заняли немцы. Впрочем, мега-линкоры были тупиковой ветвью, а вот в 1980-е здесь началось строительство кое-чего покруче - настоящих авианосцев. Завод успел выпустить три авианесущих крейсера ("Адмирал Кузнецов", "Адмирал Горшков" и "Варяг"), из которых лишь "Адмирал Кузнецов" остался в составе Российского флота и даже
был сфотографирован моим папой с борта промыслового судна во время экспедиции в Баренцево море - длина корабля более 300 метров. Накануне перестройки ЧСЗ строил уже полноценные авианосцы, соответствующие американским аналогам... но завершить строительство головного корабля "Ульяновск" не успели.
Ныне завод работает не более чем на 5% мощности, но его стапель с гигантскими кранами (грузоподъёмность до 1000 тонн, длина - 130 метров) оставляет неизгладимое впечатление. Эти краны видны почти из любой точки города, и километров за десять из окрестных степей, оставаясь высотной доминантой Николаева. Подробнее историю ЧСЗ
рассказывал в своём журнале Перископ - с фотографиями и гораздо жёстче.
Ещё немного видов города через залив:
На Черноморский завод мы ещё посмотрим вблизи в конце следующей части, а пока едем в центр, ко второму судозаводу. Вдоль берега залива - в основном многоэтажки, но Старый город начинается уже через пару кварталов. Параллельно Ингулу проходит улица Адмиральская, в начале которой встречает Музей судостроения и флота:
В сам музей мы заходить не стали по причине дефицита времени (да и вроде как он в понедельник закрыт, хотя дверь и открыта), но здание едва ли не самое интересное в Старом городе - штаб Черноморского флота с резиденцией главнокомандующего (1794). В тот год Николаев стал главной базой Черноморского флота - впрочем, всего лишь на 10 лет, пока его в этом качестве не сменил Ахтиар (более известный как Севастополь, непривычное название носивший в 1797-1827 годах).
Перед музеем - аллея с бюстами флотоводцев:
Во двориках у крыльев - всякая военно-морская техника. У правого крыла - такая:
У левого - такая:
Едем дальше по Адмиральской - на полпути до главной площади стоит немецкая кирха начала ХХ века, абсолютно типичная для крупных городов Российской империи:
И буквально на углу площади (кадр снят с неё же) - Русский драмтеатр имени Чкалова в здании 1880-х годов:
Вообще, дореволюционные театральные здания в России - большая редкость, обычно сам театр старше своего здания лет на 100. В Николаеве же всё наоборот - здание дореволюционное, а постоянной труппой город обзавёлся лишь в 1934 году. Изящная дореволюционная архитектура без всякого пролетарского пафоса - странно видеть в насквозь пролетарском Николаеве:
Главную площадь состоит из двух симметричных площадей, разделенные спуском к набережной. Та, на углу которой стоит театр - площадь Ленина, и напротив театрального портика - торец гигантской городской администрации:
Напротив бокового фасада театра - хрущовский Дом Связи, очень неплохой для своего времени:
С другой стороны - площадь Десантников, украшенная современной Никольской часовней, за которой просматривается скучное здание областной администрации:
Центр площади - памятник тем самым десантникам, освобождавшим Николаев под командованием Константина Ольшанского. Вообще, практика высадки десанта для захвата важнейших объектов, в общем-то обречённого на героическую смерть, использовалась в боях за Черноморские порты не раз - таким же образом получилась знаменитая "Малая Земля" в Новороссийске. Здесь, впрочем, основные силы подошли оперативно - и всё-таки из 68 человек десанта в живых осталось лишь 11, да и те в основном тяжело раненные. Погиб и сам командир. Сам памятник крупным планом снять я не догадался, поэтому опять же дам ссылку на
фотографию periskop .
На углу площадей - очень красивый сталинский дом:
С площади Ленина недалеко до набережной Ингула:
Скверик у торца администрации - пожалуй, самое ухоженное место в Николаеве. Памятник полковнику Михаилу Фалееву, который по поручению Князя Потёмкина и строил Николаевскую верфь, краны которой (то есть завода 61 Коммунара) на заднем плане:
Якорь, просто якорь:
И "единая фасада" советских домов, вытянутых параллельно набережной:
Замыкает набережную памятник адмиралу Макарову, который в Николаеве и вовсе родился. За спиной адмирала - Шахматный клуб начала ХХ века, по сей день используемый по назначению.
Набережная совсем короткая, но благодаря высоте не кажется такой тесной, как набережные Херсона:
Очень понравился белый цветок, а точнее лестница, ведущая от него вниз:
Вид наверх - обратите внимание на оформление ступенек:
Внизу - Ингул, небольшая река, на которой стоит также Кировоград. Над самым устьем - разводной мост, за которым пространство Бугского залива:
Чуть выше - пешеходный мост на понтонах, опять же разводной, а за ним краны и заброшенные постройки завода имени 61 Коммунара. Поэтому и мосты разводные - для вывода "изделий":
Завод имени 61 Коммунара - прямой потомок старой Николаевской верфи, был образован в 1920 году слиянием четырёх предприятий: "Трестморсуд" (Трест морского судостроения), "Руссуд" (Русское судостроительное общество), "Ремсуд" (судоремонтный завод), "Тэмвод" (трубный и электромеханический заводы), и своё непроизносимое название получил в память о 61 рабочем завода, расстрелянных белыми в ноябре 1919 года. В советское время завод строил военные корабли - эсминцы, противолодочники, крейсера. Ныне он выглядит мёртвым, хотя работает процентов на десять своей мощности.
Спускаемся к заводской гавани. Мужик у воды красит лодку:
На замусоренном берегу - рыбаки:
Вид на завод с моста открывается постепенно, и если идти со стороны набережной, главная "достопримечательность" завода скрыта за доком в правой части кадра. Впрочем, она видна и с набережной:
Недостроенный крейсер "Украина", который должен был стать флагманом украинского флота. Заложенный в 1984 году как "Адмирал Лобов", это был родной брат крейсера "Москва" - нынешнего флагмана Черноморского флота РФ. Флот в итоге разделили по-братски, и готовый на 75% крейсер был передан новой стране вместе с заводом. К середине 1990-х его готовность удалось довести до 95%, а дальше кончились деньги. Его судьба не определена уже полтора десятилетия - то ли он войдёт в состав украинского флота, то ли его продадут кому-то (России, Китаю, Индии), то ли просто распилят, причём не бюджет, а сам корпус корабля. В июне 2010 года Украина вроде бы окончательно отказалась от крейсера, но и Россия его покупать не спешит - цена за морально устаревший корабль нашим воякам кажется неадекватной.
Брошенный крейсер... Сложно представить зрелище более жалкое. Эта машина могла бы стать действительно грозным оружием, в Холодную войну корабли этого проекта называли "убийцами авианосцев". Да и размер внушительный - длина крейсера почти 180 метров. И вот - лежит брошенный, как ненужная вещь, как игрушка... При мысли о том, что многие в Киеве и Западной Украине искренне рады гибели этих заводов как наследства "гнилого совка", сжимаются кулаки.
Рядом с крейсером - пустые и ржавые стапеля:
Взгляд назад:
Старая заводская ограда - искусственное ущелье ведёт вдоль площади Десантников:
Куда мы и направились:
Очень красивая кладка:
Вид сверху:
Завод тянется вдоль Ингула на километры, и от площади Десантников до заводоуправления надо ещё доехать - впрочем, его шпиль хорошо виден на вводном кадре. Едем по Адмиральской:
А вот и Адмиралтейство - легко подумать, что дореволюционное (даже кораблик на шпиле), но на самом деле 1951 год. Одно и самых впечатляющих заводских зданий, что я видел. С крыльца на меня смотрела, не сводя глаз, тётенька-сторож, но увидев мой фотоаппарат, почему-то успокоилась и ушла восвояси. Ни разу не видел такой реакции на заводах, ни в России, ни на Украине.
Перед заводоуправлением - безобразно запущенный сквер, который я не стал даже снимать, и здания бывшего Морского ведомства 1840-50, ныне занятые строительным коллеждем. Административный корпус:
Бывшие Старофлотские казармы:
А "фасад" завод интересно оформлен на всём своём протяжении. О походе по периметру завода также есть
репортаж Перископа, там показаны и места, куда я не дошёл.
В следующей части пройдём по Старому городу и подъедем к Черноморскому судозаводу.
НОВОРОССИЯ-2011
Как это делалось в Одессе. Вступление.
ДОРОГА К МОРЮ
По России
Перемышль. Под разрушенным собором.
Локоть. Другая сторона войны.
Малороссия (Средняя Украина)
Глухов и
Батурин. Гетманские столицы.
Козелец и его собор.
Остёр. На руинах древней Руси.
Малороссийские зарисовки. Деревни, природа, автобан и немного Киева.
Умань и
парк "Софиевка".
Музей ракетных войск под Голованевском.
НОВОРОССИЯ
Новороссия. Калифорния Российской империи..
Западная Новороссия
Аджигольские маяки в устье Днепра.
Херсон. Проспекты и набережные.
Херсонская крепость.
Херсон. По центру.
Николаев. Вдоль Ингула (верфи и набережные).
Николаев. Старый город и Черноморский судозавод.
Одесса и окрестности
Одесса. Какой я её увидел.
Одесса. Порт.
Одесса. Архитектура.
Одесские дворики.
Одесса. Молдаванка.
Одесса. Чёрное море.
Затока.
Буджак.
Буджак. Между Днестром и Дунаем.
Белгород-Днестровский. Крепость.
Белгород-Днестровский. Город.
Измаил. Город на Дунае.
Дорога вдоль Дуная.
Килия. Два берега.
Вилково. Староверы дунайских плавней.
.