Килия (ударение на последний слог), райцентр в 220 километрах от Одессы (21 тыс. жителей), обычно остаётся в тени своих двух соседей - портового Измаила и старообрядческого Вилкова. Последний, кстати, входит именно в Килийский район. Добираться сюда неудобно - адекватная по качеству дорога представляет собой 40-километровый аппендикс от трассы Одесса-Измаил, а дороги к соседним городам отличаются феерической разбитостью: 15 километров до Вилкова вдоль дунайского берега можно преодолевать час. И всё-таки Килия тоже по-своему интересна - в частности, здесь есть молдавская церковь 15 века и - что ещё интереснее - виды на Румынию через Дунай. Ведь на самом деле украинская Килия - не более чем Килия-Нова, в то время как Килия-Веке (Старая Килия) так и осталась в составе Румынии.
С первых минут Килия удручает своей запущенностью. Один из самых депрессивных городов, что я когда-либо видел:
Мрачное захолустье, особенно по контрасту с большим портовым Измаилом и опрятным Вилковом, где чувствуется крепкая рука старовера. Как мне показалось, Килия довольно аморфна, и большая её часть - частный сектор с островками хрущовок:
Заброшенный ресторан - образ из начала 1990-х:
Немного опросив прохожих, мы выехали к дунайскому берегу. Времени было в обрез, быстро темнело, а нам надо было ещё как-то успеть в Измаил - помня дикие ямы на вилковской дороге, мы понимали, что если и до Измаила так - в темноте мы туда не доедем. Но то ли меня в очередной раз не подвело чутьё, то ли просто азарт путешественника перевесил здравый смысл, но жертвовать осмотром Килии мы не стали.
От дунайского берега кварталы города отделяет полоса пустырей, а за пустырями и руслом Дуная виден ещё один город - уже упомянутая Килия-Веке:
Пока папа и Елена парковали машину, я направился к берегу через эти пустыри. Навстречу выскочил пьяный мужичок лет тридцати, спросил:
-Ты чо, поп?
-Нет.
-Да ладно, я ж вижу, что поп! - и пошёл дальше. Я с пьяными стараюсь дела не иметь, и мы так бы и разошлись - но тут у него на пути оказался мой папа:
А так как мой отец много лет работал в море, научным сотрудником в крабовых рейсах на Дальнем Востоке, с такой породой, как этот мужичок, он видимо вообще хорошо ладит. В общем, дальше диалог вышел примерно такой:
-А куда тут идти, чтоб Румынию видно?
-Да вон туда... А вы кто такие?
-Туристы.
-Да ну?! Откуда?!
-Из России.
-Фигасе! А откуда из России.
-Из Москвы.
-Из самОй Москвы?! Ну нифига себе!
В общем, мы обзавелись отличным гидом. Остаётся только предполагать, что думал мужичок в этот момент: идёшь себе домой - пьяный, довольный, и тут тебе на голову не понятно откуда сваливаются трое туристов из Москвы... а туристов в Килие не видели, наверное, отродясь. Вдобавок, мужичок оказался ещё и немного моряк - ходил по Чёрному морю, что дополнительно способствовало взаимопониманию.
-А вон то у нас - элеватор! Самое высокое здание в городе, румыны строили! Я забирался - с него Болгарию видно! (думаю, приукрашивает).
-А это вот крепость бывшая, Суворов строил! Тут раньше ваще погразона была, колючая проволока, ты б только попробовал сюда сходить! А там вон у нас - мясокомбинат (указывает на трубу с густым чёрным дымом). Румыны всё жалуются - сорит! Владелец уже пятый год обещает очистную поставить.
-А я где тока ни работал! И в море ходил, и на заводе... Было дело и у вас работал, в Питере. Не понравилось, не поеду больше. Не-не, заплатили всё как обещали, и вовремя, но РАБОТАТЬ заставляли! А в Румынии я тоже был. Думал - Евросоюз, всё такое... А оказалось - ни х...я там хорошего нет!
На сей оптимистичной ноте я отошёл от них так, что перестал слышать, на мостик с заглавного кадра. Помимо меня на площадке были ещё и двое подростков, мальчик и девчонка лет 12, и говорили они не по-славянски - может, румыны, а может - цыгане. За Дунаем отлично видна Килия-Веке (3200 жителей):
С неё и началась история этого города, и есть версия, что это старейшее античное поселение на территории бывшего СССР - ему чуть ли не 2700 лет! По другой версии, Килия основана в 385 году до нашей эры (то есть она на сто с небольшим лет моложе Белгорода-Днестровского), и изначально называлась Ахиллия. Затем - всё как везде: Римская империя, нашествие гуннов, повторное основание византийцами под жутковатым названием Ликостом ("Волчья пасть"), Монгольское нашествие, после которого Килия стала самым западным городом Золотой Орды. В 1352-59 годах она успела побыть под властью Венгрии, до 1484 года - в составе Молдавии, а до 1812 - под Османским игом. Килия-Нова была основана в 1465 году Стефаном Великим как крепость - одна из почти не сохранившейся Дунайской линии (а каковы были масштабы молдавских крепостей, можно судить по Днестровской линии - Хотин, Сорока, Бендеры, Аккерман). В 18 веке Килия успела побыть одним из центров сначала казаков-некрасовцев, затем Задунайской Сечи. В 1812-56 годах обе Килии были в составе России, в 1856-78 и 1918-40 - в составе Румынии. В остальное же время последние двести лет они разделены границей.
Полюбуемся на румынскую Килию при помощи 20-кратного зума:
По статусу это не город, а комунна - румынский аналог ПГТ. Ряд ухоженных домиков вдоль берега и замыкающая их церковь Архистратига Михаила (1854), как раз во время моего единственного визита убранная в леса. Высота её башен 54 метра:
А внизу... Внизу всё то же самое. Двое в разбитой повозке, замусоренная трава, старые-старые автомобили, кривые заборы, соломенная крыша. Точно такая же нищета:
Вероятно, бывший Речной вокзал:
А это - кажется, погранзастава:
Есть в Старой Килие и другие интересные места вроде старообрядческой церкви - но отсюда их уже не увидеть, а Дунай не пересечь.
Небольшая статья про Килию-Веке есть на сайте Килии-Новой.
Отсюда мы вернулись к машине, и направились к следующему объекту - древней Никольской церкви. Дорогу к ней нам объяснил наш пьяный товарищ, который сказал, что ему всё равно надо в центр к друзьям и напросился в машину.
Церковь стоит где-то в глубине города, на краю уездного центра, довольно далеко от дунайского берега, и построена была то ли в 1485, то ли в 1648 году.
Впрочем, самая заметная её часть - колокольня-фасад, уже 1891 года, сама же церковь выглядит так:
Лаконичное приземистое здание с контрфорсами. Но её главная особенность хорошо видна внутри - я даже тихонечко сделал кадр во время службы:
Старая часть церкви, где находится непосредственно храм и алтарь, на 2,1 метра заглублена в землю. Дело в том, что турки запрещали молдаванам строить полноценные храмы: православная церковь по высоте не должна была превосходить всадника на лошади. Поэтому церкви 15-16 веков, построенные под турецким игом, были полуподземными. Таких сохранилось немало в Молдове и Румынии, а на Украине эта церковь, кажется, единственная.
У церкви большой двор, где в самом разгаре благоустройство:
Особенно запомнился вот такой вот миниатюрный и пугающе русский (московский) храм:
В общем, один из самых интересных архитектурных памятников Южной Украины, и если верна первая дата (1485) - более старые здания сохранились только в Крыму и Белгороде-Днестровском.
Здесь уже начинаются кварталы уездного города. Здание слева, если я не ошибаюсь - первая электростанция (1929), памятник румынской промышленной архитектуры:
На главной площади мы высадили пьяного друга, который едва не напросился с нами в Измаил - и ведь интерес к нам с его стороны были совершенно искренний. Да и правда - не каждый день таких увидишь... Так и представляю, как с утра в своём доме, протрезвев, он будет вспоминать - правда ли водил вчера по городу трёх москвичей? А может быть - просто уже и не вспомнит, как провёл пьяный вечер.
Уездную Килию я фотографировал уже из окна машины - времени было в обрез, наползали сумерки. Теоретически, тут есть ещё пара церквей, в том числе старообрядческая и
Покровский собор (1836), но мы их уже не нашли, да и не слишком искали. Вот просто несколько домиков на килийских улицах:
Застройка в основном очень скучная, но цельная:
Хотя попадаются и своеобразные домики - вот этот, наверное, румынский:
А это - скорее сталинский ДК уже на самой окраине Килии, которая довольно быстро расползается морем честного сектора (
конструкцию хат я уже показывал раньше):
А за Килиёй дорога подарила нам потрясающе красивый закат в придунайских плавнях:
Следующая часть - последняя в этом путешествии. О "старообрядческой республике" в дунайских плавнях - городе Вилково.
НОВОРОССИЯ-2011
Как это делалось в Одессе. Вступление.
ДОРОГА К МОРЮ
По России
Перемышль. Под разрушенным собором.
Локоть. Другая сторона войны.
Малороссия (Средняя Украина)
Глухов и
Батурин. Гетманские столицы.
Козелец и его собор.
Остёр. На руинах древней Руси.
Малороссийские зарисовки. Деревни, природа, автобан и немного Киева.
Умань и
парк "Софиевка".
Музей ракетных войск под Голованевском.
НОВОРОССИЯ
Новороссия. Калифорния Российской империи..
Западная Новороссия
Аджигольские маяки в устье Днепра.
Херсон. Проспекты и набережные.
Херсонская крепость.
Херсон. По центру.
Николаев. Вдоль Ингула (верфи и набережные).
Николаев. Старый город и Черноморский судозавод.
Одесса и окрестности
Одесса. Какой я её увидел.
Одесса. Над портом.
Одесский порт.
Одесса. Перекресток культур: Привоз, вокзал и храмы.
Одесса. Улицы и виды.
Одесса. Молдаванка.
Одесса. Большой Фонтан.
Одесса. Аркадия.
Буджак.
Днестровский лиман. Овидиополь, Каролино-Бугаз, Затока.
Белгород-Днестровский. Крепость.
Белгород-Днестровский. Город.
Между Днестром и Дунаем.
Дуга Струве. Самый странный объект ВКН ЮНЕСКО.
Измаил. Город на Дунае.
Измаил. Бывшая крепость.
Килия. Два берега.
Вилково. Староверы дунайских плавней.
.