Буджак - угол мира. Часть 1: Днестровский лиман

May 21, 2011 11:51



После 10-дневного перерыва, вызванного поездкой в Донбасс, продолжаю рассказ об апрельской поездке в украинское Причерноморье. Остался последний сегмент - вылазка на юго-запад от Одессы.

При взгляде на карту Украины сложно не заметить треугольный выступ на самом юго-западе, между Чёрным морем, Молдавией и Румынией, с остальной частью страны связанный лишь узкой перемычкой. Турки и татары эту местность называли просто - Буджак, что в переводе означает Угол, и в наши дни это название актуально, как никогда. Этакий Угол Мира между Днестром и Дунаем, античностью и славянством, Степью и Европой. Античная древность, молдавское и османское Средневековье, огромные болгарские сёла и целая республика беглых староверов в дунайских плавнях - всё вместе одна из самых обособленных исторических областей Украины.

В первой части рассказа о Буджаке - о дороге туда из Одессы. Всего 30-40 километров, но крайне насыщенных впечатлениями.

Для начала - несколько фотографий из Одессы. Как бы на прощание:



Жаль, что не повезло с погодой. Чем больше времени проходит с момента, как я покинул Одессу - тем меньше я представляю, когда туда вернусь:



А вообще удивительный город. Даже заводы тут пышные и привлекательные - особенно если учесть, что вчера я вернулся из Донбасса и у меня перед глазами всё ещё стоят леса чёрных от копоти труб.



Выехали на объездную, и вскоре нам открылась уже привычная степь:



Вот как дальнейший путь выглядит на карте, которую мне в комментариях приложил bolshoymike :



До Днестровского лимана от Одессы всего 25 километров, и первый пункт на его берегу - город (точнее, ПГТ) Овидиополь (11 тыс. жителей):



Основан он был в 1793 году на месте турецкой крепости Хаджи-Дере, а назван в честь древнеримского поэта Овидия, который по легенде отбывал ссылку в соседней Тире (Белгороде-Днестровском) точно напротив Овидиополя. Но в общем ничего интересного мы здесь не увидели, хотя теоретически где-то в посёлке есть едва ли не единственный в бывшем СССР памятник Овидию.



В 8 километрах от Овидиополя в сторону Чёрного моря - село Роксоланы, название которого отсылает то ли к полумифическому сарматскому племени, которое в 19 веке многие считали предками русов, то ли к Роксолане - украинской жене султана Сулеймана Великолепного, которая попала к последнему как наложница и успешно его загнала под каблук. В общем, в Новороссии очень быстро перестаёшь удивляться пафосным топонимам.



Остановившись у придорожного базарчика, мы решили спуститься к лиману, полюбоваться на Белгород-Днестровский:



Путь вниз вёл по обыкновенной сельской улочке. Типичные пейзажи причерноморских сёл:



Живность - индейки и куры:



Несусветно уродливое существо, напоминающее гибрид индюка с уткой (мускусная утка?):



И бесчисленные козы:



Типичная одежда здешних старушек - передник, косынка и сапоги:



На берегу лимана пахнет солью, йодом и водорослями. У меня этот запах всегда ассоциируется с морями российского и украинского Юга, но при этом хорошо видно, что лиман - не море:



Если Днепр образует правильный эстуарий, а Дунай - правильную дельту, то у Днестра не менее правильный лиман - широкий, мелкий, глубоко вдающийся в материк залив, отделённый от моря песчаной косой и больше напоминающий солёное озеро. И именно Днестровский лиман превращает Буджак в "угол мира" - из Украины сюда всего два въезда.



Северный (через Паланку) - транзитный коридор через Молдавию, а южный (через Затоку) - дорога по узкой полосе между лиманом и морем:



Оба пути имеют препятствия: в Паланке - пропускной пункт (хотя официально это не считается въездом в Молдову), а в Затоке - подъёмный мост:



По прямой же отсюда всего 5-6 километров до Белгорода-Днестровского, также известного как римская Тира, молдавская Четатэ-Альба, турецкий Аккерман - словом, историческая столица Буджака. Из Роксолан и Овидиополя прекрасно видна Аккерманская крепость (точнее, её самая высокая часть - генуэзская Цитадель), левее которой просматривается греческая церковь Иоанна Предтечи (1482)



Но в основном Белгород-Днестровский через лиман выглядит так:



Одинокая лодка на лимане, рыбаки вытаскивают сеть:





Едем дальше. Самое примечательное здание села - вот такой вот послевоенный ДК, "двойники" которого несколько раз попадались нам за Днестром:



А вот и сама Затока - узкая песчаная коса в несколько кварталов шириной, отделяющая лиман от моря. По происхождению - родная "сестра" знаменитой Пересыпи, только та отделяет от моря Куяльницкий и Хаджибеевский лиманы. Коса разделена пополам устьем Днестра, и ближе стоит посёлок Каролина-Бугаз, а дальше - собственно Затока:



Каролино-Бугаз примечателен огромным заброшенным пансионатом - впрочем, на одесском взморье это не редкость:



Но в целом курортное хозяйство тут развивается - в огромных количествах строятся мини-отели, гостевые домики, базы отдыха, с которыми огромные советские пансионаты просто не могут конкурировать. Цены тут ниже, чем в Крыму, и говорят, эти курорты очень популярны у жителей Западной Украины. Типичный пейзаж Каролино-Бугаза:



Машины на переднем плане стоят не просто так - с 11 до 12 мост через устье Днестра поднят. Мы подъехали сюда в без двадцати двенадцать:



К мосту выстроилась полукилометровая очередь, в том числе очень непривычные в украинских степях лесовозы - штабеля брёвен в Белгородском порту мы уже видели чуть выше:



Стоим, ждём. Автомобилисты и пассажиры уже начинают понемногу знакомиться друг с другом... пока в кадре внезапно не появляется корыто:



Слух о нём разносится по очереди мгновенно, и люди рассаживаются по машинам. Я тоже бегу обратно, но успеваю заснять посудину уже на другой стороне моста, в лимане:



Небольшая пристань за мостом. Вид в сторону моря (снято по дороге обратно):



И в сторону лимана:



Вот и сама Затока - курортный посёлок, больше всего напомнивший мне район 16-й станции Большого Фонтана в Одессе. Здесь тоже пока ещё не сезон, и улицы выглядят запущенно и негостеприимно:



Небольшой вокзал - между Днестром и Дунаем довольно разветвленная сеть железных дорог с одним въездом из Украины (как раз через разводной мост), двумя - из Молдавии и одним из Румынии. Из Одессы в Белгород ходят электрички (в пути более 2 часов):



Последний взгляд на разводной мост. Как и Молдова, и Буковина, эта территория вошла в состав СССР лишь в 1940 году, хотя по сравнению с последними сохранила в разы меньше румынских следов. Где-то здесь, на этих берегах румынские пограничники побили и обобрали Остапа Бендера.



В следующих двух частях - о Белгороде-Днестровском.

НОВОРОССИЯ-2011
Как это делалось в Одессе. Вступление.
ДОРОГА К МОРЮ
По России
Перемышль. Под разрушенным собором.
Локоть. Другая сторона войны.
Малороссия (Средняя Украина)
Глухов и Батурин. Гетманские столицы.
Козелец и его собор.
Остёр. На руинах древней Руси.
Малороссийские зарисовки. Деревни, природа, автобан и немного Киева.
Умань и парк "Софиевка".
Музей ракетных войск под Голованевском.
НОВОРОССИЯ
Новороссия. Калифорния Российской империи..
Западная Новороссия
Аджигольские маяки в устье Днепра.
Херсон. Проспекты и набережные.
Херсонская крепость.
Херсон. По центру.
Николаев. Вдоль Ингула (верфи и набережные).
Николаев. Старый город и Черноморский судозавод.
Одесса и окрестности
Одесса. Какой я её увидел.
Одесса. Над портом.
Одесский порт.
Одесса. Перекресток культур: Привоз, вокзал и храмы.
Одесса. Улицы и виды.
Одесса. Молдаванка.
Одесса. Большой Фонтан.
Одесса. Аркадия.
Буджак.
Днестровский лиман.
Белгород-Днестровский. Крепость.
Белгород-Днестровский. Город.
Между Днестром и Дунаем.
Измаил. Город на Дунае.
Дуга Струве. Самый странный объект ВКН ЮНЕСКО.
Дорога вдоль Дуная.
Килия. Два берега.
Вилково. Староверы дунайских плавней.
.

Буджак, природа, Новороссия, железнодорожное, дорожное, транспорт, Одесская область, рыбацкое, курортное, Юго-Восточная Украина

Previous post Next post
Up