Одесса. Часть 5: дома и улицы

May 08, 2011 12:34



В этой части попробую показать свои впечатления от одесской архитектуры и просто пейзажей старого города. Не претендую на полноту или объективность. Кроме того, невезение с погодой сказывается и здесь, причём особенно от серости "пострадали" знаковые памятники типа Оперы или Пассажа, в то время как по мере нашего пути от порта к вокзалу погода постепенно прояснялась. И ещё: несовершеннолетним не смотреть, под катом есть обнажёнка!

Одесса не имеет яркого выраженного Главного Здания или даже просто Центрального Ансамбля. Ничего похожего на петербургское Адмиралтейство, львовский Старый город вокруг Рынка, киевские Майдан и Софийский собор. Всё, что есть в Старой Одессе, подчинено единой логике, это чёткая система - но система совершенно ацентрическая. Что ж, на то и Вольный город...
И Спасо-Преображенский собор из прошлой части можно назвать сердцем города или доминантой не в большей степени, чем Оперный театр:



Первый театр в Одессе появился ещё в 1810 году, посещался Пушкиным, однако сгорел в 1878. Один из красивейших театров мира (на постсоветском пространстве с ним может потягаться разве что опять же оперный во Львове) построен в 1882-86 годах бюро "Фельнер и Гельмер" - эта фирма построила около 40 театральных зданий по всей Европе от Англии до Болгарии (например, в Черновцах), и Одесская опера стала её лучшей работой. Впрочем, внешнее убранство театра второстепенно, самое потрясающее в нём - внутренний зал, но мы внутрь не заходили, да и не знаю, пускают ли туда просто так. Вот снимок из википедии:



А снаружи, как мне показалось, самое замечательное в этом здании - скульптуры:



Увы, в отличие от Львова, здесь было не столь фотогеничное освещение. И всё же по сравнению с Львовской оперой, здесь особенно бросается в глаза "живость" этих скульптур - гораздо более динамичные и человеческие позы, гораздо более живые лица, выражения которых местами переданы не хуже, чем на картинах. И - человеческое несовершенство тел:





Скульптур достойны и мозаики:



Как и Львов, Одесса очень богата скульптурной обнажёнкой. В Москве, Петербурге и тем более российской провинции я подобных скульптур почти не видел - ибо СРАМ. В бывшей Австро-Венгрии, на родине фрейдизма и мазохизма, обилием подобных сюжетов в скульптуре я был потрясён. Так вот - в Одессе их не меньше, причём сразу бросается в глаза, насколько другой по сравнению с Австрией здесь был идеал красоты. Если там каменные дамочки были в основном хрупкие и аристократические, то здесь в почёте более пышные формы, чтобы "в теле" и с крепкими бёдрами:





Вторым самым роскошным зданием Одессы мне показался Пассаж (1898-99) на углу Соборной площади и Дерибасовской:



Что в нём такого уж роскошного, спросите Вы? А давайте зайдём во внутрь. Причём на входе советую посмотреть наверх - на секунду можно поверить, что это не стилизация, а византийский трофей времён русско-турецких войн:



А вот и сам пассаж - застеклённая улочка:



Не знаю, передаёт ли всю роскошь этого зрелища фотоаппарат, особенно с учётом грязно-серого света через мутное стекло, но меня это здание впечатлило сильнее, чем Московский ГУМ изнутри:





Атриум пассажа имеет Г-образную форму, и его конец выглядит так:



Но больше всего впечатляют опять же голые дивы на балконах:



Их тут всего два варианта, но попав в один ракурс они образуют интересную диалектику:



Но вообще, каменные девицы (не путать с каменными бабами!) из пассажа - пожалуй, лучший образец своего жанра, который я только видел. И дело не только в эротичности, но и даже просто в выражении лиц, по которым при желании можно строить целые сюжеты:



Пассаж стоит на той самой Дерибасовской, и надо сказать, внешнему виду этой улицы очень далёко до своей фольклорной славы. Замечательна Дерибасовская скорее тем, что очень хорошо сохранила пейзаж старой одноэтажной Одессы рубежа 18-19 веков. Действительно, она достойно называться в честь первого градоначальника:



А арбатом Дерибасовская стала ещё в 1984 году. Одесская тема обыграна хорошо - вот на опушке Городской сада, на одной линии Двенадцатый стул, певец Леонид Утёсов и Сергей Уточкин - гонщик, борец и второй в России авиатор (1910). От туристов не протолкнуться - и к стулу, и к Утёсову стоят целые очереди.



Металлическая решётка с датой - для функциональных элементов в России бывшей и нынешней возраст очень солидный:



С Дерибасовской хорошо видна Греческая площадь с торговым центром "Афина" - пожалуй, самым беспардонным новоделом в Одессе.



Вид в обратную сторону поприятнее. О назначении полукруглых зданий (а их тут два) так ничего узнать и не смог:



А на Дерибасовской, угол Екатерининской - вот такая сталинка (1951), увенчанная каменным гарпуном. Такая деталь не случайна - это был Дом Китобоев, то есть администрация китобойной флотилии, ходившей в 1947-87гг. в Антарктику. Впрочем, об одесских китобоях я подробнее писал в посте про порт.



Ещё пара замечательных зданий в совсем другом месте - у начала Польского спуска. С одной стороны - Филармония, построенная в 1899 году как Новая Купеческая биржа:



Причём её облик явно отсылает к архитектуре средневековой Валахии или хотя бы Молдавии, вплоть до орнаментов из цветной черепицы. Такое здание легко представить в Черновцах, хотя там эта тема обыгрывается изящнее.





На другой стороне улицы - гостиница "Бристоль" (1898), более известная как "Красная" - под таким названием она существовала в советское время. Здесь останавливались Олридж, Драйзер, Анри Барбюс и другие:



И здесь отчётливо понимаешь, что в общем-то изображение голой женщины играло в те годы ту же роль, что и сейчас. Вот стоит каменная девица, причём весьма симпатичная, на балконе, рукой машет. Намекает - здесь хорошо и само пребывание в отеле станет неземным удовольствием:



У ворот - опять же голая барышня и атлет. На языке символов это значит: "Здесь - комфорт и безопасность!":



Видимо, потому столь популярны эти образы в Одессе, куда "приезжали или делать деньги, или тратить деньги" - безусловно, что эти психологические закономерности узнали раньше, чем само слово "психология". А отношение к демонстрации тела сто лет назад было едва ли не проще, чем сейчас. Ну например в эпоху Серебряного века известны случаи, когда поэтессы на литературных вечерах выступали обнажёнными. В наше время бы при виде такого кто-нибудь бы вызвал милицию...



В основном же Старая Одесса выглядит так: по сравнению с Львовом гораздо суровее и монументальнее, а по сравнению с Петербургом - гораздо уютнее и человечнее. Но с последним Одессу роднит геометричность - решётка идеально прямых улиц и ровный, за исключением спусков к морю, рельеф.



Цельность Старого города, который тут в общем весьма компактный, вполне на уроне Петербурга, а подобные места, которые очень любят постить блоггеры - скорее исключение, чем правило:



Одна из самых ярких черт одесского пейзажа - это вот такие "платановые тоннели". Платан с его белой корой и причудливыми изгибами ствола - вообще главное дерево Новороссии, в здешних городах столь же само собой разумеющееся, как в Киеве - каштаны, а в России - берёзы. Но в Одессе платаны вдоль улицы образуют правильные галереи. Так что если интересуетесь архитектурой - лучше езжайте сюда не летом:



По мере движения от порта к вокзалу этажность, монументальность и вычурность уменьшаются, и где-то за Еврейской наступает "Одесса для своих":





А это - и вовсе знаменитая Малая Арнаутская, на которой, как известно, делается весь импорт. Она ведёт на Молдаванку, где пейзажи "непарадной Одессы" ещё колоритнее. Кое-где ближе к вокзалу сохранились старые опоры электропередач:



Вообще, в Одессе атмосфера впечатляет сильнее, чем пейзаж, а пейзаж - сильнее, чем отдельные здания:





Домики в южной части Старого города - судя по всему, какие-нибудь еврейский магазины:



Попадается и конструктивизм:



А вот это мрачное здание - не абы что, а СБУ (Служба Безопасности Украины), в прошлом стало быть КГБ:



Что же касается деталей, то в общем их тут на порядок меньше, чем в пересыщенных малыми формами Львове и Черновцах - но они есть и очень достойны, причём зачастую не отличишь, где капиталистическое, а где советское:









Но в общем, хочу сказать, что центр Одессы мы изучили довольно посредственно. Погода также не способствовала - многие кадры могли быть гораздо красивее... нет, ну то есть я понимаю, что хороший хирург поможет плохому танцору, но в общем если Вам по этим снимкам город показался не впечатляющим - это моя недоработка, в архитектурном плане Одесса как минимум на уровне Львова. В общем, думаю, в гипотетический следующий раз мне с погодой повезёт больше.
По той же причине не буду делать обещанный пост об одесских двориках - я видел их слишком мало для сколько-нибудь объективного взгляда, всего штук 20-30.

Зато мы хорошо изучили Молдаванку, о которой, в том числе о колоритнейших двориках, что я когда-либо видел - в следующей части.

НОВОРОССИЯ-2011
Как это делалось в Одессе. Вступление.
ДОРОГА К МОРЮ
По России
Перемышль. Под разрушенным собором.
Локоть. Другая сторона войны.
Малороссия (Средняя Украина)
Глухов и Батурин. Гетманские столицы.
Козелец и его собор.
Остёр. На руинах древней Руси.
Малороссийские зарисовки. Деревни, природа, автобан и немного Киева.
Умань и парк "Софиевка".
Музей ракетных войск под Голованевском.
НОВОРОССИЯ
Новороссия. Калифорния Российской империи..
Западная Новороссия
Аджигольские маяки в устье Днепра.
Херсон. Проспекты и набережные.
Херсонская крепость.
Херсон. По центру.
Николаев. Вдоль Ингула (верфи и набережные).
Николаев. Старый город и Черноморский судозавод.
Одесса и окрестности
Одесса. Какой я её увидел.
Одесса. Над портом.
Одесский порт.
Одесса. Перекресток культур: Привоз, вокзал и храмы.
Одесса. Улицы и виды.
Одесса. Молдаванка.
Одесса. Аркадия.
Одесса. Большой Фонтан.
Затока.
Буджак.
Буджак. Между Днестром и Дунаем.
Белгород-Днестровский. Крепость.
Белгород-Днестровский. Город.
Измаил. Город на Дунае.
Дорога вдоль Дуная.
Килия. Два берега.
Вилково. Староверы дунайских плавней.
.

Новороссия, Одесская область, дорожное, Одесса, Юго-Восточная Украина

Previous post Next post
Up