Во второй части
рассказа про Астану, казахскую столицу в чистом поле - о двух самых интересных её постройках, впечатляющих даже среди астанинского буйства современной архитектуры. Оба проектировал сам
Норман Фостер, законодатель стиля "био-тек", автор знаменитого лондонского "огурца" и десятков других проектов по всему миру. Это торгово-развлекательный комплекс Хан-Шатыр (Ханский шатёр) и монумент Байтерек - "мировое древо" из бетона и стекла.
На Левом берегу, в перспективе Туранского проспекта с его национальными культурно-развлекательными центрами (в кадре - грузинский, польский, узбекский и русский), нельзя не приметить странную и огромную конструкцию:
3.
Это и есть Хан-Шатыр, построенный в 2006-2010 годаз. Наклонная игла высотой 150 метров и действительно самый настоящий шатёр из прозрачной мембраны, плавно переходящей в каменный цоколь:
4.
Он стоит на самом краю города - действительно шатёр посреди степи:
5.
Ещё более впечатляюще этот купол выглядит ночью, наполненный переливающимся светом:
6.
7.
И в ледяную зимнюю ночь желание туда зайти непреодолимо:
8.
В плане "шатёр" выглядит так:
9.
Но виды снаружи не сравнятся с видами изнутри. Общий вид главного зала снизу - увы, не очень резкий: какая была температура на улице, можно увидеть на кадре №9, и после нескольких часов прогулки фотоаппарат охладился до такой степени, что на объективе выступала даже не испарина, а изморозь. Я оттирал и отогревал его минут пять, но полностью это не помогло.
10.
Всё вместе в кадр не влезает, но шатром можно любоваться не задирая голову, а напротив, глядя под ноги:
11.
Используемая часть объема "шатра" относительно невелика - всего 5 этажей в цоколе (который, в свою очередь, как видно снаружи - даже не половина высоты шатра), каждый из которых специализируется на чём-то своём. Для нас особенно актуален четвёртый, где обитают разнообразные фастфуды:
12.
Зал ночью. "Градусник" в центре - на самом деле обзорный подъёмник, воспользоваться которым я поленился:
13.
Купол, за куполом - страшная ледяная ночь:
14.
Крепления тросов, на которые он опирается - каждая из этих штуковин диаметром примерно в человеческий рост:
15.
Просто виды купола:
16.
17.
18.
Здесь растут пальмы, а снаружи - ледяной ад. Мембрана лучше, чем стекло показывает близость внешнего мира, и ощущение, будто бы ты гуляешь одновременно среди пальм и снегов, и тебе тепло. Перепад температуры по разные стороны мембраны - 40-50 градусов.
19.
На нескольких кадрах мы вы уже могли заметить вот эту кабинку и металлическую линию:
20.
Кабина снизу:
21.
Это небольшой мнорельс, опять же обзорный, и опять же я поленился на нём проехаться. Тем не менее, электротранспорт в Астане всё-таки есть!
22.
Виды на обледенелый закатный город:
23.
24.
Хан-Шатыр построен практически в голой степи, на самом краю городской застройки. В перспективе его район должен выглядеть так, но пока, как можно убедиться по предыдущим кадрам, построено всего две из этих башен:
25.
На месте других же пока пригородные дачки, судя по всему уже расселенные и заброшенные. Можно ли поверить, что Хан-Шатыр левее границы кадра, а за спиной - самый пафосный район Астаны?
26.
Левый берег, где всё огромное, блестящее и далёкое:
27.
А вот такой вид открывается непосредственно с крыльца Хан-Шатыра - за Туранским проспектом подрастает Парк Любви, за которым гигантские ворота "Казмунайгаза" открывают бульвар Нур-Жол - "Дорогу к Свету". Свет в данном случае - то ли президентский дворец Ак-Орда, в который упирается бульвар, то ли Байтерек, маячащий в перспективе:
28.
А так с той стороны ворот выглядит сам Хан-Шатыр:
29.
Байтерек же, высотой 97 метров, стоит примерно в 2 километрах от Хан-Шатыра - это только кажется, что бульвар короткий, на самом деле его длина более трёх километров. Байтерек - сооружение не практическое, а сугубо мемориальное, и замышлялся Назарбаевым он именно как символ Обновленного Казахстана, заложенный вместе с Астаной и открытый в 2002 году. Вот что пишут о его концепции на википедии:
«Байтерек» (...) выражает космогонические представления древних кочевников, по преданиям которых на стыке миров протекает Мировая река. На её берегу возвышается Дерево жизни - Байтерек, корнями удерживающее землю, а кроной подпирающее небо. Корни (...) находятся в подземном мире, (...) ствол - земном, а крона - в небесном. Каждый год в кроне Дерева священная птица Самрук откладывает яйцо - Солнце, которое проглатывает дракон Айдахар, живущий у подножия дерева жизни, что символически означает смену лета и зимы, дня и ночи, борьбу Добра и Зла. «Байтерек» означает молодое, крепкое, растущее дерево, символизирует собой государство, сохранившее свои исторические корни, имеющее прочную опору и устремленность к будущему процветанию.
30.
В народе же не заморачиваются с высокой мифологией, и называют эту конструкции проще - Чупа-Чупс:
31.
Хотя теоретически Байтерек - это культурный центр с кафе и художественной галереей, на практике внутри почти ничего нет. Общий вид холла я почему-то не заснял, но именно туда приземляется лифт
в видео из прошлой части - мне больше всего запомнились аквариумы с очень красивыми рыбами. Лифт по стеклянному "стволу" уходит в крону-Солнце - в Байтереке, фактически, всего два этажа:
32.
Внутри "Солнца", диаметр которого 22 метра, снимать довольно сложно - нужен конкретный широкоугольник. Если вкратце, оно состоит из двух ярусов - на нижнем кафе, а на верхнем вот такой подиум:
33.
Площадка наверху:
34.
Это своего рода храм Независимости с двумя алтарями. Первый называется Аялы-Алакан, что означает "Добрая ладонь", и отличается очень красивыми национальными барельефами по периметру:
35.
Наверху же - действительно ладонь. Или нет - Ладонь. Если точнее - оттиск руки Нурсултана Назарбаева, который сам по себе служит одним из символов Казахстана - например, силуэт Руки изображён на тенге:
Подняться на Байтерек и приложить руку к Ладони - это настоящий ритуал. Почти сразу после меня сюда пришла целая семья казахов явно откуда-нибудь из аула - муж с длинной азиатский бородой, жена, две дочки. По очереди приложили руку, и лица у них выражали отнюдь не "зацени, какая тема" - всё было очень серьёзно. Мне хотелось их сфотографировать, но как уже говорилось, объектив перед каждым кадром приходилось протирать от испарины, и я не успел. Однако приобщился и я:
36.
Второй "алтарь" ещё интереснее - это памятник Конгрессу Мировых Религий,
прошедшему в Астане в сентябре 2003 года, в ходе которого представители 17 разных конфессий одновременно совершили молебен в переносных храмах-юртах, расставленных вокруг Байтерека:
37.
А вот виды с Байтерека, по крайней мере в темноте, не очень: стекло не совсем прозрачное, довольно грязное (мне вообще сложно представить, как его чистят) и всё в бликах. Но за "Казмунайгазом" - не блик, а, как вы наверное уже догадались - Хан-Шатыр:
38.
И честно сказать, Байтерек меня скорее разочаровал - интересно, но не более того. А вот Хан-Шатыр - на мой взгляд, лучшая новостройка постсоветского пространства, самый смелый и оригинальный проект, который я только видел. Он входит в
список 10 лучших мировых эко-построек, и то, что подобные шедевры создаются не только в Шанхае или Лондоне, но и в местах, куда можно доехать на поезде по внутреннему паспорту, не может не радовать.
Есть в Астане и ещё одна фостеровская постройка -
Дворец Мира и Согласия, представляющий собой стеклянную пирамиду со всеми сторонами по 65 метров. Она стоит уже за Ишимом, но в створе "Дороги к Свету". Я видел её из окна автобуса, но честно говоря, после Хан-Шатыра и Байтерека она не впечатляет.
В следующей части - о самом бульваре Нур-Жол.
ЦЕЛИНА-2010
Вступление. Обзор экспедиции.
Россия. Курганская область
Шадринск.
Курган.
Северный Казахстан.
Петропавловск. Центр.
Петропавловск. Предместья.
Практическое отступление.
Как я регистрировался в Астане.
Астана. Новая столица в чистом поле.
Астана. Хан-Шатыр и Байтерек.
Астана. Бульвар Нур-Жол.
Темиртау. "Казахская Магнитка" проездом.
Караганда. Центр.
Караганда. Не центр.
Экибастуз. Город Царицы Труб.
Павлодар.
Семипалатинск. Центр и Полковничий остров.
Семипалатинск. Татарский край.
Семипалатинск. Левый берег.
Возвращение в Россию. Сибирь.
Рубцовск.
Немного Новосибирска.